итогиСПОРТИВНОГО ГОДАН. СТРАХОВ, председатель Федерации автомотоспорта СССР 350D СОРЕВНОВАНИЙ ЗА ШЕСТЬ МЕСЯЦЕВ! ф МОЛОДЕЖЬ ТЕСНИТ ВЕТЕРАНОВ # УСПЕШНАЯ ПРОБА СИЛ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ВСТРЕЧАХ # ВСЕСОЮЗНАЯ СПАРТАКИАДА В РАЗГАРЕпришли к единому мнению развивать его или нет. В 1960 году удалось, наконец, найти трассу, пригодную для автомотогонок на установление рекордов. Это — дно высохшего соленого озера Баскунчак. В августе здесь установили международ ­ ные и всесоюзные рекорды : з аслужен ­ ный мастер спорта Э. Л орент на автомобилях класса 350 см3 на дистанции 1кмс хода — 225,6 км/час, 5 кмс хода — 220 км/час и класса 250 см3 на 5кмс хода — 193,4 км/час; мастер спорта А. Амбросенков на автомобиле класса 3 250 см на 1кмс места — 95,6 км/час. Успешно выступил и заслуженный ма ­ стер спорта Н. Шумилкин. О н обновил всесоюзный абсолютный рекордскоро ­ сти на мотоцикле — 228 км/час. Но и эти высокие результаты не предел. П омне ­ нию специалистов, на новой трассе можно развивать скорости порядка 400 км/час и выше. Поскольку журнал «За рулем» достаточно подробно освещал международ ­ ные встречи, чемпионаты СССР, РСФСР идругие наиболее интересные соревнования по автомотоспорту, мы не будем на них подробно останавливаться. Хочется лишь подчеркнуть, что в большинстве своем они были заключительными, подводили итог большой и плодотворной работы в районных, городских, областных и республиканских организациях. За первые 6 месяцев 1960 года (данные за весь год Федерацияожидаетв январе) было проведено более 3500 раз ­ личных соревнований (110 проц. по отнош ениюкобщему числу соревнований за весь 1959 год). В них участвовало более 93 тыс. спортсменов. Более 12 тыс. ч е ­ ловек (13,1 проц.) получили спортивные разряды. Подготовлено 39 мастеров спорта и 420 перворазрядников. Н о это явно недостаточно. Н еможет удовлетворить общественность иположение дел у автомоделистов, которые не выполнили намеченную программу подготовки раз ­ рядников, проводили мало соревнований, слабо привлекали к занятиям моло ­ дежь. Отрадно, что на местах было подготовлено более 11 тыс. тренеров иобщест ­ венных инструкторов по автомотоспорту и около 4 тыс. спортивных судей. Особенно ощутим подъем автомобильного и мотоциклетного спорта в Украинской, Грузинской, Армянской, Белорусской иАзербайджанской республиках. Неплохие результаты в подготовк е разрядников имеют досаафовцы Кир ­ гизской ССР, Краснодарского края. Ростовской и Свердловской областей. Там полюбили автомотоспорт всерьез и надолго. Истекший спортивный год характери ­ зуется ростом мастерства молодых спортсменов-автомобилистов имотоцик ­ листов. Такие из них, как В. Успенский (Владивосток), К. М ааси В. Вяльяотс (Эстония), Е. Константинов и И. Плеханов (Уфа), В. Решетнике и Р. О се (Латвия), Б. Захаров (Московская область) потеснили в ряде ответственных соревнований признанных фаворитов изаня ­ ли ведущие места. За этими фамилиями мы видим десятки других талантливых представителей спортивной молодежи , которые повсюду теснят маститых гон ­ щиков. К сожалению, успехами могут похвастать не все. В Марийской , Удмуртской, Чувашской автономных республиках,1960 год принес немало нового любителям автомобильного и мотоциклетного спорта. У жев январе состоялся учредительный пленум Федерации автомотоспорта СССР. О н наметил пути дальнейшего повышения мастерства автомобилистов и мотоциклистов, увеличения видов и числа соревнований, роста массовости, главным образом за счет молодежи . Пленум образовал рабочие органы Федерации , члены которых, "широко привлекая к своей деятельности актив, с энтузиазмом приступили к работе. В первом полугодии почти во всех союзных республиках завершилось создание республиканских федераций, а в областях, краях, автономных республиках, городах и многих районах — секций автомотоспорта. Выросло число самодеятельных автомотоклубов. В занятия и руководство этими видам и спорта были вовлечены тысячи новых активистов-общественников. И ре ­ зультаты стали сказываться, хотя и не так быстро, как хотелось бы. Правда, не везде ещев достаточной степени развернута работа. Энтузиасты автомотоспорта особенно на местах испытывают ряд трудностей, связанных с материальной базой (спортивные сооруж ения , средства, техника). К ое - г де дают о себе знать ведомственные неувязки, а порой и неразбериха в организационных вопросах. Но вобщем чувствуется значительное оживление в работе, налицо и первые успехи. Спортивный сезон (этот термин становится все менее применим к автомотоспорту, ставшему круглогодичным) начался вистекшем году рано. У жев январе мотоциклисты стартовали в гонках на ледяной дорожке . О ни проводились во многих городах, в том числе вМоск ­ ве на Центральном стадионе имени Ле ­ нина ив Уфе, где эти соревнования особенно полюбились. В феврале в товарищ еском матче на льду встретились мо ­ тоциклисты СССР, Чехословакии, Ф ин ­ ляндии и Швеции. П озже состоялись II Всесоюзные зимние ралли автомобилистов в Прибалтике. Д алее соревнования следовали одно за другим, как и предусматривал напряженный спортивный календарь. Ралли, гонки, кроссы, состязания на мастерство вождения иэкономию бензина — у автомобилистов; многодневки, кроссы, г он ­ ки — шоссейно-кольцевые, на ледяной, га.ревой дорожках , и пподроме — у мо ­ тоциклистов; лично-командные первенства и состязания на установление ре ­ кордов — у автомоделистов. Как видно из этого перечисления, к а ­ лендарь включал все виды автомобильных соревнований за исключением, пожалуй, одного — гонок на карликовых автомобилях (го-картах). Такие гонки получили за последнее время широкое распространение за рубежом благодаря простоте конструкции идешевизне автомобильчиков, имеющих двигатель рабочим объемом 100 — 2 00 см 3 . Автомобильный комитет Федерации аатомотоспорта СССР разрабатывает сейчас пред ­ ложения о развитии этого вида соревнований в нашей стране. Были и попытки возродить мотобол. Н о пока спортсмены-мотоциклисты не4 Алтайском, Приморском, Хабаровском краях, Владимирской, Новгородской, К е ­ меровской, Куйбышевской областях автомобильный спорт находился в загоне. Не используются благоприятные возможности для его развития ив Горьковской области. А ведь где, как не вгоро ­ де автомобилестроителей поднимать этот вид спорта? В Горьковской и Владимирской областях не лучше обстоят дела ис мотоциклетным спортом. Что же касается автомоделизма, то им совсем не занимались в Литовской, Молдавской, Эстонской республиках ив ряде областей РСФСР. В чем же причина этого отставания? П реж ­ де всего в том, что работа местных секций, судейских коллегий пущена на самотек, не контролируется и не направляется комитетами ДОСААФи автомотоклубами. Немалая доля вины лежит на Федерации автомотоспорта СССР, Ц АМКи республиканских федерациях, которые не нашли еще действенных форм руководства работой местных общественных организаций. Наши международные спортивные связи продолжали развиваться и укрепляться. В июне состоялись первые междуна ­ родные автомобильные ралли «За мири дружбу», маршрут которых пролегал по территории 4 стран — СССР, Польши, ГДР и Чехословакии. Наши спортсмены добились убедительной победы, завоевав первые места среди 5 национальных команд и 23 клубных. Эта победа тем более почетна, что в соревнованиях участвовали очень .сильные спортсмены ГДР и Чехословакии. Х орошо зарекомендовали себя в ралли наши автомобили М-21 и особенно «Москвич-407». Правда к «Волгам» были некоторые претензии. О качестве отечественных автомобилей можно судить хотя бы по тому, что они, завершив 5000-километровую дистанцию в Праге, сразу же отправились в обратный путь через Нижние Татры и Карпаты и, пройдя еще 3000 км, прибыли вМоскзув точно назначенное время. Успешным можно считать выступление советских спортсменов на мотогонках по льду вМосквеи Уфе. Встретившись с сильнейшими зарубежными гонщиками, они завоевали 3, 4, 5, 7 и8 призовые места, победив финнов и уступив лишь шведам. На гаревой дорожкев Уфе, Ровно и Майкопе наши мотоциклисты, соревнуясь со своими учителями — чехословацкими и польскими гонщиками, заняли почти все ведущие места. Во встречах по мотокроссу в Риге, Таллине и Ленинграде, в которых участвовали гонщики 11 стран, советские спорстмены завоевали 14 из 30 призовых мест, в том числе два первых, два вторых, три третьих, одно четвертое, три пятых и три шестых. Наши гонщики выезжали на междуна ­ родные соревнования в Чехословакию и Польшу, где участвовали в чемпионате Европы по мотокроссу «Шарка» и «Забже». Состязаясь с сильнейшими спортсменами Европы, они заняли 7 призовых мест: два первых, одно второе, одно четвертое, одно седьмое, два восьмых. Убедительной победы добились наши мотоциклисты на кроссе «Шипка» в Болгарии. На XXXV международных шестидневных мотоциклетных соревнованиях вАвстрии, собравших цвет европейского мотоспорта, наши мотоциклисты были удостоены 13 золотых, 3 серебряных и1 бронзовой медалей. В командном же зачете они выступили ниже своих возможностей. В осенних соревнованиях по гаревой дорожкев Чехословакии наши мотоциклисты во встрече с сильнейшими гаревиками Чехословакии, Польши, Швеции и Финляндии добились ряда убедительных побед. М ожем ли мы обольщаться успехами и достижениями? Для этого нет оснований. Были у нас, к сожалению, огорчения и, если хотите, отдельные срывы. Вот несколько примеров. На четырехдневке в ГДР трое из ше ­ сти советских гонщиков (Э. Кирсис, Э. Крузе и В. Адоян) заняли призовые места ( I , II и IV). Но в целом команда выступила неудачно, в основном из-за халатности мастера спорта И. Григорьева и старшего тренера ЦАМК В. Д робиц кого. Н иже своих возможностей выступили заслуженный мастер спорта Н. С е востьянов и мастер спорта А. Васин на шоссейно-кольцевой гонке в г. Брно. И если неудача на четырехдневке в ГДР в какой-то мере объяснима качеством мо ­ тоциклов, то поражение в Чехословакии этим объяснить нельзя. Здесь советские спортсмены стартовали на совершенных гоночных машинах конструкции ЦКЭБ мотоциклостроения, на которых, кстати говоря, чехословацкие гонщики добились высоких результатов. Причины неудовлетворительного выступления наших мотоциклистов кроются в недостаточном внимании к проверке и доводке мо ­ тоциклов перед соревнованиями, а главное — в плохой тренированности самих спортсменов, р едко выступавших в шоссейно-кольцевых гонках. Комитет мотоциклетного спорта и президиум Федерации должны сделать правильные выводы из неудач, проанализировать недостатки и наметить пути их быстрого преодоления. Надо позаботиться о специализации мотоциклистов по видам состязаний. Н ужно подыскать и освоить новые трассы, которые по сложности не уступали бы международ ­ ным. Необходимо увеличить число состязаний, больше и упорнее тренироваться. Ведь могли же свердловские до ­ саафовцы сделать каждое воскресенье сезона спортивным. Их пример достоин подражания. Тут уместно еще раз сказать о соревнованиях, проводимых на основе самоокупаемости. Хотя опыт Латвии, Эстонии, Ленинграда, Уфы, Ровно, Майкопа убедительно подтверждает реальность и эффективность таких состязаний, на ме ­ стах часто еще относятся к ним с опаской и нехотя. Конечно, легче получить ассигнование из центра, чем приложить усилия для организации платных соревнований, проявить настоящую заботу о зрителях, наладить своевременную и квалифицированную информацию и т. д. Но так рассуждать может только тот, кого не волнуют судьбы развития советского автомотоспорта. Преодолеть косность и нерешительность в проведении соревнований на основе самоокупаемости — вот, в чем состоит сейчас одна из основных задач. Мы много говорим и пишем о массовости. Но, на мой взгляд, недостаточно еще используется такой резерв кадров спортсменов, как владельцы собственных мотоциклов и особенно автомобилей и мотороллеров. По решению ЦКВЛКСМиЦКДОСААФв 1960—1961 годах проводится Всесоюзная спартакиада по техническим видам спорта. С июня она уже шагает по стране. В первичных организациях, городах, районах идут соревнования. По количеству участников они являются наиболее массовыми. Победители их выступят в 1961 году на заключительных областных, краевых и республиканских соревнованиях. Завершится Спартакиада летом грандиозным праздником вМоск ­ ве. Первейшая обязанность всех активистов автомотоспорта успешно провести Спартакиаду на всех ее этапах. Н есом ­ ненно, она будет способствовать дальнейшему улучшению всей работы, притоку новых сил в автомотоспорт, активизации деятельности автомотоклубов, созданию новых самодеятельных клубов, технических кружков, введению в строй спортивных сооружений. Несколько слов о материальной базе, которая в большой мере предопределяет спортивные достижения. М ыуже отмечали, что отечественные автомобили, участвовавшие в ралли «За мир и дружбу», с честью выдержали трудный экзамен. На первенстве СССР по шоссейно-кольцевым гонкам вЛе ­ нинграде и Таллине приняли старт созданные энтузиастами автоспорта новые гоночные и спортивные автомобили, в частности класса «Юниор» и «пятисотки». Они выгодно отличаются по конструкции и качеству от уже известных машин и вполне пригодны для международных встреч. Особенно удачными следует признать конструкцию «Юниора», разработанную мастером спорта В. Косенкстым, пятисотки «Эстония-3». Д о сих пор, однако, не решен вопрос о производстве агрегатов для гоночных и спортивных автомобилей. Мотоциклостроители начали работать над созданием новых, более совершенных образцов машин. Команды, выступавшие на мотоциклах ИЖ , как известно, были удостоены двух золотых ме ­ далей ФИАЛ на XXXV международных шестидневных соревнованиях. Немало сделали и ковровцы. Однако до сих пор двигатели мотоциклов ИЖи «Ковровец» значительно уступают по мощности современным спортивным моторам. К сожалению, некоторые заводы неудовлетворительно работают над совершенствованием конструкций выпускаемых ими мотоциклов. Очень отрадно, что в 1960 году расширилась география соревнований по автомотоспорту. Если раньше мы имели только одну трассу для шоссейно-кольцевых автомобильных гонок — под Мин ­ ском, то теперь их стало три — освоены трассы в Ленинграде и под Таллином. На будущий год они, видимо, станут ареной международных встреч. В перспективе, после завершения некоторых работ, освоение новых трасс — в Литве, Грузии, на Украине и других республиках. Примечательно, что крупнейшие всероссийские, всесоюзные и международные соревнования главным образом проводили своими силами организации и клубы ДОСААФ на местах при активной помощи общественности. Это — показатель роста и зрелости наших кадров, залог дальнейших успехов в развитии автомотоспорта в СССР.5