20
21
СИЛОВОЙ АГРЕГАТ „ИЖ-ЮПИТЕР"равнительно недавно мотолюбители познакомились с новым дорожным мотоциклом «ИЖ-Юпитер». Достаточно комфортабельный, простой в управлении, надежный, а главное — обладающий высокими динамическими и эксплуатационными качествами, он превосходит своего предшественника — ИЖ-56. Взять, например, такой важный показатель, как максимальная скорость. При полной нагрузке (водитель и два пассажира) у «ИЖ-Юпитера» она составляет 85—90 км/час, в то время как у старой модели — 70 км/час. Такая скорость в сочетании с хорошей приемистостью достигается главным образом потому, что на «Юпитере» установлен более совершенный, чем на ИЖ-56, двигатель. Имея одинаковый с одноцилиндровым ИЖ-56 рабочий объем (346 см 3 ), двухцилиндровый двухтактный ИЖ-Ю развивает значительно большую (на 5 л. с.) мощность, а именно — 18 л. с. при 49005100 оборотах коленчатого вала в минуту. Каковы конструктивные особенности нового двигателя? По сравнению с ранее выпускавшимися двигателями такого класса он «короткоходен», то есть у него уменьшено отношение величины хода поршня (58 мм) к диаметру цилиндра (61,75 мм). Благодаря этому удалось повысить мощность путем увеличения максимального числа оборотов при меньших средних скоростях поршня. Вот характерный пример. Если на режиме максимальной мощности у двигателя ИЖ-56 при 4300 об/мин средняя скорость поршня равна 12,2 м/сек, то у ИЖ-Ю при 5100 об/мин. она составляет 9,85 м/сек. Такое уменьшение позволило снизить износ поршней и цилиндров, сократить потери на трение и т. д. Благотворно сказалось на улучшении мощностных и экономических показателей повышение степени сжатия до 6,77,0. Это стало возможным также благодаря меньшему диаметру цилиндра. В результатеРис. Г. Возлинского.Блок цилиндра двигателя с коробкой передач: 1 — свеча зажигания; 2, 21 — головка цилиндра; 3, 22 — цилиндры; 4 — выпускное окно; 5 — поршень; 6 — поршневое кольцо; 7 — перепускной канал; 8 — поршневой палец; 9 — шатун; 10 — левая половина картера; 11 — ведущая звездочка; 12 — левая полуось коленчатого вала; 13 — пружина сцепления; 14 — регулировочный винт; 15 — нажимной диск сцепления; 1 6 — п едаль переключения передач; 17 — педаль пускового механизма: 18 — диски сцепления; 19 — вилка переключения передач; 20 — правая половина картера; 23 — маховик: 24 — крышка кривошипной камеры; 25 — генератор; 26 — кулачок прерывателя; 27—28 — шестерни коробки передач; 29 — кулачок автомата выключения сцепления.20 в озрослосреднее эффективное давление и снизился расход топлива. На двигателе ИЖ - Ю установлен пластмассовый контактно-масляный воздушный фильтр, о беспечивающийхорошую очистку воздуха от пыли, а следовательно, увеличение срокаслужбы цилиндров, поршней и поршневых колец. Он, к рометого , является хорошим глушителем шума впуска. М еньшийшумпри работе, более легкийи быстрый запуск двигателя ИЖ - Ю повышают эксплуатац ионные качества мотоцикла . П оперечныйразрез двигателя ИЖ - Ю показан на рисунке . Остановимся на тех его узлах и деталях, к оторые отличаются по конструкции от соответствующих узлов и деталей ИЖ-56. Головка, цилиндра изготовлена из алюминиевого сплава. Наличие большо ­ го числа ребер обеспечивает достаточн ую поверхность охлаждения. Свеча зажигания находится в ее центральной части. П рокладкамеждуголовкойици ­ л индром не ставится. Ц илиндр состоит из алюминиевойру ­ б ашкии запрессованной в нее гильзы из перлитного чугуна. Рубашка, и мею ­ щая развитуюребристую поверхность, выполнена методом литья под давление м . На зеркале цилиндра расположеноодновыпускное , четыре перепускныхи одно впускное окно. Два продувочных канала обеспечивают выход рабочей смеси подуглом 45°, а два других — под углом 30°. Завод изготовляет три группы цил индров , отличающихся по внутреннем удиаметру на 0,01 мм . Н омергруппы указан на верхней наружной части вып ускного патрубка цилиндра. Последний не имеет заглушеквпродувочныхка ­ налах. М еждуцилиндроми картером установлена уплотняющая прокладка. Впускной патрубокобщий для обоих цилиндров. Поршень сделан из алюминиевого сплава КС-740 свысокимсодержаниемкремния (от 16 до 22 процентов), что обеспечивает низкий коэффициент ли ­ нейного расширения . Благодаря этому сохраняютсяпостоянными тепловые за ­ зоры между цилиндром и поршнем при разных режимах работы двигателя. П оршневыхкомпрессионных чугунных кольца два. З азорв канавках между поршнемикольцом колеблется от 0,075 до 0,102 мм . В зависимости от разме ­ р овпоршни разбиваются также на тригруппы , в соответствии скоторыми они подбираются к цилиндрам. Для лучшего отвода тепла из зоныколец стенки поршня против канавок утолщены. Это позволяет снизить тем ­ пературу взоне канавок и почти исключает пригораниеизакоксовывание колец. На ИЖ - Ю можно использовать поршни двигателей мотоциклов «Ковровец-175». Пустотелый поршневой палец диаметр ом 14 мм выполнен из стали 15Х. П о ­ садка еговбобышкахпоршняпри работе двигателя плавающая, осевое пе ­ р емещение ограничивается двумя стопорными кольцами. К онструкция шатуна обеспечивает его долговечность. О н штампуется из стали 12ХН2, имеет двутавровое сечение. В верхней головке запрессована бронзо ­ вая втулка. Д лясмазки поршневого пальца служат два отверстия диаметром6мм . П одшипникнижнейголовки шатуна состоит из 32 роликов размером4 X6мм , расположенных в латунном сепараторе. Коленчатый вал представляет собой два отдельных вала, соединенных другсдругомвыносныммаховиком . Взаимное расположение их определяется спо ­ м ощьюшпонок на полуосях. При сбор ­ к е выносной маховик — стальной дисксразрезом — стягивается болтом. Вал каждого цилиндра неразборныйи имеет две стальные щекисполуосями . Полуоси соединенымеждусобой запрессованным в них пальцем кривошипа . Коленчатый вал вращается в четырех шариковых подшипниках, из которыхтри — с ерии205 ^ а один , со стороны ведущей моторноезвездочки , — с ерии 304. П одшипникисерии 205 смазываются Ui"" к ривошипнойкамерычерез отверстия вкартере , а подшипниксерии304 — м аслом непосредственно из коробки передач. Коленчатый вал удерживается от осевых перемещенийпосредствомстопор ­ ных колецвкартере двигателя. На прав омконце коленчатого вала закреплен генератор Г-36М2, на левом — ведущая моторная звездочка. К рутящиймомент двигателя от колен ­ чатого вала кведущему барабану сцеп ­ ления передается спомощьюдвухряд ­ ной втулочной цепи . Передаточное отношение моторной передачи равно 2,57. Шатунно-кривошипный механизм и все остальные агрегаты иузлы двигателя, к оробка передач расположеныв алюминиевом картере , с остоящем из двух половинок, с разъемом по про ­ д ольной оси. П рисборкеобеполови ­ ны фиксируются установочными втулкам иискрепляются винтами. Со сторонывыносного маховика ккаждой половине винтами прикреплены алюминиевые крышки кривошипной камеры. Для уплотнения междуними ставятся резино ­ вые кольца. К левой половине картера крепится крышка сцепления, и меющаялюк . Через него при необходимости можно поджиматьпружины сцепления, а такж е заливать масло вкоробкупередач . К правой половине картера крепится крышка генератора, в которой также имеется люк . Ч ерез него открывается доступ кгенератору для регулировок . К онструкция сцепления в основном такая же , к ак на мотоцикле ИЖ-56. Отличие заключается втом , что наружныйведущий барабан устанавливается на шариковомподшипнике . Это позволяет уменьшить еголюфтиперекосы при работе, повысить надежность и срок службы ведущих дисков сцепления. На мотоцикле «ИЖ-Юпитер» п риме ­ нено автоматическое устройство для выключения сцепления. На конце вала механизма переключения закреплен кулачок автомата, и меющий два скоса, по которым двигается рычаг, располож енный на кронштейне (он крепится к правой крышке картера). П ри нажатии на педаль вал механизма переключения вращается вместе скулачком автомата и благодаря имеющимсяскосамприво ­ дит вдвижение рычаг. Последний нажи ­ мает на толкатель: происходит выклю ­ чение сцепления и далее — в ключение соответствующей передачи. Включать сцепление можнорычагом , р асположенным на руле, как на ИЖ-56, или педалью переключения передач. .Большие удобства создает и двуплечий рычаг, п озволяющий переключать передачи иноском , и пяткой ноги .К оробкапередач имеет следующие передаточные числа: I передачи — 3,17, II — 1,71, III — 1,26, IV — 1,0. К оробки передач ИЖ-56 иИЖ - Ю по конструкции одинаковы, различаются они лишь механизмом переключения. После того как сцепление выключено , при переключении передач на мотоцик ­ ле ИЖ - Ю сектор , з акрепленный на валу механизма, с помощью анкера при ­ водит во вращение червячный вал. На последнемимеютсяфигурные пазы, в которые входят выступы вилок пере ­ ключения. При вращении червячного вала происходит осевое перемещение вилок. О ниперемещают шестерни. В результате включается или выключается соответствующая передача. Двигатель ИЖ - Ю снабжен карбюрат ором К-28Ж, и меющим главный топ ­ ливный жиклер производительностью 270 см 3 /мин. Опережение зажигания устанавливается в пределах 2,2—2,6 ммдо вмт. Двигатель крепится на рамемо ­ т оциклав трех точках, двух — с передии одной — сзади. М отоциклИЖ - Ю выпускается сбоко ­ в ымприцепом , но может эксплуатироваться ибез него. В первом случае на вторичном валу двигателя должна быть установлена звездочкас 16, а во втор ом — с 18 зубьями . М ногие детали и узлы двигателей ИЖ - Ю и ИЖ-56, н апример вторичный вал, ведущие иведомыедиски сцепления, н екоторые шестерни коробки передач, пусковой механизм , у нифициро ­ ваны. Это очень удобнов эксплуатации. Таковы основные конструктивныеосо ­ бенности двигателя ИЖ - Ю . У ходу за ними эксплуатации будет посвящена статья водном из очередных номеров журнала. В. АБРАМЯН, инженер, общественный корреспондент журнала «За рулем» на Ижевском машиностроительном заводе.Отредакции - ^ r w - ^^~^~^~.Двигатель мотоцикла «ИЖ-Юпитер» по своим техническим характеристикам действительно превосходит все прежние двигатели марки «ИЖ». Об этом пишутв редакцию и многие мотолюбители. Однако, давая в целом положительную оценку новой конструкции , они сообщают об отдельных ее недостатках, а такж еофактахнарушения технологии изготовления двигателей. В связи с этим редакция обратилась к директору завода, изготовляющего двигатели ИЖ-Ю, с просьбой ответить читателям и рассказать, что делается для улучшения качества новых двигателей. Ниже приводится его ответ. «Поступающие на завод ив редакцию жалобы потребителей относятся в основном к двигателям, в ыпущеннымв начале освоения производства новой модели. Сейчас завод провел ряд организацио нныхитехническихмероприятий , направленных на совершенствование технологии и повышение культуры производства. Кроме того, ведется постоянная работа по улучшению эксплуатац ионных качеств двигателя, в частности внедрен сепаратор на нижней головке шатуна ; с кользящийподшипникнаружного барабана муфты сцепления заменен шариковым . Для улучшения герметичности кривошипных камер введено резиновое уплотнение. Внесены также изменения в устройство прерывателя, благодаря чему устранен такой дефект, к ак самопроизвольное «сбивание» з ажигания . У лучшенаконструкция включателя лампы нейтральной передачи. За последнее время число рекламаций резко сократилось, что свидетельствует об эффективности принятых нами мер».21