РЕШЕНИЯ V ПЛЕНУМА ЦК Д0САА4КАЗАНЬ ВКазани обучено 187 преподавателей-общественников * Ю. О жиганова подготовила 406 мотоциклистов * Э кзамены принимает квалификационная комиссия горкомаДОСААФD Татарский республиканскийи Ка" занский городской комитеты ДОСААФ приходит много писем, в ко ­ торых активисты Общества просят рассказать отом , к ак нам удалось ужевоктябре 1957 года более чем в два раза перевыполнить план подготовки водителей автомобилей имотоциклов . В этой статье мне хочется поделиться с товарищами нашимопытом работы. В Татарии, как впрочеми во всех об ­ ластях нашей Родины, тяга молодежик овладению техническими знаниями очень велика. В этом нет ничего удивит ельного : ведь скаждымгодом растет количество различных машини механ измов , используемых внародном хозяйстве. В самых отдаленных районах нашей республики сейчас имеются хорошо оборудованные автомобильные хозяйства имашинно - т ракторные станции, м ного трудящихся приобрело автом обили для личного пользования. П о ­ этому-то удовлетворить стремление членов ДОСААФкозладению технич ескими знаниями скаждымгодом становится все труднее . В нашей республике до последнего времениподготовка водителей тормо ­ зилась отсутствием нужного количества квалифицированных преподавателей. Ведь не секрет — довольно часто еще случается, что преподавателями автодела в организациях ДОСААФоказы ­ ваются людималограмотные , н едобро ­ совестные, а то ипопросту рвачи. Это снижало качество обучения , п риводилокразличнымзлоупотреблениям , н е давало возможностишироко вести подго ­ т овку водителей при первичных органи ­ зациях. Иа отчетно-выборной конференции ДОСААФ нас резко критиковали за нед остаточную работу по подготовке технических кадров . Вот тогда-то, изучая замечания делегатов, Казанский город ­ ской комитет ДОСААФи республиканс кийавтомотоклуб решили начать гото ­ вить преподавателей-общественников. М ы понимали, что будь у нас достат очное количество преподавателей, м ысмоглибырезко увеличить подготовку водителей. Это было бы то самое ззено , взявшись за котороеможно вытянуть всю цепь. Л егко сказать — подготовить преподавателей. А как это выполнить? Д ело это было для нас новое, никто этой работы не проводил , посоветоваться бы ­ ло не скем . А вопросов сразу возника ­ ло много : к ого принимать на курсы , к то будет преподавать, п окакойпрограм ­ м е , где взять средства на организацию курсов? В опрос об организациикурсовпрепо ­ давателей-общественников мы обсудили на расширенном заседании Казанскогогородского комитета вместе сруководи ­ телями крупных автохозяйств, л учшими водителями, представителями Государственной автоинспекции. Было решено, что наиболее целесообразно преподаваЗАНЯТИЯ ВЕДУТ ПРЕПОДABA ТЕЛИ-ОБЩЕС ТВЕННИНИпредседатель Б. БИКЕЕВ, республиканского комитета ДОСААФ Татарской АССР права управления автомобилем за езду внетрезвом виде. Обсудив этот поступ ок , квалификационная комиссия решила, что такой преподаватель не имеет права обучать шоферов , и постановила лишить его права преподавания. Сейчас, после того , к ак на курсах закончило учебу уже семь групп , у нас только по городу Казани подготовлено 187 высококвалифицированных преподавателей. Такие жекурсы были органи ­ зованы в Б^гульме, Чистополе и других городах Татарии, где также ощущалась нуждав преподавателях автомотодела. Таким образом , сейчас мы полностью удовлетворили потребность в них всех районов республики . Что же это нам дало? Приведу не ­ с колько цифр. В целом по республике мыдолжны были в 1957 году подготовить около двух тысяч водителей, а подготовили более пяти тысяч, м отоцикли ­ стов выпущенов два раза больше, ч ем предполагалось вначале. Резко увеличилось количество водителей, з акончив ­ ших курсыв районах республики . Л уч ­ ш едругих идет подготовкашоферовв г. Альметьевске, Л ениногорском , Ю динском , Е лабужском районах. К репкий актив преподавателей-общественников помог организовать обучение водителей и мотоциклистов вомногих первичных организациях, где раньше подготовка их не проводилась. Так, на заводе самоходных комбайнов начальн ик гаража Н. Герасимов ишофер Р. Ш игабутдиновуже выпустили три группышоферов . Ш офер такси К. Невл юдов , п реподающийв тресте «Казаньстрой», сделал уже два выпуска. П ре ­ подаватели-общественники тт. Цепляев, Гусев, Ш арафутдинов на заводе имени Горбунова подготовили 220 водителей. Лаборантка ветеринарного института Ю . О жиганова обучила 406 мотоцикли ­ стов. Таких примеров можно привести очень много . Имея достаточное количество преподавателей, м ыорганизуем обучение шоферов и мотоциклистов почти при всех крупных первичных ор ­ ганизациях ДОСААФ . Это ипозволило нам добиться успеха. Д умаю , что все, что сделано в Татарии, вполне может быть сделано влюбомгороде нашей страны. Надо только помнить, что подго ­ товка преподавателей — дело трудное, т ребующеемного сил, энергии. Но все это с лихвой окупается, позволяя намного увеличить подготовку технических кадров. телей готовить изшоферов1и 2-го классов, и меющихбольшой опыт рабо ­ ты. Это позволяло главной задачей новых курсов сделать обучениеметодике преподавания и практически определило иобъемпрограммы — 80 часов. Надо сказать, что впоследствии, в порядке опыта, м ыоднугруппу преподавателей набрали из шоферов 3-го класса, соответственно увеличив программудо 122 часоз и введя в нее более глубокое •изучение теории и празил уличного движ ения . О пыттоже удался. Средств для организации курсову нас не было. Поэтому мы решили про ­ водить занятия на базе республикан ­ с кого автомотоклуба. К аждыйкурсант внес по пятьдесят рублей, к оторыебы ­ ли положеныв сберкассу. Из этих средств по ведомости, согласно утверж ­ д енным ставкам мы выплачивали зар ­ плату преподавателям, приобретали нео бходимыепособия , напечатали удосто ­ верения, д емонстрировали для курсан ­ тов учебныеи технические кинофильмы . П роведяпервый набор, м ысформи ­ ровали две группы : отдельно преподавателей автодела и преподавателей мото ­ циклетных курсов . Занятия проводились три раза в неделю, по четыре часа. Их вели опытные автомобилисты. Когда занятия первых двух групппод ­ ходили кконцу , была утверждена квалификационная комиссия из семи человек. В нее вошли авторитетные автомобилисты Казани и представители ГАИ . Э кзамены состояли из двух разделов. Вначале каждый курсант должен был ответить на вопросы экзаменационных билетов для водителей 3-го класса и выполнить упражненияпо вождению автомобиля или мотоцикла . К роме этого, к аждомубудущему преподавателю давалась определенная тема, по кото ­ р ой он должен был подготовить кон ­ спект урокаи защитить его перед ко ­ миссией. Удостоверения на право пре ­ подавания выдавались только темкур ­ сантам, к оторые успешно сдали все экзамены. Н адо сказать, что квалификационная комиссия , п омимотого , что 'принимает экзамены , является еще исвоеобразным методическим центром, объединяющим преподавателей. О наорганизуетоткры ­ тые уроки лучших преподавателей, п о ­ могает организовать обучение, ведет контроль за его качеством. Недавно у нас произошел такой случай. О дин из преподавателей-общественников, водитель большой автобазы, б ыл лишен