В помощь тренвру-инструнтору АННКАК ВОВЛЕЧЬ ВЛАДЕЛЬЦЕВ АВТОМОБИЛЕЙ В АВТОСПОРТ•римерно лет десять назад автомот оклубыДОСААФМосквы , Ленинграда, Киева, Свердловска идругих городов начали вовленать взанятия автом обильнымспортом владельцев автомобилей. В те годы единственными соревнованиями, в которых они принимали участие , б ылисостязания на мастерство фигурноговождения автомобилей. С 1957 года вспортивный календарь наших автомобилистов прочно вошли ралли. Эти соревнованиякак бы специально созданы для того , чтобы внихучаствовалисамыеширокиекруги владельцев автомобилей. И не случайно за счетнихв последние годы значительнопополнились ряды автоспортсменов , причем многиеавтолюбители завоевали звание мастера спорта . Некоторые спортивные организации, а втомотоклубыуспокоились на этом. Но есть ли основания для самоуспокоения ? На нашвзгляд , нет. П режде всего потому, что еще далеко не везде владельцы автомобилей вовлечены вавтоспорт , а кое-где они , стартовав один-два раза соревнованиях , сейчас перестали зани ­ маться спортом . М еждутем число владельцев автомобилей внашей стране скаждым днем растет. Автомотоклубы смогут выполн итьсвоюосновную задачу — р азвиватьавтомотоспорт на основе массовости лишьтогда , если онипо - н астоящемуи со всей серьезностьюбудутпривлекатьавтолюбителейкспорту , п омогать им в совершенствовании навыков вождения иэксплуатации автомобилей. Это важноегосударственное дело, п отому что оно будет способствовать не только подгот овкеразрядников , но иповышению безо пасностидвижения на автомобильныхдорогах , борьбе засохранениежизнилюдей , п овышению общего культурного , т ехническогоиспортивногоуровня советских автомобилистов. К акженаилучшим образом приобщить автолюбителей кзанятиям автомобильн ым спортом? Во многихавтомотоклубах работают секции массового автомобилизмаили авт отуризма . Им-то и надо возглавить это дело. М ожнопорекомендоватьпроводить различные пробеги и соревнования, п устьдаже не вошедшиевспортивнуюклассификацию . Они должныбыть основаны на самодеятельности , о рганизова ­ н ыпростои дешево. Побольше разнообр азияивыдумки во всем, что доступнои полезно широким массам автолюбителей! Что надо уметьизнатьнастоящему автомобилисту? Он долженхорошо владеть рулем , точнее, всеми органамиуп ­ р авленияавтомобилем ; твердо знать правила движения ; уметь проверятьтехни ­ ческое состояние автомобиля, у хаживать за ним ; у метьэкономитьтопливо ; б ытьготовымсовершитьмногодневный пробег. В озможно , к этимпятипунктам следует добавить еще что-либо? Пожалуйста, добавьте. Но иназванного достат очно , чтобы организовать доступное всем соревнование на местности , за столом в нлубе, в клубноймастерскойилив гараже. Еще полезнее объединить все пять сор евнований и. к роме раздельного зачета, п ровести зачет по суммерезультатов , применив, например, таблицу начисления очков за места, з анятыевкаждом из них . Вот и будет «современное пяти ­ борье» автолюбителей. И можно не сом неваться : оно заинтересуетипривлечет многих. Нужно всемерно развивать ралли очень полезный для автолюбителей вид соревнований . Но здесь необходимо учит ывать одно обстоятельство. П осколькунашиспортсмены - р аллистыстали выход ить на международную арену, естественно, у словия проведения всесоюзныхсоревнований начали усложняться . Чтобы выявить исовершенствовать мастерство ведущих раллистов, потребовалось задавать сложныережимыитруд ­ ные трассы , вводить скоростные соревнования. Целесообразно ли стакихпозицийподходитькорганизацииин условиям проведения ралли для владельцев автомобилей? Безусловно нет. Здесь должныбыть более легкиережимыилучшие дор оги . Не нужно вводить в качестве дополнительных соревнований иплодромные илидорожныегонки . А вот любые виды обрисованноговышепятиборьяили пятиборье целиком можно включить а комплекс ралли. Для раллистов-любителей рекомендуетсяпрокладыватьтрассытак , чтобы они представляли интерес сточкизрениятуризма — оздоровительного отдыха , п ознанияродногокрая , своей республики , Советской страны . Х орошо , если удастся увязать ралли с отпусками группы автолюбителей. Не обязательно, ч тобыв этом случае стартифинишбылипривязанык одному месту. Они могут не совпадать. Н апример : стартуют раллисты 1 августа в Минске, ф инишируют 10 августавАлуште , а затем им предоставляется возможность до концаотпускадвигатьсяв любом желаемом направлении . Ни пятиборье , н и ралли, к онечно , не исчерпывают возможностей вовлечения владельцев автомобилей взанятия автос портом . Надо проявлять инициативу, иметь желание работать с автолюбителями. Р уководители , т ренерыавтомотоклу ­ бов не должныотмахиваться от этого дела, с сылаясь на трудностииобъектив ­ ные причины . Да, т рудностимогут встрет иться . Но так ли они страшны , к акка ­ ж ется на первый взгляд? Не секрет , ч тонекоторых автолюбителей, чаще всего новичнов , о тпугивает от автоспорта боязнь повредить машины во время соревнований . Эта боязнь усугуб ­ ляется тем , что не всегда удается достать потом нужные запасные части, ш ины . Стоит подумать над тем , к ак помочь владельцам в этом деле. Д обиться от торговыхорганизацийзапасных частей впервую очередь для тех, к тоучаствуетвсоревнованиях на своих авт омобилях , не танужтрудно . Но самое главное — создать при клубах актив . С его помощью легче будет кпропагандироватьавтоспорт среди люби ­ телей и на этой основе вовлекать взаня ­ т ияавтомобильнымспортом все новыхи новых участников. И можно не сомневаться — дело пойдет на лад, если организаторы соревнов анийбудут видеть за ними интересылюдей , а не толькообязанностивыпол ­ н итьслужебный долг по подготовке разрядников. Ю. Г ОФМАН , г лавный тренер поавтомобильномуспортуЦАМК СССР.Г•.'.'•'•••••.•'.Ннитная полкеЭТУ КНИГУ ЖДАЛИ мотоциклистыисло мотоц прямо-таки не по дням, а по часам, _i вот литературы по уходу за мотоциклами, по их обслуживанию и ремонту выпуснается мало. Любое такое издание раснупается буквально в несколько дней. Поэтому несомненно заслугой Издательства ДОСААФ является выпуск в свет большим тиражомкниги А. Н. Силкина «Техническое обслуживание и ремонт мотоцикла». Всего 180 страниц насчитывает она, но все они насыщены нужными , полезными материалами. Во многих случаях автор объединяет описание ремонта типовых механизмов различных машин в один раздел, не нар ушая при этом ясности изложения. Сложные же узлы рассматриваются индивидуально для каждой модели. Это позволяет в сравнительно небольшой книге дать подробные сведения по ремонту и обслуживанию мотоциклов большинства выпускаемых у нас марок. В тексте приводятся краткие данные по смазочным маслам и топливу. Указаны простейшие способы определения качества масел. В отдельной главе автор излагает общие положения о свойствах материалов, допусках, посадках и т. п., что значительно облегчает понимание ремонтных рассказывается нструменте, применяемом при ремонте. Иллюстрации и схемы подобраны так , что в них свободно могут разобраться читатели, не знакомые с техническим черчением. Особенно подробно освещены вопросы, связанные с ремонтом электрооборудования. К числу достоинств книги следует отнести также возможность использовать многие приведенные в ней приемы ремонта и для машин старых конструкций и иностранных марок. Простой и точный язык автора понятен и опытным, и начинающим мотоциклистам. Поэтому книгу А. Н. Силкина можно использовать как практическое руководство по ремонту не только в мотосекциях и ремонтных мастерских, но ив домашних условиях. Хотя автор основное внимание уделил вопросам ремонта, с содержанием книги полезно познакомиться и владельцам новых машин. Она поможет им грамотно отнестись к эксплуатации своего мотоцинла, предупредить преждевременный износ механизмов, понять причины возникновения многих неисправностей. А. БУКАНОВ.