РАСТУТ НА СЕЛЕ МАСТЕРАколхозах и совхозах Эстонской республики любят мотоспорт. Очень многие сельские мотоциклисты имеют высокую спортивную квалификацию — первый разряд и даже звание мастера спорта. Мы уже привыкли к тому, что на больших соревнованиях в Эстонии рядом с известными гонщиками как равные стартуют мотоспортсмены сельских клубов. Но несколько лет назад многие не верили, что можно поднять мотоспорт на селе, где не было ни тренеров, ни спортивных машин, ни других условий, необходимых, как это принято говорить, «для воспитания спортсмена-разрядника». Скептики, видимо, недооценивали того обстоятельства, что современная деревня располагает мощной техникой: автомобилями, тракторами, самоходными шасси, ирригационными и многими другими машинами. Умение управлять автомобилем и мотоциклом стало теперь широкой потребностью сельской молодежи. И надо было только дать выход ее инициативе, горячему стремлению овладеть мастерством вождения машин. Начало положили энтузиасты мотоспорта из районного центра Абья. Они предложили создать районный сельский мотоклуб. Всякое начало трудно, но на помощь пришли общественные организации. Райисполком выделил спортсменам помещение, которое они своими силами приспособили под гараж-мастерскую. Сюда первые члены клуба привезли собственные мотоциклы и инструмент. Некоторые районные организации передали в клуб старые мотоциклы, подлежавшие списанию. Их капитально отремонтировали. У клуба образовался довольно большой «парк» — десять машин! Но оказалось, что никто из сельских мотоциклистов не знает, как нужно готовить машины к соревнованиям, как форсировать двигатель, усиливать раму и т. д. Обратились в Таллин и оттуда приехал не рядовой тренер, а известный спортсмен и отличный механик, мастер спорта И. Томсон. Он взял шефство над Абьянским клубом. Не раз бывал он здесь, учил новичков, делился опытом. Когда члены клуба научились готовить мотоциклы и приобрели некоторые навыки вождения на кроссовых трассах, в повестку дня стал вопрос о проведении соревнований. Организовать их также помогли таллинские спортсмены и судьи. Успех первого сельского мотокросса превзошел все ожидания. Он привлек зрителей со всего района и воодушевил молодых спортсменов. Вскоре были организованы еще одни соревнования, но уже своими силами. В клуб потянулись новые мотоциклисты, парк его увеличился. Кто-то предложил открыть хозрасчетную мастерскую для вулканизации покрышек и камер. На оборудование мастерской потребовались сравнительно небольшие средства. Они очень скоро были возмещены, и мастерская стала давать доход, который теперь используется на приобретение запчастей, инвентаря для соревнований и т. п. Пример абьянцев вдохновил многих любителей мотоспорта в эстонских селах. Их поддержала спортивная общественность. Бывшая республиканская мотосекция приняла специальное решение поВМеталлический ящик для запасных частей и инструмента. Кнопка сигнала — ножная, установлена в левом углу пола (использована контактная коробка включения стартера автомобиля «Москвич-401»), ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ БЕНЗОБАК. Иногда в дальних туристских поездках требуется иметь с собой запас бензина. Дополнительный бензобак (от серпуховской мотоколяски емкостью 12 л) крепится с помощью двух приваренных к нему кронштейнов на основание седла мотороллера. Само седло отгибается, образуя спинку переднего сиденья, что значительно снижает утомляемость при дальних поездках. На бензобаке можно разместить багаж, прикрепив его ремнями. Горловина бака, вынесенная в сторону, позволяет заправлять его, не снимая багажа. ЯЩИК ДЛЯ ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ И ИНСТРУМЕНТА. Совершая туристские поездки, каждый мотоциклист берет с собой необходимое количество запасных частей и инструмент. Для них очень удобно иметь запирающийся металлический ящик. Такой ящик устанавливается на нижней стороне решетки багажника. Его крышка может откидываться назад. Замок (типа встраиваемых в мебель) крепится к крышке двумя сквозными болтами с полукруглыми головками без шлица. РЕЗИНОВЫЙ КОВРИК. Очень удобно, когда на полу мотороллера лежит резиновый коврик. Чтобы укрепить его, надо снять существующие полоски. Коврик приклеивают клеем № 88 и по краям прижимают двумя снятыми полосками. Оставшиеся полоски приклепывают на боковины подножек, что предохраняет их от порчи в случае падения мотороллера. Все кратко описанные здесь усовершенствования очень помогли мне в поездке от Москвы до Пржевальска. Пробег протяженностью 21 тыс. к м подтвердил их полную надежность. Инж. К. ЛОСЕВ. Приборный щиток.развитию мотоспорта в колхозах и совхозах республики. Чтобы облегчить путь сельских мотоциклистов в спорт, были внесены некоторые изменения в положения о соревнованиях. Так, в командных состязаниях, очень популярных в республике, сократили число гонщиков в каждом коллективе. Это давало возможность и районным клубам выставлять свои команды. Большую роль в развитии мотоспорта сыграло «Типовое положение о районных мотоклубах сельского ДСО «Йыуд». Оно установило формы организации районных мотоклубов на общественных хозрасчетных началах и тем самым узаконило мотоспорт в сельском спортивном обществе. Вся эта работа принесла замечательные плоды. Из многих районов республики — Рапла, Раквере, Выру и других стали поступать вести о создании новых мотоклубов. Сейчас их в Эстонии — 16. Они объединяют свыше шестисот спортсменов-мотоциклистов. Молодым клубам помогли стать на ноги местные организации, колхозы, предприятия, расположенные в районных центрах. Только за один год было приобретено спортивных мотоциклов на сумму 50 тысяч рублей (в ценах 1961 года], причем средства эти были выделены на местах. Создание спортивных баз и рост технической оснащенности благотворно сказались на повышении спортивного мастерства сельских спортсменов. Теперь спортсмены районных клубов успешно конкурируют с таллинскими асами. Большого успеха добились они на республиканских многодневных соревнованиях. На первенстве Эстонии по кроссу команда Абьянского района победила таллинцев — это было первое крупное поражение столичных гонщиков во встрече с сельскими спортсменами. Многие молодые сельские гонщики показали хорошие результаты на республиканских и всесоюзных соревнованиях. Особенно большого успеха добился Э. Унтера из Абья, который на первенстве СССР занял восьмое место и первым из сельских спортсменов выполнил норму мастера спорта. Но дело не только в достижении высоких спортивных результатов. Занятия мотоспортом помогают молодежи лучше осваивать сельскохозяйственную технику. Среди спортсменов-мотоциклистов немало отличных механизаторов: комбайнер-тракторист В. Хансон из колхоза «Партизан Лембиту», трактористы-экскаваторщики из Вяйке-Маарьяской РТС Э. Арумяги и М. Саде, доярка с механизированной фермы А. Рейнаас и другие. Главная сила мотоспорта на селе в его массовости. Недавно один из районных клубов в Ярваканди провел открытые соревнования по кроссу. В них участвовало свыше 130 мотогонщиков — больше, чем на первенстве республики. Пройдет еще немного времени, и вместо нескольких сотен гонщиков в селах появятся тысячи спортсменов, из рядов которых выйдут — мы твердо верим в это — новые выдающиеся мастера советского спорта. Э. РЕММЕЛЬ. Таллин.14