Р. ВИТ и О. ХАЛУПАПоездка по Стамбулу является, бесспорно, большой авантюрой. В Турции дисциплина уличного движения вообще не высока, но то, что происходит в Стамбуле, не имеет себе равного. Езда здесь прямо-таки пиратская, дикая. Движение в городе исключительно интенсивное, особенно во внутренних кварталах, а чтобы переехать через Галатский мост, шофер должен быть просто нахалом. В первый день мы такими, конечно, не были. М.Ы долго стояли на перекрестке и ждали, пока нас пропустят. Но таким образом в Турции далеко не уедешь. Правом преимущественного проезда здесь пользуются более наглые и быстрые. Указателей поворота шоферы не признают, даже полиция не принимает их во внимание. Каждый едет до момента поворота, затем быстро высовывает руку, пальцем показывая направление, куда он хочет повернуть. И уже не ждет. Каждый заботится только о том, что делается впереди. Кто врезался в автомобиль сзади, тот и виноват — должен был притормозить. Многие наши автомобилисты поседели бы, попав на улицы Царьграда. Часто используют клаксон. Гудят беспрерывно — в качестве приветствия, в знак благодарности, если шофер едущего впереди автомобиля посторонился и дал обогнать, а иной раз и просто так. Постоянные гудки сливаются в неописуемую какафонию. Вот едет мимо нас тяжелый грузовой автомобиль с прекрасно настроенным звуковым сигналом, затем легковой «Форд», который исполняет чуть ли не настоящую мелодию, и вдруг испуганно вздрагиваем, когда мимо проносится двухтонка, ревущая, как разъяренный бык. Мы тоже постепенно приспосабливаемся к обстановке, приобретаем новые привычки: здороваемся с едущими навстречу, благодарим тех, кого обгоняем. И только от этого сильного завывающего рева двухтонки нам еще долгое время не по себе. Так же, как и клаксон, делом чести каждого турецкого шофера является Продолжение. См. «За 6, 7. 8. 10 рулем» № 1.2,4,световое оформление. Движение вечером представляет собой веселое зрелище, особенно в городах, где, кроме уличных фонарей, сияют еще целые гирлянды белых и цветных лампочек, искусно собранных в световые орнаменты. На левом крыле такси установлены высокие шесты, это не антенны, а целые флагштоки, увешанные маленькими лампочками не менее трех цветов. Но вот стоп-сигнал и задний свет часто не горят. По Стамбулу выгоднее ездить на тяжелом автомобиле. Стоит только нашим «Татрам» высунуть из какой-нибудь боковой улочки свой нос, как легковые автомобили шарахаются в сторону и пропускают нас. Через несколько дней мы уже чувствуем себя здесь почти как дома, и со смехом представляем себе, как бы мы подобным образом ехали у себя в Праге по Вацлавской площади или вокруг Пороховой башни! ПОСЛЕДНИЙ КУСОЧЕК ЕВРОПЫ Когда проезжаешь город, кажется, что здесь не прекращаются строительные работы; сносятся целые улицы и кварталы города. Вместо них быстро вырастают новые проспекты и площади. Возводятся высокие жилые дома в легком южном стиле: белые, цветные, пестрые. Они хорошо оборудованы, здесь живут богатые люди. А тысячи бедняков вынуждены переселяться отсюда на окраины и жить в старых домах и даже в простых палатках. Город украшают, обновляют, но это приносит много страданий неимущим его гражданам. Ориентироваться в Стамбуле очень просто, разделение города проливом все очень облегчает. Легко ориентироваться также и по мечетям и минаретам, которые на десятки метров возвышаются над всем окружающим. Тот, кто знает башни Ени-Джами, Сулейман-Джами, Галатскую башню и башню Баязидие, никогда не заблудится в Стамбуле. Вечерняя поездка по асфальтированным дорогам вокруг Босфора и Золотого Рога волшебна. Тут много загородных ресторанов, чистых, гостеприимныхи таких тихих, что слышен легкий шум Босфора, или очень шумных. Турецкая кухня наполняет влажный субтропический вечер ароматами шашлыков, а близость пристани приправляет их очень тонким запахом корицы. Да, мы на Босфоре, а завтра или послезавтра наши колеса побегут по азиатскому материку. От Азии нас отделяет только узкая ленточка морского пролива. НА АЗИАТСКОМ МАТЕРИКЕВ послеобеденные часы на переправе в Бейоглу очень многолюдно. Между Европой и Азией имеется оживленное автомобильное сообщение. На обеих сторонах автомобили становятся в очередь и терпеливо ожидают прибытия огромных плавучих паромов, которые в течение нескольких минут доставляют их с одного континента на другой. Эти паромы — большие корабли без трюма, сочень просторной палубой. Автомобили заезжают на них в два потока, отделенные друг от друга несущей конструкцией первого этажа и капитанского мостика. В каждом потоке автомобили стоят, в свою очередь, еще в два ряда, так что всего образуется 4 колонны. За один раз перевозится около 40 автомобилей. Паром почти всегда заполнен людьми и автомобилями. Переправа совершается непрерывно, один паром причаливает, другой — отплывает. Колеса «Татр» коснулись палубы парома, когда спидометры показывали 4376 км от Праги. Было 15.00 по турецкому времени. Вот раздался корабельный свисток и мощно заработали винты. За кормой появилась белая пена, вода завилась в спирали, и паром двинулся к противоположному берегу. Быстро приближаются дома Ускюдара, а Галатский мост становится все меньше и меньше. Переправа продолжается немногим больше 10 минут. Мысли снова возвращаются к удаляющейся родине, и Босфор в данный момент кажется нам не только воображаемой географической линией, разделяющей два континента. Возникает ощущение, будто он разделяет два разных мира, и мы вступаем в новую жизнь. Но На другой стороне та же Турция. Та же речь и одежда, те же кричащие рекламы. Судно пристает, автомобили выезжают один за другим и останавливаются на площади перед Ускюдарской пристанью. Итак, мы в Азии. Немного неуверенно прогуливаемся по улице, как будто бы на нас написано, что мы с другой стороны. Это чувство не ослабевает, когда мы вновь садимся в машины и оказываемся на первом участке нашего пути. Азия жарко дышит нам в лицо, ртуть в термометре переползла за 31° в тени, воздух душный и липкий, насыщенный водяными парами. Уже первые взгляды вокруг убеждают, что находишься в другой части све-