12
13
огда спортсмены вывели свои машины для первого старта на таллинской трассе, — где состоялся второй этап розыгрыша первенства СССР по шоссейно-кольцевой гонке, — вряд ли кто взялся бы уверенно предсказать исход соревнований и назвать имена будущих чемпионов. Несмотря на то, что победители ленинградских соревнований — первого этапа розыгрыша страны* — «заявили» о своих намерениях достаточно выразительно (почти у всех победителей было также и лучшее время круга), судьба золотых медалей вырисовывалась не слишком четко: в классе «пятисоток», например, на ленинградской трассе не успели сказать своего веского слова эстонские спортсмены, в классе «юниоров» сошел на первом круге основной претендент В. Косенков, в классе гоночных автомобилей I формулы у чемпиона страны В, Шахвердова выявился крайне опасный конкурент М. Ковалев и т. д. Предсказывать, повторяю, было трудно, но то, что оказалось на самом деле, превзошло всякие ожидания и опутало все расчеты и прогнозы. Достаточно сказать, что ни одному из победителей ленинградского этапа не удалось победить также ив Таллине. Здесь доминировали другие спортсмены, причем в большинстве своем даже не из числа тех, кто был призером в Ленинграде. Поэтому не только судейской коллегии, но и многочисленным зрителям, собравшимся в погожие сентябрьские дни на трассе Козе-Иру-Клоостриметса, пришлось в ходе соревнований усиленно заниматься арифметикой, оперативно вычисляя то возникавшие, то снова пропадавшие шансы участников соответственно менявшейся обстановке. ЗОЛОТУЮ МЕДАЛЬ ПОЛУЧАЕТ... АУТСАЙДЕР А обстановка менялась стремительно. Мало того, что уже со старта порой вырывались вперед совсем не те, от кого этого следовало ожидать по результатам первого этапа; еще больше неожиданностей приносили последние круги. Так, например, судьбы золотых медалей в трех группах спортивных автомобилей (из четырех), а также в двух группах гоночных автомобилей (111 формулы и формулы «Юниор») резко изменились незадолго перед концом гонки, а в двух последних случаях — на самом последнем круге. Если здесь допустима аналогия с шахматами, то это был какой-то каскад неудачных «эндшпилей», в котоСм. «За рулем» № 10.КПЕРВЕНСТВО СССР ПО ШОССЕЙНО-КОЛЬЦЕВОЙ ГОНКЕ рых нередко почти уже выигранная «партия» уходила из рук в результате грубого «зевка», или так называемого «киндермата». Ну, разве не поистине «детский мат» получил минский перворазрядник Д. Банников, который, имея 9 очков за победу и лучший круг в Ленинграде и идя третьим на таллинской трассе (т. е. почти обеспечив себе звание чемпиона страны), был вдруг вынужден остановиться в... нескольких сотнях метров от финиша. Ему пришлось катить забастовавшую машину, толкая ее перед собой, но в контрольное время (10 минут) он, разумеется, не уложился и финишировать не успел. Победил в этой группе отлично прошедший дистанцию мастер спорта В. Косенков, который, однако, из-за своей неудачи в Ленинграде получил з общем зачете лишь бронзовую медаль. Вторым был мастер спорта В. Ревякин, показавший, кстати (так же, как иа Ленинграде), лучшее время круга (4.51, т.е. 106 км/час), но ему не досталось призовое место. — Кто же тогда стал чемпионом? — недоумевает, вероятно, читатель. Как ни странно, но золотая медаль по группе «юниоров» досталась спортсмену, который прошел дистанцию медленнее, чем любой другой из финишировавших участников. Новый чемпион страны — ленинградский перворазрядник Георгий Шаронов показал среднюю скорость 97,4 км/час (более чем на 7 км/час меньшую, чем у В. Косенкова), а его лучший круг был пройден лишь со скоростью 101,5 км/час. чемпионом страны стал спортсмен, который, судя по всему, и не .помышлял о таком большом успехе. В Ленинграде Вадим Виноградов пришел к . финишу предпоследним, получив за шестое место всего 2 очка. На таллинской трассе он поначалу тоже не слишком «спешил» — лидеры гонки Отарий Гарсева«ишвили и Евгений Парфенов с самого начала настолько оторвались от всей группы, что почти не оставалось надежд их догнать. Основная борьба за первенство разгорелась именно между этими двумя спортсменами. Парфенов, занявший в Ленинграде третье место, неотступно следовал за грузинским спортсменом, который, как известно, набрал на ленинградской трассе 9 очков. Остальные гонщики лишь «при сем присутствовали», даже не делая попыток приблизиться к лидерам. Так продолжалось много кругов. Протекавшая несколько монотонно, гонка обещала было стать более интересной, когда Парфенов вдруг сделал «бросок» и, приблизившись к Гарсеаанишвили, пошел у него «на хвосте», но... московскому спартаковцу пришлось дорого заплатить за такую «прыть» — вскоре его машина сошла с дистанции. А вот и лидер, досаафовец О. Гарсеванишвили, неожиданно подъезжает к боксам — обнаружилась неисправность двигателя. И тогда-то В. Виноградоз начинает «действовать». Словно подхлеснутый неожиданно открывшейся перспективой, он увеличивает скорость, проходит лучший круг за 4.52 (т. е. со скоростью 105,6 км/час) и, выдержав натиск столь же активизировавшегося Владислава Птушкина, заканчивает дистанцию на 5 секунд раньше его. Одиннадцать очков из восемнадцати возможных — это не слишком блестящий результат (в иных классах их не хватило бы и для третьего места), но ни у кого нет больше, и В. Виноградов нежданнонегаданно становится чемпионом страны. Серебряная медаль досталась Отарию Гарсеванишвили. Для этого ему понадобилось лишь продвинуть руками свою вышедшую из строя машину на несколько метров, отделявших место бокса от линии финиша. Ведь беда с двигателем произошла, когда было пройдено уже более трех четвертей дистанции (20 кругов) и оставалось лишь ее формально закончить. Как только победитель прошел последний круг, Гарсеванишвили получил отмашку финишера. Не менее драматично развивались события ив гонке спортивных автомобилей группы Г. Армейский спортсмен Карл Галыгин, уверенно победивший в Ленинграде, был вдруг вынужден оста-«ТРАГЕДИИ» ПОСЛЕДНЕГО КРУГА Этот парадокс был далеко не единственным в таллинских гонках. По группе спортивных автомобилей с рабочим объемом цилиндров до 2300 см 3 , например, выиграл местный спортсмен-Большой приз Таллина на автомобиле I формулы досаафовец Л. Кырге. Когда на старте-финише показали Д. Банникову флаг на последний круг, никто не сомневался, что минский спортсмен, победивший в Ленинграде и шедший в Таллине третьим, станет через пять минут чемпионом страны. Но, увы, — вот каким образом был вынужден Банников заканчивать этот последний круг. Предательски вышел из строя двигатель.Этакая досада! — разводит руками О. Гарсеванишвили. Еще бы: грузиннский досаафовец, завоевавший в Ленинграде 9 очков, лидировал в Таллине 20 кругов (из 24). Из-за неисправности машины ему пришлось довольствоваться серебряной медалью.Такая же участь постигла Карла Галыгина. Победитель ленинградской трассы был вынужден в самый разгар таллинской гонки остановиться у боксов и потерять здесь драгоценные секунды на ремонт оборвавшегося шланга.новиться из-за обрыва шланга. Потеряв много времени «а ремонт, он самоотверженно преследовал затем ушедших вперед конкурентов, отыгрывая у лидера по 14—15 секунд на круг. Лучший круг Галыгин прошел за 4.47, в то время как никто из гонщиков этой группы не сумел выйти из пределов пяти минут на круг. Вот уже скоро и награда за все усердие — пройдено 23 круга (из 24), еще два километра, еще километр и... вновь неисправность машины. Карл Галыгин вынужден уступить не только золотую медаль, но и серебряную — ее получил Н. Апполонов, который как в Ленинграде, так ив Таллине был на финише третьим. Правда, о спортсмене, которому присуждено по этой группе звание чемпиона страны, не скажешь, что он из числа аутсайдеров. Мастер спорта Евгений Веретов неоднократно уже побеждал на первенствах страны. В нынешнем соревновании он был на обеих трассах вторым и, так сказать, «оо знанием дела» получил золотую медаль. Победитель же гонки Юрий Чвиров, отлично прошедший дистанцию (со средней скоростью 99,96 км/час), не попал по общему зачету даже в число призеров. Таковы «гримасы» чемпионатного принципа, когда он проводится недостаточно последовательно. Но об этом ниже. Печальная участь Банникова и Галыгина грозила также и победителю ленинградской гонки на автомобилях III формулы Георгию Сургучеву. Тоже задержавшись поначалу из-за неисправности рамы, он в течение всей гонки выправлял свое положение; и здесь также все решилось на последнем круге, когда Сургучев в отчаянном броске сумел оставить позади себя армейцев Б. Кулябина, Н. Климанова и Е. Сушинского, заняв пятое место. В общем зачете Георгий Сургучев набрал 12 очков и стал чемпионом СССР. 3. «За рулем> Мб 11.«ГРИМАСЫ» ДВУХЭТАПНОГО РЕЖИМА Парадоксальные факты, приведенные выше, приобретают особое значение в свете новшеств последнего времени (короткие трассы, принцип чемпионата, зачет очкоз за лучший круг и пр.). Прежде всего эти факты свидетельствуют о том, что в Положении о первенстве СССР нынешнего года были недостаточно четко продуманы вопросы зачета. Видимо, следовало предусмотреть ситуацию, создавшуюся в группе «юниоров», и оговорить в Положении, что звание чемпиона присваивается, скажем, не только по сумме очков двух этапов, но и при условии занятия спортсменом первого места в одном из заездов, либо двухкратного прохождения круга с лучшей скоростью, либо еще какого-нибудь показателя, свидетельствующего о действительно «чемпионской хватке» победителя. Опыт нынешнего года учит также, что при внедрении полезного принципа чемпионата в розыгрыше первенства страны нельзя останавливаться на полпути и ограничиваться полумерами. Два этапа — этого язно мало. Двухэтапный розыгрыш не только не уменьшает элементов случайности в выявлении чемпиона, но скорее увеличивает их; в самом деле, каждому ясно, что если бы состоялся еще хотя бы-один этап розыгрыша, то Георгий Шаронов не только не стал бы чемпионом, но вряд ли вошел бы ив число призеров — ведь ни в Ленинграде, ни % Таллине он практически никакой роли в гонке не играл и, как говорится, палец о палец не ударил, чтобы победить. Можно ли считать удачной систему зачета, при которой подобная спортивная инертность оказывается достаточной для победы и даже для получения золотой медали чемпиона страны?Мы уже не говорим о том, что двухэтапный режим чемпионата снижает накал спортивной борьбы, поскольку во втором этапе у лидирующих гонщиков возникает соблазн лишь «доехать» до финиша в установленное контрольное время, либо успеть закончить 75 процентов дистанции, чего нередко «хватает» для получения высоких призовых мест. Минимально в три этапа должен разыгрываться чемпионат страны — вот первый вывод из опыта сорезно-заний нынешнего года в Ленинграде и Таллине. Возможности для этого есть. В Литве (в районе Каунаса), в Ихви (близ Ленинграда) могут быть созданы при небольшой затрате средств вполне удовлетворительные новые трассы для шоссейно-кольцевых автомобильных гонок. Другой вывод — необходимо существенно изменить состав и структуру парка наших гоночных и спортивных автомобилей; ведь сомнительный успех Шаронова объясняется во многом и тем, что на старте заезда в Ленинграде было всего шесть «юниоров», из которых закончили дистанцию три, а в Таллине и вовсе стартовали лишь четыре автомобиля. (Не так уж трудно остаться — Тише, рует тренер Таллинский имуществом не горячись! — сигнализилидирующему Э. Гриффелю. спортсмен с большим превыиграл гонку.13