ние их невозможно из-за неразъемной конструкции коленчатого вала, поэтому приходится заменять целиком весь кривошипный механизм. Между тем в современных одноцилиндровых конструкциях применяются долговечные трехрядные роликовые подшипники на разборном коленчатом вале со сменными кривошипными пальцами и втулками нижней головки шатуна. На двухцилиндровых английских двигателях установлены цельнолитые или цельноштампованные коленчатые валы с шатунами из легких сплавов, имеющие разъемные подшипники скольжения (см. рис.). Последние обеспечивают высокую долговечность и удовлетворительную ремонтоспособность. По своему техническому уровню они превосходят усиленные игольчатые подшипники, которыми снабжены немецкие модели. Приведенный здесь краткий обзор и сопоставление отечественных и зарубежных двигателей дает .возможность ответить на вопрос, поставленный в начале статьи: какими путями должны развиваться у нас .конструкции двигателей больших кубатур.С учетом многих прогрессивных решений на Киевском заводе построены опытные двигатели М-53 и К-650. В них, например, предусмотрена верхнеклапанная система газораспределения, введена фильтрация масла и воздуха. Цилиндры выполнены из алюминиевого сплава. Двигатели имеют цельнолитой коленчатый вал с разъемными шатунными подшипниками скольжения, систему вентиляции с выводом в воздухоочиститель и некоторые другие усовершенствования. За счет всего этого улучшены все основные параметры двигателя. Но оппозитная схема расположения цилиндров по-прежнему остается серьезным недостатком конструкции. Несравненно более прогрессивной является V-образная схема с поперечным расположением цилиндров. Экспериментальный двигатель такой конструкции — М-54 — также создан в Киеве. В чем же заключается его основное преимущество перед оппозитным? V-образная схема обеспечивает хорошую защиту цилиндров, головок, свечей зажигания и карбюраторов от грязи иводы, что, в свою очередь, улучшает охлаждение, устраняет коробление цилиндров, а также повышает долговечность и надежность работы двигателя. Кроме того, это дает возможность беспрепятственно ездить по мокрым дорогам, преодолевать глубокие броды и значительно облегчает чистку двигателя. В этом двигателе — один карбюратор (без подогревателя) с двумя диффузорами, благодаря чему устраняется вредное влияние неравномерности впуска и необходимость строгой регулировки карбюраторов. За счет этого также увеличивается срок службы двигателя и упрощается его техническое обслуживание. К этому надо еще добавить свободное размещение педали ножного переключения передач и удобство пользования ею, простую компоновку впускной трубы с воздухоочистителем, расположенным в топливном баке, облегченный пуск двигателя зимой из-за стенания масла со стенок цилиндров. В V-образной схеме длина клапанных штанг меньше, чем в любой другой, коленчатый вал может быть выполнен одноколейным, а привод механизма газораспределения с наименьшим количеством шестерен. Есть еще одно преимущество у этого двигателя, имеющее особое значение для спортивных модификаций: безопасность кренов на поворотах (у мотоциклов без коляски) и большая проходимость на тяжелых дорогах. Таким образом, V-образная схема с поперечным расположением цилиндров имеет много достоинств. Справедливости ради, надо сказать ио ее недостатках: неравномерности рабочих и впускных тактов и неполном уравновешивании при углах развала цилиндров менее 90°. Но эти недочеты сами по себе не имеют решающего значения. При дзухдиффузорном карбюраторе неравномерность впуска не отражается на работе системы питания. По степени уравновешивания одноцилиндровые или двухцилиндровые двигатели, выполненные по схемам 5и7 (см. № 7 журнала), уступают V-образной схеме с углом развала цилиндро.з 90°. Однако именно они получили наибольшее распространение в мировой практике мотоциклостроения. Из этого следует, что уравновешивание не играет первостепенной роли. Вибрации могут быть устранены рациональной подвеской, как это сделано, например, у английских «Самбимов» с рядным двигателем. Итак, можно, очевидно, сказать, что из двигателей отечественных тяжелых мотоциклов наиболее перспективным является V-образный верхнеклапанный двигатель с высоким крутящим моментом на малых оборотах, двухдиффузорным карбюратором, скомпонованным с воздухоочистителем в топливном баке, шатунными подшипниками скольжения, цилиндрами из алюминиевого сплава и системой смазки, имеющей очистку масла и масляный резервуар в картере. Остается только пожелать, чтобы работы над таким двигателем, начатые в ЦКЭБ мотоциклостроения и на Киевском мотозаводе, были в ближайшее время успешно завершены. Инж. А. ПОЗДНЯКОВ Киев.21Если случилось что-нибудь с системой освещения вашего мотоцикла, то прежде всего надо проверить состояние плавкого предохранителя, который чаще всего устанавливается в фаре. Для этого выверните крышку, удерживающую предохранитель в гнезде, выньте его и удостоверьтесь, цела ли припаянная к нему тоненькая проволочка. Бывает, что неисправность вызвана тем, что предохранитель плохо вставлен в гнездо или окислены контакты его держателя. В этом случае последние зачищают и плотно вставляют в них предохранитель. Если и после этого система освещения не работает, осмотрите провода и их присоединение к клеммам. Возможно, от тряски нарушился контакт. Необходимо определить место короткого замыкания. Помните: без этого применение нового предохранителя почти бесполезно, так как наиболее часто встречающаяся неисправность — это нарушение изоляции провода. Поврежденное место обязательно обмотайте изоляционной лентой, а при отсутствии ее — плотно закрепите на проводе резиновую, кембриковую или подобную им трубочку. Если у вас нет запасного предохранителя, можно воспользоваться тоненькой медной проволочкой — ее укрепляют на предохранителе или же непосредственно на контакте. Нужно только следить, чтобы диаметр проволочки был таким же, как ив сгоревшем предохранителе. Представьте, что вышла из строя одна лампочка. Как поступают в этом случае? Проверяют цела ли нить. Если цела, то тогда скорее всего окислились контакты в патроне, в который вставлена лампочка, а также ее цоколь. Одна из причин неисправности задних фонарей мотоцикла и коляски заключается в плохом контакте на массу (на крылья), вследствие чего перестают гореть лампочки. Поэтому проверяют —• хорошо ли затянуты винты или гайка, крепящие фонарь к крылу, и есть ли надлежащий контакт между рамой и крылом, нарушаемый иногда из-за сильной коррозии. Повреждение лампочки заднего фонаря может привести к аварии. Как только вы обнаружили, что нет заднего света, немедленно остановитесь. Если отсутствует запасная лампочка, можно временно воспользоваться контрольной лампочкой замка зажигания, лампочкой стояночного света фары или фонаря коляски. Пусть вас не пугает, что при остановке придется воспользоваться лампочкой стояночного света. Вы не нарушите новых правил уличного движения, где сказано, что при встречных разъездах запрещается переключать свет фары на стояночный. Иными словами, в этих случаях надо включать ближний свет. При вынужденной остановке на обочине эти правила требуют, как минимум, чтобы горел свет заднего фонаря. В конструкциях мотоциклов, снабженных генераторами переменного тока, электрооборудование гораздо проще. Следует, однако, помнить, что срок службы лампочек здесь значительно меньше, вследствие сильного колебания напряжения в сети.