18
19
Д оброгопут[Iжегодно, как только пригреет солнце, тысячи автолюбителей на своих автомобилях совершают увлекательные туристские поездки по дорогам Советской страны. С возникновением новой формы обслуживания населения легковыми автомобилями — проката к их числу прибавились сотни абонентов баз проката, которые с охотой берут автомобили для дальних поездок. Особенно оживленными в летние месяцы, конечно, бывают трассы, ведущие из центральных областей страны на юг — к Черноморскому побережью Кавказа, в Крым, к курортам Кавказской минеральной группы. Только минувшим летом в курортных районах Кисловодска, Пятигорска и других городов Северного Кавказа побывало более двух тысяч автотуристов. Но были среди этих тысяч хороших дисциплинированных путешественников и такие, поведение которых заслуживает осуждения. О них-то и хотелось бы сказать здесь, чтобы предостеречь всех, кто еще не выработал в себе достаточную внимательность, самодисциплину, кто не прочь во время поездки принять спиртного, кто не откажется и от легкого заработка в виде позорного «калыма». Передо мною лежит краткая справка о дорожных происшествиях, совершенных автотуристами по Карачаево-Черкесской автономной области. Ее текст гласит о том, что 14 октября 1960 года москвич А. П. Жуков на принадлежащем ему автомобиле «Победа» ЭЗ 75—95 при разъезде со встречным автомобилем врезался в одноконную повозку и убил человека. Лихач-шофер пытался скрыться. При задержании его выяснилось, что Жуков был пьян. Это и послужило первопричиной трагического случая. Довольно часто на юге встречаются нарушения другого рода. Водители, не знакомые с особенностями условий движения в горной местности, ведут свои автомобили без достаточных мер предосторожности, проявляют никчемную лихость, что, естественно, приводит к тяжелым последствиям. Лишен водительских прав шофер-лихач, намеревавшийся отдохнуть в Кисловодске и попутешествовать на своей «Волге» ПР 08—66, житель г. Тбилиси Э. П. Цапурия. Вряд ли он не знал, что скорость 70—80 км/час на улице большого курортного города чрезвычайно опасна. По счастью, авария, совершенная водителем, ограничилась ударом о столб, в результате которого пострадала лишь машина. Но что было бы, если бы находившиеся рядом люди не успели отбежать? На летний курортный сезон 1960 года в г. Кисловодск из городов Баку и Ереван на собственных машинах приезжали на заработки Джабраилов И. П. («Волга» ИУ 19—53), Аскеров А. И. («Волга» ИУ 28—11) и др. Такие же сведения поступили из Ставрополя, Пятигорска, Черкесска. Вряд ли стоит называть новые фамилии. Водители-калымщики получили по заслугам и едва ли попытаются еще раз использовать свои автомобили в целях личной наживы. Любителей сесть за руль в состоянии опьянения, лихачей, корыстолюбцев не так уме много на трассах солнечного юга. Но наша неотложная задача — добиться, чтобы их не было совсем. И вот здесь мне хотелось бы обратиться к автотуристам. Соблюдая личную дисциплину в дальних поездках, не оставляйте без внимания и поведение других автопутешественников. Особенно мы рассчитываем на содействие со стороны общественных автоинспекторов — активных помощников работников службы движения. Никогда не забывайте и сами о том, что движение по горным дорогам требует особой внимательности и ряда навыков, которые, пожалуй, необязательны в центральной зоне. В горах нельзя, например, чрезмерно пользоваться тормозами на спусках, при движении по «серпантину» необходима предельная точность. Выезд за свою половину проезжей части дороги может привести к аварии. Очень важно умело пользоваться светом при движении ночью. В дальней поездке чрезвычайно большое значение для безопасности движения имеет самочувствие водителя. Поэтому нельзя продолжать движение, если вы устали. Все более широко должна развертываться деятельность общественности по предупреждению дорожных происшествий в самих курортных районах. Людям, хорошо знающим местные условия, легче осуществлять контроль за поведением автотуристов, бороться с нарушениями, подобными тем, о которых рассказано выше. Многое для поддержания порядка на трассах могли бы сделать и автомотоклубы ДОСААФ . Совместно с работниками ГАИ — ОРУД активисты патриотического Общества могут проводить рейды безопасности по наиболее оживленным магистралям, организовывать консультации в АМК, кемпингах и пансионатах для вновь прибывших туристов. Если совместными усилиями мы сможем сделать эту работу регулярной и массовой, покончить с нарушениями правил, то предотвратим немало аварий, сохраним здоровье и жизнь многим советским людям. А. АНИСИМОВ, начальник ГАИ РСФСР.ЕНиже публикуются описания полезных в дороге приспособлений, применяемых членами секции массового автомобилизма МАМК ДОСААФ.ОКОННАЯ СЕТКАЧтобы спокойно спать в автомобиле на воздухе, можно пользоваться сеткой, заправленной в деревянную рамку, которая вставляется в проем окна.После того как вставлена рамка с сеткой, оконное стекло немного приподнимается и защемляет рамку, благодаря чему она не может быть вынута до тех пор, пока не будет опущено стекло. Вставные рамки обеспечивают доступ воздуха в салон автомобиля, не допуская туда комаров и мух.ПОРТАТИВНЫЙ КОМПЛЕКТОтправляясь в длительное автомобильное путешествие, необходимо взять с собой, кроме всего прочего, ведро, банку с маслом для двигателя, лейку для переливания жидкостей и сифон для перекачивания горючего. Каждая из перечисленных вещей требует много места, поэтому целесообразно их использовать в комплекте. Такой комплект, состоящий из овального ведра емкостью 10 л, герметической банки для масла также овальной формы (емкостью 6 л), овальной лейки-воронки и резинового сифона для переливания горючего, показан на фото. Портативность и небольшой объем этого комплекта достигаются тем, что резиновый сифон сворачивается и вкладывается в лейку-воронку. Последняя вкладывается в полость, сделанную в нижней части банки, а банка с маслом, с воронкой-лейкой и сифоном вставляются в ведро. Изготовление ведра, банки и лейки-воронки может быть поручено жестянщику средней квалификации. Материал — оцинкованное железо. Все эти три предмета должны быть хорошо пропаяны и опробованы на герметичность. Банка для масла должна иметь крышку на резьбе с хорошей резиновой (маслостойкой) прокладкой, Н. СИНЕЛЬНИКОВ.18 ил югеПОХОДНАЯ КУХНЯ ТУРИСТАПрелесть автомобильного туризма нередко состоит в независимости от гостиниц, возможности выбора для путешествия малолюдных трасс, остановки в любом приглянувшемся месте. Однако никакие красоты природы не исключают необходимости «заправлять» не только автомобиль, н ои его экипаж. Для приготовления пищи удобны туристские бензиновые примусы или бензиновая паяльная лампа. Однако в случае даже небольшого ветра шользование ими крайне осложняется; к тому же на паяльную лампу невозможно поставить кастрюлю или сковороду, а использование маленького примуса требует жон ­ глерских навыков. Плита Вот почему трудно переоценить пользу складной плиты, конструкция которой показана на рисунке. Три прямоугольные стенки из листовой стали толщиной 0,8-—1 мм или дюралюминия скреплены шарнирными петлями. К средней стенке таким же способом крепится «плита» с вырезом посередине и двумя бортами для скрепления при сборке. В сложенном положении плита имеет толщину 8—10 мм. После развертывания она превращается в объемную устойчивую конструкцию, пригодную для установки любой кухонной посуды и надежно предохраняющую примус или лампу от ветра и дождя. «Самовар» После долгого пути приятно выпить кружку горячего чая! Здесь неоценимую помощь автотуристу может оказать бензиновый «самовар». Он очень полезен даже при наличии плиты, ибо при одном «рабочем месте» КЛ^тР удлиняется время приготовления обеда. Кроме того, кипячение воды на плите требует больше времени, нежели в самоваре. Конструкция самовара ясна из рисунков. Внутри корпуса кипятильника проходит жаровая труба диаметром 40 — 50 мм , припаянная или приваренная ко дну корпуса. Сделать его можно из белой жести, оцинкованной стали или алюминия. Верхняя крышка кипятильника съемная. Для удобства в ней сделано дополнительное отверстие с пробкой — через него проще заливать воду, нежели снимать основную крышку. Горелка самовара очень проста. В корпус из листовой стали толщиной 0,8—.1 ммс насверленными по образующей отверстиями диаметром 10—12 мм вставлены две консервные банки. Однл из них (емкостью 400 г) служит резервуаром для бензина; вторая (несколько укороченная, с разведенными для центровки краями) вставляется в первую кверху дном, в котором пробито отверстие для прохода воздуха диаметром 1—2 мм . Налитый в резервуар бензин заполняет весь объем, но зажженный горит только в пространстве между банками, ибо под опрокинутой банкой воздуха для поддержания горения недостаточно. Наличие трубы, создающей тягу, и отверстий в корпусе горелки создает удовлетворительные условия для сгорания бензина. Ввиду того, что добавка бензина в горелку горящего самовара совершенно недопустима, а погасить его до полного выгорания затруднительно, следует заранее определить необходимую для закипания воды порцию горючего. В самовар, сделанный из трехлитрового бидона, в летнее время заливается 150 г бензина; 2,5 л воды закипает через 1012 минут, кипение продолжается 3—5 минут. Бензиновый самовар весьма полезен и удобен в пути. Надо лишь помнить, что он представляет некоторую пожарную опасность и разводить его следует в разумном отдалении от автомобиля. Стол «Восточный» способ принятия пищи, разложенной на уровне земли, не всегда доставляет удовольствие. Гораздо удобнее для этой цели пользоваться разборным столиком. Ножки стола сделаны из дюралевых или стальных полудюймовых газоводопроводных труб, снабженных с одного конца винтовыми пробками. Ножки стола ввертываются в гайки, заделанные в трехлучевую крестовину, образуя жесткую устойчивую конструкцию. Столешница в нерабочем положении складывается втрое; ее секторы скреплены при помощи петель, Приваренное к крестовине кольцо из стальной проволоки диаметром 5мм создает столешнице надежную опору и позволяет выполнить ее из фанеры толщиной 6мм . В центре крестовины имеется гайка. Ввернутый в нее болт с накатанной го ­ ловкой надежно крепит столешницу. В вечернее время под этот же болт крепится стойка с электрической лампой для освещения стола. Сборка стола занимает менее одной минуты. Он оказался очень удобным и полезным в путешествии. Около него усаживаются три человека. За столом можно почитать, написать письмо, п о ­ играть в шахматы. Полезен стол при приготовлении пищи. Делать самому складные стулья нет смысла, поскольку их можно недорого приобрести в охотничьих и спортивных магазинах. В. ЛУКАЧЕР.ПОЛЕЗНО В ДОРОГЕПриспособление состоит из плашки с внутренней резьбой, в которую запрессован метчик для внутренней нарезки вентиля и колпачка, закрепленного тросиком или цепочкой (см. рис.). Плашка используется для прочистки или прогонки засоренной или забитой наружной резьбы вентиля; метчик служит для прочистки или исправления внутренней резьбы вентиля; удлиненная часть метчика, имеющая прорезь, используется в качестве ключа для ввертывания золотничка. И, наконец, при монтаже камеры колпачок пропускается через отверстие обода и завертывается в вентиль, что дает возможность, взявшись за приспособление, легко вытянуть вентиль через отверстие.МЕ/ПЧИК для внутр.HApEjHH ВЕнтнлаPEJEBA внутр.по вентилюУКИПЯТИЛЬНИК НА 12 ВОЛЬТКорпус кипятильника сделан из листовой красной меди и снаружи облужен. Внутрь вмонтированы на слюдяной изоляции 3 нихромовые спирали 0,7 мм длиной 560 мм каждая. Концы спирали со стороны «а» соединены вместе и заделаны в корпус на массу. Концы другой стороны «б» также соединены вместе и изолированно от трубки выведены к клемме «в»; клемма «г» присоединена к массе трубки. Для включения кипятильника провод, идущий от клеммы «в», присоединяется к отрицательному полюсу батареи, провод от клеммы «г» — к массе автомобиля. Ввиду большого расхода энергии (22 ампера, или 264 ватта) кипятильник включается только на ходу автомобиля при работающем двигателе. Б. ГАРТЕНБЕРГ.