.m- M^•..Jc^-^щГ ^1.'•• -' •,•••*• * * ,ГД1ЧГ••••••••HMIIBIBSIBJBHBJBBJBBJBJBJIBJBBBBBJBBHBH•BBBBJBBJBBBBBBBBJЭто было незабываемое зрелище. Самая большая площадь Тернополя — Театральная — расцвела яркими осенними цветами. В руках у школьников — букеты георгин. На головах девушек, одетых в украинские костюмы, алеют венки из астр. Кажется, весь город собрался сюда под полощущиеся на ветру спортивные стяги, чтобы приветствовать водномоторников оборонных обществ Болгарии, Польши и Советского Союза. С этой торжественной встречи и начались первые в СССР международные соревнования скутеристов, вылившиеся в праздник дружбы спортсменов социалистических стран, в праздник водно-моторного спорта.ОКНО В ЕВРОПУ'дождались этих соН аконец-то мыЭнтузиасты, строившие ревнований. на Москве-реке в двадцатых годах первые скутера (они напоминали скорее водяные сани, чем спортивные суда), еще тогда мечтали помериться силами со своими зарубежными коллегами. Много воды утекло, прежде чем этим мечтам суждено было сбыться. Очень долго «водный моторизм» отставал у нас от общего уровня развития спорта. Но за последние два года у водномоторников произошли сдвиги настолько существенные, что стало возможным «прорубить окно в Европу». В начале сентября советские скутеристы выезжали в Германскую Демократическую Республику, которая славится не только отличными спортивными моторами, но и первоклассными гонщиками. Соперничая с ними, наши дебютанты в Грюнау заняли два третьих и два четвертых места. Специалисты и обозреватели отмечали, что советские спортсмены не уступали грозным.соперникам ни в тактическом мастерстве, ни в тренированности. В Тернополе досаафовским гонщикам пришлось встретиться со спортсменами другсй водно-моторной державы — Польши, воспитавшей рекордсменов мира и чемпионов Европы, а также со скутеристами Болгарии, имеющими солидный опыт международных встреч. Герой соревнований Иван Мошак готовится к очередному заезду.В составе приехавших к нам команд штетинского клуба Лиги друзей солдата (ЛПЖ) и сборной болгарского ДОСО тернопольчане увидели рекордсменку мира в гонке на 10 миль Марию Шварц, участника европейского чемпионата Вацлава Ковалевского, лучшего водномоторника Болгарии, победителя открытого первенства ЛПЖ Ивана Манолова и других известных гонщиков. Не все приглашенные команды оборонных обществ прибыли в Тернополь. Отсутствие скутеристов ГДР и Чехословакии несколько снизило спортивный накал встречи, и все же оно не могло заметно повлиять на скорости — этот единственный объективный показатель, которым измеряют подготовку гонщиков, их судов и моторов. С самого первого старта, когда пал рекорд страны в классе СИ-175 на 1 километр, и до заключительного (в день заездов на побитие рекордов) на глади тернопольского озера шла напряженная борьба со временем, борьба за доли секунды, какой не видел еще ни один водоем страны. ШТУРМ РЕКОРДОВL i так на соревнованиях в Тернополе, " так же как ив Грюнау, решался давно волновавший всех вопрос — готовы ли мы к международным стартам. В споре на воде, где борьба идет на очень высоких скоростях, для победы нужны прежде всего мощные моторы и «быстрые» корпуса. Но не менее важны храбрость и самообладание гонщика, умение его мгновенно принять правильное решение. В этом отношении советские скутеристы блестяще выдержали экзамен. Программа соревнований включала гонку скутеров СИ-175 и СА-250 на километровую дистанцию и водно-моторный марафон — серию 3X ' 0 км . «Километровка» ознаменовалась появлением двух новых всесоюзных рекордов. И хотя им суждено было через три дня умереть, Начало было явно многообещающим. Героями первого дня соревнований оказались перворазрядники Иван Мошак из Николаева и ленинградец Артур Кипин. Первый на скутере СИ-175 раз-вил рекордную скорость 76,433 км/час, оставив далеко позади своих соперников. Занявший второе место в этом классе В. Ковалевский (Польша) финишировал с результатом 70,450 км/час. Не повезло Марии Шварц (Польша) — ее подвел двигатель и она принесла команде ноль очков. Настоящим триумфом было выступление А. Кипина. На скутере СА-250 он преодолел километр с невиданной у нас скоростью — 97,826 км/час, подняв потолок рекорда сразу на 7 км/час. По итогам первого дня с большим отрывом лидировали советские спортсмены (сумма скоростей 321Г717 км/час). У польских скутеристов, шедших на втором месте, результат был 214,814 км/час. Однако серия 3X10 могла еще внести существенные коррективы. Гонки скутеров СИ-175 на эту дистанцию прошли в остром соперничестве трех советских гонщиков — И. Крючкова, И. Мошака и В. Петрухина. Опытный И. Крючков (с 16-летним водно-моторным стажем), блеснув завидным молодым задором, победил в первых двух заездах. В ходе гонки он дважды обновлял рекорд страны на 10 км и довел его до 78,888 км/час. Все прочили московского досаафовца ш победители. Но, как это часто случается, прогнозы рухнули саИ. КУЛИК, главный судья соревнований Впервые проведенная у нас встреча водномоторников трех стран была серьезным экзаменом не только для спортсменов ДОСААФ, но и для судей. И, не скрою, нам было приятно услышать лестные отзывы гостей о четкой работе судейского аппарата. В значительной мере успешному проведению международных соревнований способствовала большая помощь, которую оказали партийные, советские и комсомольские органы Тернопольсной области в организации этой встречи. Победа досаафовцев, их выдающиеся рекорды не случайны. Они явились результатом серьезной работы, проведенной в морсних клубах и первичных организациях нашего Общества по подготовке спортсменов. Советские водномоторники показали свою готовность к стартам на большой воде.16