ПЕРВЕНСТВОПО ГОНОЧНЫМ АВТОМОБИЛЯММИРА зом и Стирлингом Моссом, который считается лучшим в мире автомобильным гонщиком. Сюртиз с честью выдержал это испытание, не уступив Моссу лидерства; впрочем, на 20 круге Мосс был вынужден задержаться у боксов, после чего гонщики шли в следующем порядке: Сюртиз, за ним, с отрывом в шесть секунд. Филипп Хилл. третьим (с отрывом 8 секунд) Джек Брэбхем и далее Мак-Ларен, Брукс, Кларк, Мосс, Гендебьен и Грегори. В течение десяти кругов Сюртиз не уступил своим преследователям ни одного выигранного метра, продолжая лидировать с тем же отрывом в6 секунд. Тем временем между Хиллом и Брэбхемом развернулась ожесточенная борьба за второе место; Брэбхем. который на 25 круге приблизился к Хиллу, а на 27 круге уверенно его обогнал, был вынужден на 29 круге вновь вернуться на третье место, но вскоре снова стал вторым, так как Хилл сошел из-за неисправности сцепления. Отрыв Сюртиза от Брэбхема после 38 кругов составлял 15 секунд ив победе англичанина мало кто сомневался. Но вскоре ив автомобиле Сюртиза обнаружилась неисправность. В итоге Брэбхем финишировал на своем «Купере» первым. а через минуту после него закончил дистанцию Брюс Мак-Ларен. Время победителя (на дистанции 407.3 км) равно 2 : 19.04,3, что соответствует скорости 175,9 км/час. Мак-Ларен прошел дистанцию со скоростью 174,6 км /час. Эти два гонщика фактически не досягаемы теперь для остальных участников розыгрыша первенства мира и заслуженно делят между собой большой успех в чемпионате 1960 года — Джек Брэбхем стал снова чемпионом мира, а молодой новозеландский студент снова занял высокое второе место, доказав, что его прошлогодний успех был далеко не случайным. Оставшиеся соревнования чемпионата мира — гонки на Большой приз Италии (в Монце) и на Большой приз США в Риверсайде (Калифорния) — не могут в этом ничего изменить.ДЖЕК БРЭБХЕМ СНОВА ЧЕМПИОН Гонки на Большой приз Португалии неожиданно приобрели особое значение в связи с создавшимся турнирным положением претендентов на первенство мира. Австралийцу Джеку Брэбхему было достаточно выиграть эту гонку, чтобы стать недосягаемым для своего ближайшего конкурента Мак-Ларена. В то же время считалось невероятным, что выиграет Брэбхсм, поскольку эта была бы его пятая победа подряд: такого результата в розыгрыше первенства мира с его исключительно сильным составом участников не достигал никогда даже знаменитый Фанхио. Большой интерес вызывало также и то, что к старту был заявлен поправившийся после тяжелой аварии Стирлинг Мосс. О «серьезных намерениях» участников чемпионата свидетельствовало то. что уже на контрольных заездах 11 из 16 заявленных к старту гонщиков побили рекорд трассы, установленный бывшим чемпионом мира Гауторном в 1958 году. Лучшее время (180 км/час) показал Джон Сюртиз, являющийся, как известно, чемпионом мира по мотоциклетным гонкам в классах 350 и 500 смз. Гонку повел американец Дан Гурией, за которым следовали Стирлинг Мосс и Джон Сюртиз. Чемпион мира Брэбхем. потерпевший аварию сразу после старта, быстро пришел в себя и продолжал гонку на восьмом месте. Трипе, налетевший на столб (защищенный соломенными мешками), задержался у боксов для ремонта автомобиля, а Боннер и Айрленд остались там уже в качестве зрителей (из-за неисправностей в двигателях). Вскоре к ним присоединился и Грэхем Хилл. в автомобиле которого вышла из строя коробка передач, а на 12 круге к боксам неожиданно подъехал сам лидер гонки Гурней. Правда, он ненадолго задержался здесь и продолжал гонку, но все же сошел впоследствии (на 27 круге) из-за поломки клапана. На 13 круге началась интересная спортивная дуэль между двумя знаменитостями — многократным чемпионом мира по мотоциклетным гонкам Джоном Сюрти-Европы Кольтелони. А вскоре сошел и он, открыв молодым англичанкам путь к самому крупному успеху в их спортивной биографии. Победив в этом труднейшем соревновании. Пат Мосс и Энн Уиздом не только подтвердили, что могут соревноваться на равных правах с лучшими мужскими экипажами, но и вошли в число основных лидеров чемпионата Европы.Потерявшие после «1000 озер» положение лидеров Р. Шок и В. Молль вновь вернули его себе, уверенно выиграв «Польское ралли» (дистанция 1650 км), входящее в общий зачет первенства Европы. Это им удалось, поскольку французский экипаж Рене Траутман — Огье не сумел занять более высокого места, чем пятое, потеряв несколько очков. Оба эти экипажа, а также английский экипаж Пат Мосс — Энн Уиздом участвовали затем в «Ралли Викингов». однако здесь успеха не имели. Немцы оказались на 23 месте, а англичанки — на двадцатом. «Ралли Викингов» выиграли Карл-Магнус Ског и Рольф Ског, значительно улучшившие этой победой свое турнирное положение.ПЕРВЕНСТВО МИРА ПО МОТОКРОССУВ двух последних соревнованиях розыгрыша первенства мира по мотокроссу (на мотоциклах до 500 смЗ) продолжалась упорная борьба между шведами Стеном Лундиным и Биллом Нилссеном, набравшими в предыдущих соревнованиях наибольшее число очков. Мотоциклетный кросс на Большой приз Бельгии (предпоследний этап чемпионата) выиграл Нилссен, оставивший Лундина на втором месте, а прошлогоднего чемпиона Европы Рольфа Тибблина — на четвертом. Однако последний этап розыгрыша — гонки на Большой приз Люксембурга — ознаменовался неудачей для Нилссена: из-за повреждения двигателя он сильно отстал от Лундина и голландца Дона Рикмана. финишировав с «опозданием» на целый круг. Это не помешало, впрочем, Нилссену стать чемпионом мира. Он набрал в общей сложности 42 очка, в то время как у Лундина 40 очков, а у Тибблина 26 очков. СОРЕВНОВАНИЕ НА ЭКОНОМИЮ ГОРЮЧЕГО Недавно было проведено международное соревнование по экономии горючего на дистанции 1800 км. Это традиционное соревнование, известное под названием «Мобил Иконом Ран», проходило по трассе Утрехт — Бурже — Гренобль — Канны, включающей в себя также трудные горные перевалы Лотаре и Изар. Для успеха в таком соревновании, к ак показал опыт, очень важна общая тщательная подготовка машины с целью повышения ее наката на холостом ходу двигателя. Большую роль играют и мастерство вождения — надо как можно реже тормозить, умело использовать рельеф местности и пр. Многие специалисты утверждают, что нужно иметь особо «легкую ногу». Экипаж французского автомобиля «Дофин-Гординн» в составе Ишар и Демюлье израсходовал в среднем по 4,87 л на 100 км пробега и завоевал в соревновании первый приз. Супружеская пара Гебрар сумела получить победу в индексном зачете, учитывающем расход топлива, отнесенного на тонну перевозимого груза. В общем зачете супруги вышли на второе место.ПЕРВЕНСТВО ЕВРОПЫ ПО РАЛЛИВ традиционном «Ралли 1000 озер» в Финляндии победил смешанный шведскофинский экипаж в составе Карла Бремера и Юхана Лампи, выступавших на автомобиле «Сааб». Последующие два места заняли также экипажи автомобилей «Сааб» — Э. Карлссон с Л. Симонссоном и братья Ског. Лидеры чемпионата Европы по ралли, немецкие спортсмены В. Шок и Р. Молль. вынуждены были сойти с дистанции, в результате чего лидерство перешло к французскому экипажу в составе Ренэ Траутмана и Жана Огье. Близко к этим двум экипажам в турнирной таблице находились шведы Карл Ског, Гарри Бенгстон, Эрик Карлссон и Гуннар Андерсон со своими напарниками. а также женский экипаж в составе Пат Мосс и Энн Уиздом. Сложившаяся турнирная ситуация побудила почти всех лидеров (за исключением В. Шока и Р. Молля) принять участие в ралли Льеж — Рим — Льеж, которое является одним из самых сложных и напряженных ссревнований чемпионата Европы. На дистанцию в 4654 км было дано 90 часов, причем этот подлинно «автомобильный марафон» в.:лючал в себя ряд скоростных соревнований, горные гонки, преодоление многих горных перевалов и пр. После первых суток из 83 экипажей продолжали соревнование 75, после двух суток — 68. но на территории Югославии отсеялось больше половины участников. Лидировали сначала Орейе и Мазоэро (на «Альфа-Ромео») и Пат Мосс — Энн Уиздом («Остин-Хилей»), но вскоре вперед вышли лидеры чемпионата Траутман — Огье. а на второе место прошлогодний чемпион Кольтелони (на автомобиле «Ситроен ИД-19»). За ними наилучшее количество очков имели Лагенест и Пат Мосс. На контрольном пункте у выезда из Югославии отметили свои маршрутные карты 35 участников. ^ Самым трудным этапом явился ночной переход горного участка Чибиано — Роверето в Доломитах, насчитывавший не менее восьми перевалов на протяжении 270 км. Здесь потерпели фиаско многие экипажи, а лидер соревнований Рене Траутман просто сдался, заявив, что у него «больше нет ни нервов, ни сил». Тем более примечательна победа, достигнутая в этих соревнованиях женским экипажем в составе Пат Мосс и Энн Уиздом. Замечательные раллистки нашли в себе силы продолжать соревнование среди оставшихся 16 экипажей, причем они занимали второе место после чемпионаРедакционная коллегия: Б. И. КУЗНЕЦОВ (главный редактор), В. В. БОГАТОВ, Г. В. ЗИМЕЛЕВ, В. И. КАРНЕЕВ, А. В. КАРЯГИН, Ю. А. КЛЕЙНЕРМАН (зам. главного редактора), М. И. КОЛПАКОВ, А. М. КОРМИЛИЦЫН, В. И. НИКИТИН, В. В. РОГОЖИН, В. Я. СЕЛИФОНОВ, Н. В. СТРАХОВ, А. Т. ТАРАНОВ Корректор М. М. Островская. Художественно-технический редактор Л. В. Терентьева. Адрес редакции: Москва, И-92, Сретенка, 26/1. Тел. К 5-52-24, К 4-60-02. Рукописи не возвращаются. Сдано в набор 2.Х-60 г. Г-64759. Бум. 60 X 92'/i 2,25 бум. л. — 4 печ. л. Тираж 300 000 экз. Цена 3 руб. Подп. к печ. 24/Х-60 г. Зак. 1863.3-я типография Управления Военного издательства Министерства обороны Союза ССР.