М оСКвИЧ -НА АТ ВОКоллектив Московского завода малолитражных автомобилей борется за технический прогресс, за выполнение решений июльского Пленума ЦК КПСС. РАССКАЗЫВАЮТ ИНЖЕНЕРЫ С. КОНИН И Б. САХАРОВлавный конвейер Московского завода малолитражных автомобилей. Сюда, к основной артерии огромного завода, стекаются многочисленные потоки агрегатов из других цехов. Как притоки большой реки, вливаются цеховые конвейеры в главную поточную линию. Чтобы обойти все заводские конвейеры, нужно затратить немало времеПятишпиндельный гайковерт.Гни. Общая их протяженность составляет почти 8 километров! Борьба за технический прогресс, за претворение в жизнь решений июльского Пленума ЦК КПСС по комплексной механизации и автоматизации охватила весь завод, каждый цех, каждый участок производства. И уже немало сделано. На заводе работает десять автоматических линий. Блок цилиндров двигателя, удлинитель картера коробки передач, выпускной коллектор и многие другие детали обрабатываются без прикосновения руки человека. Понаблюдайте за автоматической линией для обработки корпусных деталей. Автоматы не только сверлят отверстия, нарезают резьбу, но и выполняют развертывание и фрезерную обработку плоскостей. Шнеково-винтовые устройства «заботятся» о чистоте рабочего места. В конце линии они автоматически убирают стружку от рабочих шпинделей в ящик. Об экономической выгоде, полученной в результате применения автоматов, красноречиво говорят цифры. Внедрение только одной автоматической линии для обработки головки блока цилиндров двигателя высвободило 25 рабочих, оказались ненужными 30 станков. А производительность труда? Она возросла в десятки раз. Да и качество деталей несравненно повысилось. Моторный цех. Работа по оснащению его современным высокопроизводительным оборудованием идет полным ходом. Кроме автоматических линий для механической обработки деталей, на заводе изготовляют 39 новых станков-автоматов и полуавтоматов. На действующих станках устанавливают автоматические загрузочные устройства. К концу семилетки выпуск автомобилей увеличится в 1,6 раза. При этом в 1963 году, не останавливая производства, завод начнет выпускать более совершенную модель малолитражного автомобиля. Такие темпы роста невозможны без изменения технологического процесса. Важную роль в ускорении производства автомобилей играет сокращение маршрута прохождения деталей. С этой целью в лоточные линии механической обработки будут введены операции сварки, термообработки, металлопокрытия. Уже включена в поток термообработка токами высокой частоты шеек коленчатого вала и других деталей.«V— КИЛОМЕТРЫ КОНВЕЙЕРОВ. — ДЕТАЛИ, КОТОРЫХ НЕ КАСАЕТСЯ РУКА СТАНОЧНИКА. — КУЗНИЦА БЕЗ МОЛОТОВ И ПЛАМЕННЫХ ПЕЧЕЙ. — МЕХАНИЗИРОВАННАЯ ЭЛЕКТРОХИМИЯ. — НА ПУТИ К АВТОМАТИЧЕСКИМ ЦЕХАМ. МАТИЧЕСКИХ ЛИНИЯХВ кузнечном цехе нет ни молотов для ковки, ни пламенных печей. Заготовки нагревают токами высокой частоты, а термообработку поковок выполняют в электропечах. Для ковки применяют механические ковочные прессы и горизонтально-ковочные машины. Перед горячей штамповкой заготовки профилируют на ковочных вальцах или на стане поперечно-винтового проката. Подача заготовок в нагреватели и из нагревателей к прессам механизирована. В дальнейшем предполагается .автоматизировать рубку заготовок по длине и по весу и загрузку их в нагреватели. Отходы по конвейеру подаются в брикетировочный пресс, а брикеты сразу же попадают в железнодорожные вагоны. В механических цехах будет установлен подпольный конвейер для уборки стружки. Сейчас монтируется скребковый стружечный транспортер. Чугунная стружка будет передаваться по нему в небольшой брикетиров очный пресс, стоящий между станками, а готовые брикеты вывозиться на электрокарах. Несколько таких прессов намечено установить на линиях обработки чугунных деталей, где снимается большое количество стружки. Много нового за последнее время применено в сборке автомобилей. На заводе проводится большая работа по устранению ручного труда. Главный конвейер оборудован высокопроизводительным механизированным инструментом. Интересен внедренный заводскими рационализаторами пятишпиндельный гайковерт, крепящий все пять гаек колеса одновременно. Съем кузова с подвесного конвейера и установка его на напольный считалась одной из самых трудоемких операций. Сейчас ее производят механизмы. Труд людей заменила автоматическая тележка, которая за несколько минут переставляет кузов автомобиля с одного конвейера на другой. В цехе шасси внедряются малоагрегатные станки для обработки картера рулевого управления. Два таких станка заменят 4 универсальных. На отладке находится автоматическая линия для обработки картера заднего моста. Она заменит 10 агрегатных и универсальных станков. Сборку головки блока двигателя с клапанами, пружинами, шпильками и другими деталями намечено выполнять на автоматизированной линии. Двигатели будут собираться на подвесном толкающем конвейере, а испытываться — на его боковых стрелках без съема с подвески. Кропотлив труд сборщиков коробки передач. Тяжелые детали передаются здесь вручную. Нельзя ли механизировать этот процесс? Над этим задумались заводские рационализаторы. Оказалось, что и этот тяжелый труд могут выполнять наши металлические помощники. Автозаводцы разработали механизированную линию для сборки коробки передач на круговом конвейере Операции здесь будут выполнять автоматические прессы, механизированный инструмент и многошпиндельные гайковерты. Много ручного труда тратят шлифов-Я Рмвишиииоим СУШКАТР|ТИЯ СЛОИ ЭМАЛИ Л ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКОМ П1ШПТОРОЙ сланЭМАЛИи дактрпштчдам пол!С Кя шлифвш УАк(1Х цшШПАТЛЕВКА в ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКОМ ПО*Г ТЕРИ0Р1ДКДЦИ0ННАЯ СУШКв. МОШЯ ШМ . 0 ЛКА KPMOPAflHAUKOHHAH СУШКА ММН » СЛОИ ЭМАЛИ I ИЕКТМСШИЧККОМ ПОЛЕ ТеРИОР^^ЦИОНКАЯ С^ШКД Механизм для проверки герметичности кузова автомобиля. щики цеха металлопокрытий. Перед декоративным покрытием лицевых деталей автомобиля их полируют, а перед хромированием подвергают меднению и никелированию. После этого детали обрабатывают вручную на полировальных станках фетровыми или текстильными кругами с пастой ГОИ. Теперь этот тяжелый процесс также механизирован. На заводе спроектировано, изготовлено и внед* рено в производство несколько агрегатных станков и автоматических линий для полировки поверхности колпака колеса, средней части буфера, облицовочной 'решетки радиатора, бруса, молдингов. Химики внедрили процессы блестящего меднения и никелирования. Хромирование, цинкование и никелирование выполняются на специальных автоматических агрегатах. Рабочий лишь навешивает подвески с деталями для покрытия на конвейер и снимает их в готовом виде. Цепь конвейера переносит подвески с деталями от ванны к ванне; электрохимические процессы также механизированы. Механизируются и автоматизируются процессы сварки кузова и его деталей. Изготовлен многоточечный пресс для сварки дверей. Внедряются автоматические сварочные прессы, которые за один цикл сваривают дверь по 76 точкам — время сварки уменьшается в 11 'раз. Для сварки пола спроектирована автоматическая линия из 5 сварочных многоточечных прессов. Сварка водосточных желобков кузова, ранее выполнявшаяся точечным методом, теперь осуществляется роликовой подвесной машиной. Широко внедряются сварочные шланговые полуавтоматы и автоматы для сварки под слоем флюса, а также сварка^ШШЯШШВВЯЯШв среде углекислого газа. Детали получаются без окалины, с прочными и плотными швами. Проектированием новой техники на заводе занимается специально созданный отдел автоматизации и механизации. Разработан проект модернизации действующих технологических процессов. Им предусмотрено в ближайшее время механизировать и автоматизировать трудоемкие и тяжелые процессы. И не только отдельные процессы. На нашем заводе успешно воплощаются в жизнь идеи комплексной механизации целого участка, целого цеха. Примером может служить полностью механизированный цех окраски кузовов. Большинство операций здесь автоматизировано. Процесс окраски кузова начинается с бондеризации. Ее автоматически выполняет совершенный агрегат, состоящий из шести камер. Поочередно включаясь,они автоматически (методом струйного распыла) обрабатывают поверхность кузова. Труд пятнадцати травильщиц заменил автомат, выполняющий ряд операций: щелочный обмыв кузова, обработку его теплой водой и фосфорным составом. Окунание в грунт нижней части кузова также выполняется автоматически. С помощью автоматов будет наноситься противошумная мастика. Таким образом, отпадет необходимость в тяжелой ручной работе пульверизаторщиков-маляров. В ближайшее время с помощью шлифовальных машинок будет полностью механизирован и труд шлифовщиц. впервые в Европе на нашем заводе всю поверхность кузова окрашивают в электростатическом поле. Масса кузова, заряженная положительными частицами, притягивает к себе краску, имеющую отрицательный заряд. Этот процессНа снимках показаны: окраска ; в электростатическом поле и автомат для полировки поверхности колпаков колес.происходит при напряжении 80 тыс. вольт. 8 четырех высоких светлых, полностью остекленных камерах, оснащенных автоматическими устройствами^роботами, выполняется шпатлевка, покраска и эмалирование. Роботы трудятся не хуже, а, пожалуй, Лучше человека. Снабженные распылительными устройствами, они полностью окрашивают поверхность кузова. Полнота окрасочного слоя, хороший разлив краски и блеск лакокрасочного покрытия гарантированы. Сушка производится инфрачерными лучами в терморадиационных печах. Величественны планы автозаводцев. Все, что делается сейчас на заводе по автоматизации производства — лишь первые шаги на пути создания, в конечном счете, полностью автоматизированного завода малолитражных автомобилей.