СПОРТ?БОЛЬШЕ ВРЕДА, ЧЕМ ПОЛЬЗЫМне неоднократно приходилось участв оватьв различных соревнованиях по автомобильному спорту, н аблюдать за тренировками спортсменов. Некоторыми своими соображениями , в частности об автомобильном кроссе, мне хотелось бы поделиться. Автор статьи вжурнале «За рулем» '№ 1 за 1961 г. «Спорт или не спорт?» правильно ставит вопрос о нецелесообразности использования грузовиков в кроссах. Остается лишь пожалеть, что этот вопрос не был поднят своевременно, т. е. гораздо раньше . Пусть меня не поймут так, будто на грузовых автомобилях нельзя принимать участие в соревнованиях. Б езусловно можно, но только в таких, которые не наносят ущерб народному хозяйству; это, например, соревнования на экономию горючего, на соблюдение правилдвиженияи т. п. Такие соревнования надо повсеместно поощрять иразвивать . А что пользы от кросса, когда водитель мчится, не сбавляя скорости, по разбитой дороге, когда отрываются стремянки и кузов отделяется от рамы , выходят из строя топливный бак, радиатор? П осле такого соревнования большинство автомобилей требует ремонта, это ведь невозможно оспорить. П оэтому мое мнение таково : кроссы на грузовыхавтомобилях не нужны — они приносят больше вреда, чем пользы. П. БАРАНОВ, заслуженный мастер спорта.КРОССЫ ДОЛЖНЫ СОДЕЙСТВОВАТЬ ТЕХНИЧЕСКОМУ ПРОГРЕССУВ Положении, утвержденном Федерацией автомотоспорта СССР, у казывается , что цель автомобильных кроссов — «проверка ходовых качеств участвующих автомобилей и содействие техническому прогрессу отечественного автомобилестроения-. Такая постановка вопроса правильна. Казалось бы, кроссы должны проводиться систематически, причем изменения и усовершенствования вконструкцияхсерийных автомобилей должны быть не только разрешены , но их следует даже поощрять. Однако опыт лично-командного первенства страны по автокроссу, р азыгранногов октябре 1960 года в г. Горьком, свидетельствует об обратном. Здесь допускались только защита электрооборудования и приборов питания, у становка амортизаторов и ограничителей колебаний рессор, оборудование машин приспособтенлями для самовытаскивэния без специального механического привода, у силение крепления кузова и применение стеклообмывателей. В виде исключения было разрешенотакжеустанавливать на автомобилях с одной ведущей осью арочные шины. Но трасса кросса оказалась настолько несложной, что ни на одном автомобиле не понадобилось применятьдаже общ еизвестные средства повышения проходимости. Нам кажется, что правила проведения кроссов не отвечают современным требованиям и поэтому должны быть уточнены. В первую очередь следует разрешить вносить конструктивные изменения и усовершенствования, н аправленные на улучш ение проходимости, динамических качеств иповышение надежности работы автомобилей. Было бы даже целесообразным установить специальные награды за технические новшества. позволившие успешно выступить в соревнованиях. Технический прогресс необходим вразвитии всех типов автомобилей, в том числе и большегрузных. Поэтому соревнования нужно устраивать на отечественных автомобилях всех моделей, что в действительности не практикуется. В 1960 году трасса кросса проходила по довольно ровной лесистой местности. Это, конечно, не позволило в полной мере оценить ходовые качества автомобилей. А такая возможность должна быть. Что для этого надо? Трассы нужно выбирать такими, чтобы даже на поворотах был возможен обгон; ш иринунепроходимых участков следует брать не менее ширины старта, обеспечивая тем самым независимую друг от друга работу машин; нельзя допускать движения автомобилей разных типов одновременно по одной трассе ипересечениятрасс ; необходимо разрешить какую-либо взаимопомощь между спортсменами. В соревнованиях должен участвовать только один водитель. Старты с места следует давать автомобилям снеработающими двигателями. Короче говоря, условия кросса должны быть такими, чтобы можно было проявить в полной мере мастерство спортсменов и Определить техническую подготовленность автомобилей. Инж. К. К АРПУХИН .О ЧЕМ ГОВОРИТ НАШ ОПЫТВ статье т. Кузнецова затронут актуальный вопрос о развитии автомобильного спорта на грузовых автомобилях серийного производства. Я, к акстарый автомобилист, вполне согласен с выводами автора, который считает, что устраивать кроссы на грузовиках нецелесообразно. Приведу такой пример. Гайсинский районный комитет ДОСААФ провел соревнования на грузовых автомобилях. На состязаниях было около 50 грузовых автом ашинразличных марок. У многих из них шины были изношены, а на некоторых совсем «лысые*-. По своему техническому состоянию часть автомобилей была непригодна для участияв кроссе, а большинство водителей не имели никакой спортивной подготовки. По условиям соревнования требовалось сделать 4 заезда на расстояние 12 км. Трасса частично проходила по окраине города, что было небезопасно для пешеходов. Я считаю, что втаких соревнованиях нет ничего спортивного. Но износ машин бывает очень высоким. ибо водители стараются «выжать» из автомобиля все, чтобы занять призовое место. В. К УПЧИК , начальник Гайсинского автомотоклуба ДОСААФ.НЕТ, ЭТО НЕ СПОРТ!Если читатель возьмет вруки брошюру «Положение о Единой всесоюзной спортивной классификации » , то на первой жестранице прочтет, что она имеет целью содействовать массовому развитию физическойкультурыи спорта, к ак одного из важных средств укрепления здоровья, всестороннего физического развития, повышения работоспособности н долголетия советских людей. Она должна способствовать повышению спортивного мастерства и подготовке спортсменов, способных завоевать мировые первенства и международные рекорды. В этом кратком предисловии ясно указ ананаправленностьи пути дальнейшего развития всех видов спорта в нашей стране. Отвечают ли редкие, проводимые одиндва разав год. соревнования по автомобильному кроссу духу и букве Положения? Способствуют ли они действительному повышению спортивного мастерства, р азвитиюфизической культуры? О каком приоритете или опервенстве мир ав этом виде спорта можно говорить? Ясно, что Единая всесоюзная спортивная классификацияк кроссу на грузовых автомобилях никакого отношения не имеет; точнее — кросс на грузовых автомобилях не имеет ничего общего со спортом. Установленные новые нормы на присвоение спортивных званий по большинству видов безусловно обязывают спортсменов повышать свое мастерство. Но как можно повышать мастерство в автомобильном кроссе, если соревнованиям почти никогда не предшествуют тренировки? Это не спорт, а лишь демонстрация производственных навыков вождения машин по труднопроходимым дорогам. Если бы возможно было просмотреть мастерство вождения многомиллионной армии шоферов Советского Союза, то оказалось бы, что многие из них и, особенно те, которые работают на великихстройках коммунизма, даже и не подозревают, насколько они по своему мастерству превосходят признанных ныне мастеров по кроссу, чемпионов страны, з авоевавших это звание в однократном соревновании, без серьезной тренировки. Мне кажется, что подобные высокие звания, п рисуждаемые за кросс, просто необоснованны. Поощрением в данном случае могло бы быть лишьповышение класса водителя. Причем само собой разумеется, что результат, достигнутый в «соревновании», должен подтверждаться многолетним стажем безаварийной работы на транспорте. Таким производственникам у нас честь и хвала, но при чем же здесь спортивные регалии? Отрицательная сторона проведения кросса на грузовикахзаключается еще ив том, что на этих соревнованиях сильно разрушаютсямашины ; всякому кроссу сопутствуют превышение теплового режима работы двигателей иперегрузка всех механизмов при движении на повышенной скорости по бездорожью. Считаю, что автор статьи «Спорт или не спорт?? п равв своем утверждении, что нельзя ради сомнительной пользы, извлекаемой от участияв кроссе нес колькимиучастниками , р исковать престижем всего советского автомобильного спорта. заслуженный А. С ИЛКИН , мастер спорта.10