ПЕРЕД РЕШАЮЩИМ ЭТАПОМ СПАРТАКИАДЫсоветском спортивном движении есть немало замечательных традиций и самая яркая из них — проведение спартакиад. Крупным событием в спортивной жизни страны является Всесоюзная спартакиада по техническим видам спорта, начавшаяся в июне прошлого года. В течение десяти месяцев . на заводах и фабриках, в колхозах и совхозах, в учебных заведениях и учреждениях идут массовые соревнования. Они убедительно говорят о том, что технический спорт приобретает все большую популярность, все большую массовость. Широкая волна соревнований Спартакиады всколыхнула спортивную жизнь в первичных организациях ДОСААФ, привлекла новые массы членов Общества к систематическим занятиям техническими видами спорта. До конца этих крупнейших состязаний любителей спорта и техники — несколько месяцев. Но уже сейчас сведения, поступающие в штаб Спартакиады, дают основание для первых итогов. Более 11 миллионов юношей и девушек приняли уже участие в Спартакиаде, и среди них десятки тысяч мотоциклистов, автомобилистов, водномоторников. Большого масштаба достигли соревнования по автомобильному спорту. В первичных организациях проведено 8 тысяч соревнований автомобилистов — в 80 раз больше, чем в Спартакиаде 1958 года. Со всех концов нашей страны идут радостные вести о росте рядов автомотоспортсменов. Свыше трех тысяч мотоциклистов (преимущественно сельская молодежь) стартовали в звездной эстафете Краснодарского края. Несколько десятков команд оспаривали первенство на Челябинском машиностроительном заводе. Для участия в соревнованиях Спартакиады колхозы Жердевского и Сампурского районов Тамбовской области выставили по 12 команд. В ходе Спартакиады большое развитие получил самый молодой из техниВческих видов спорта — автомобильный моделизм. Около 20 тысяч досаафовцев Украины, Белоруссии, Узбекистана, Казахстана и ряда других республик и областей вывели на старты свои модели. Спартакиада дала толчок росту массовости в водно-моторном спорте. На финальных соревнованиях прошлой Спартакиады стартовали команды только восьми союзных республик; более половины областей Российской Федерации вообще не провели ни одного соревнования. Летом же 1960 года прошло 2500 водно-моторных встреч, в которых участвовало более 35 тысяч спортсменов. Соревнования Спартакиады сопровождались подъемом творческой инициативы спортсменов-досаафовцев. Достаточно сказать, что в ходе ее уже создано 5560 спортивных команд. На многих предприятиях организованы массовые секции. Например по водно-моторному спорту — в Брянском технологическом институте, на шинном и моторном ярославских заводах, на Тульском радиозаводе, Московском автозаводе имени Лихачева и многих других. Сейчас в спортивных командах и клубах систематически занимаются десятки автомобилистов, мотоспортсменов, автомоделистов и водномоторников. Но Спартакиада примечательна не только массовым размахом соревнований. Она способствует и росту мастерства спортсменов. Около 20 тысяч автомобилистов, мотоциклистов, водномоторников выполнили разрядные спортивные нормы, 145 человек стали мастерами спорта. Летом минувшего года среди спортсменов родилась замечательная инициатива: ознаменовать Спартакиаду новыми спортивными достижениями, открыть счет рекордам Спартакиады. На предприятиях ив колхозах появились свои рекордсмены. Это обострило спортивную борьбу в низовых коллективах, придало ей большой накал. К решающему этапу Спартакиады спортсмены патриотического Общества пришли с большими достижениями. Вместе с тем прошедшие соревнования показали, что далеко не везде она приняла подлинно массовый размах. Есть еще немало районов, где Спартакиада не взяла разбега, где крайне плохо используются возможности для развития моторных видов спорта. В ряде организаций ДОСААФ пытаются найти объективные причины, чтобы оправдать бездействие в проведении соревнований Спартакиады. Именно так обстоит дело в Молдавии, Алтайском крае, в Калужской, Рязанской, Читинской и некоторых других областях. Мало уделяют внимания развитию мотоспорта в Туркмении, Калининской и Вологодской областях. Плохо используются благоприятные условия для развития водно-моторного спорта в Азербайджане, Грузии, Латвии, Эстонии, в Приморском крае и Дагестанской АССР. Серьезным недостатком проведения Спартакиады зачастую является низкий уровень организации соревнований, слабая квалификация судейских кадров. В ряде районов еще плохо поставлена тренировка спортсменов, особенно в спортивных командах первичных организаций. В результате этого многие спортсмены выходят на соревнования неподготовленными, что плохо отражается наих спортивных результатах. В оставшиеся месяцы оргкомитеты спартакиад должны приложить все усилия к тому, чтобы устранить эти недостатки и успешно завершить смотр достижений технических видов спорта. Сейчас Спартакиада вступает в свой заключительный этап. Начались соревнования на первенство городов и районов. Скоро взовьются флаги областных спартакиад. Спортивная борьба за выход в финал обещает быть очень упорной. И только сильнейшие удостоятся права отстаивать спортивную честь своей республики на завершающих соревнованиях. В состав сборных команд войдут победители республиканских спартакиад — спортсмены высокой спортивной квалификации (не ниже I разряда). Нелегок путь к финалам. Мотогонщикам и водномоторникам Российской Федерации, прежде чем выйти на старты республиканских соревнований, предстоит помериться силами в зональных встречах. По мотоспорту зональные соревнования будут проходить во 2-й половине июня. Жители Вологды, Брянска, Махачкалы, Ульяновска, Казани, Уфы, Иркутска и Благовещенска станут свидетелями интересной и напряженной борьбы мотогонщиков России. Не менее упорные состязания предстоят ив «водно-моторных зонах»: во Владивостоке, Перми, Сталинграде, Выборге и Туле. 1 июля начнутся соревнования на первенство РСФСР. География всероссийских соревнований очень обширна и охватывает 15 городов. Автомобильное ралли пройдет в районе Пятигорска, мотокросс и многодневные мотоциклетные гонки — в Краснодаре, ипподромные гонки — в Ростове, состязания водномоторников — в Туле. Последние по программе встречи автомобилистов, мотоциклистов и водномоторников завершатся в конце июля текущего года финальными соревнованиями. Самыми первыми откроют финал Спартакиады автомобилисты. В Ужгороде 14 июля будет дан старт автомобильному ралли. Там же через 6 дней начнутся многодневные мотоциклетные соревнования. 22 июля в Уфе вступят в борьбу участники финальных мотогонок по гаревой дорожке, а еще через 3 дня в Москве возьмут старт участники решающих встреч по мотокроссу и ипподромным гонкам. Почти одновременно в столице откроются водно-моторные и автомодельные соревнования. По ходатайству ряда оргкомитетов в Положение о финалах Спартакиады внесены некоторые изменения. Так, численный состав команд по автомобильному спорту сокращен с 10 до 6 человек. С 6 до 5 спортсменов уменьшен состав мотоциклетной команды по многодневным гонкам. Среди участников сборной по мотокроссу будет не один юноша, а два (в классе 125 и 175 см^). Кто станет победителем в финале? Кто получит почетное право называться чемпионом Спартакиады и наденет майку чемпиона страны? Чью грудь украсят золотые медали победителей? Ответить сейчас на эти вопросы трудно. Несомненно только одно — победят сильнейшие — те, кто в совершенстве овладел техническими знаниями и спортивным мастерством. Н. ПОКРОВСКИЙ, начальник штаба Спартакиады.6