МАСТЕРСТВО И СКОРОСТЬ(Советы Молодым спортсменам)гонщику часто приходится выполнять повороты. Поэтому техника поворотов имеет первостепенное значение. Существуют два метода выполнения поворотов: один при небольшом радиусе циркуляции, но с уменьшением скорости, и другой —движение на полной скорости по большой дуге (т. е. по несколько увеличенному пути). Пользуясь первым методом, спортсмен за 50 метров до каждого буя при помощи дросселирования примерно вдвое уменьшает число оборотов двигателя. Та^ ким образом, при подходе к бую скорость значительно падает. Это позволяет сделать крутой поворот (по минимальной дуге). Возле буя обороты двигателя постепенно увеличиваются, достигая нормальной величины примерно через 50 метров после выхода из поворота. Из сказанного ясно, что при каждом повороте на отрезке дистанции в 100 метров мощность двигателя используется неполностью, так как сперва он работает на пониженных оборотах, а затем в режиме набора скорости. Следовательно, при обычной длине дистанции в 2,5 км, когда судну следует пройти 4 крута (гонка на 10 км), спортсмен вынужден на протяжении 1600 метров неполностью использовать мощность двигателя. Это составляет 16% от длины всей гонки. Для более рационального использования мощности двигателя на протяжении всего пути применяют технику поворота на полном ходу. Однако при этом несколько увеличивается расстояние, проходимое судном, ибо, двигаясь вокруг буев по дуге большего радиуса, гонщик как бы ходит по овалу, в который вписан прямоугольник дистанции. Готовясь к соревнованиям, спортсмен должен решить, каким способом он будет преодолевать поворот: первым — с уменьшением скорости или вторым — с увеличением дистанции. Чтобы помочьспортсмену, сравним некоторые данные. Как мы уже знаем, при повороте со сбросом газа 16% длины дистанции судно проходит при задросселированном двигателе. Потеря скорости при этом составляет примерно 25%. Применив специальные вычисления, можно определить, что относительный проигрыш в пути и времени составляет 7%. Подсчеты показали, что, когда поворот выполняется без уменьшения скорости по дуге большого радиуса, проигрыш в пути (возле каждого буя) составляет 6,8 метра. При 16 поворотах (гонка на 10 км) это составляет всего ПО метров (против 1600 метров при повороте со сбросом газа). Таким образом, относительный проигрыш в пути и времени при повороте по дуге большого радиуса даже с учетом падения скорости на дуге до 0,9 составит лишь 3,24%. Сопоставление двух цифр — 7 % и 3,24%—ясно указывает, что лучшим является поворот без уменьшения скорости и по дуге большого радиуса. Каждый спортсмен должен уметь оценить потенциальные возможности своей материальной части, определить максимальную скорость судна, наивыгоднейший радиус поворота и скорость прохождения предстоящей дистанции. При этом в качестве пособия следует пользоваться «Справочником по теории корабля» Р. Першина и И. Титова (Судпромгиз, Л. 1961), в котором собран весь необходимый материал, приведены схемы, формулы и вычислительные таблицы, а также книгой А. И, Мартынова «Глиссеры» (Речиздат, 1940). Выводы, полученные при расчетах, необходимо проверить на прикидке. В случг.е заметного расхождения расчетных и практических величин, следует попытаться найти слабое звено, т. е. определить элемент, доводка которого позволит увеличить скорость.Практика показала, что, по мере резкого увеличения скорости судов на соревнованиях, самым «тонким» делом при подготовке материальной ча.Дуга циркуляци сти является подбор винта, оптимального для данного корпуса. Поэтому при резком расхождении теоретической в практически полученной скорости судна прежде всего следует подумать о применении другого винта — с увеличенным коэффициентом полезного действия. Как мы уже указывали, на кольцевой дистанции многокилометровой гонки повороты более целесообразно выполнять по дуге большого радиуса. Следовательно, необходимо заранее определить для своего судна наивыгоднейшее соотношение между радиусом поворота и средней скоростью циркуляции. Сделать это нужно для того, чтобы знать, какие максимальные нагрузки (скорость и крутизну поворотной дуги) может выдержать корпус, не подвергаясь опасности быть перевернутым. Поскольку в специальной литературе существуют лишь приблизительные и весьма сложные формулы для определения этих величин (кроме того, они составлялись лишь для катеров), разумнее всего определить их для каждого судна практически, во время тренировок. При постройке корпуса следует учесть, что на поворотливость судна существенное влияние оказывает взаимное расположение центра сопротивления и центра тяжести (см. схему). Если центр сопротивления (ЦС) находится впереди центра тяжести (ЦТ), поворотливость глиссера увеличивается, а если сзади, то уменьшается. В случае, когда центр сопротивления расположен перед центром тяжести, угол дрейфа ( 8) всегда будет больше угла перекладки руля (ot). При расположении центра тяжести и центра сопротивления на одной вертикали угол дрейфа и угол перекладки руля совпадают, и таким образом достигается наибольший эффект. Г. ГОРБАЧЕВ, мастер спорта; Б. ГИБНЕР.Езда на заднем колесе, прыжки «выстрелом» и «в спуск» — все эти эффективные приемы вождения мотоцикла на кроссовых трассах еще год назад были достоянием лишь отдельных гонщиков. Сейчас современной техникой езды на кроссах•овладевают не только ведущие мастера, но и рядовые мотоспортсмены. На снимках нашего фотокорреспондента А. Золотарева запечатлены моменты из соревнований на приз открытия сезона в Москве.Слева известный спортсмен армеец А. Савельев ведет машину на заднем колесе. На двух другихснимках мастер спорта В. Лаврентьев (в центре) и второразрядник О. Никулин совершают прыжки.