ь_КОЛА ОЛОАОГО ОфЕРАВамv-JДОВЕРШИ!%*.nV^iU?^^AV№b-|-Kl4y>7Vt'»up.,«-Li.ttlir.4.-«>l»»nМачинающему водителю с первых дней его самостоятельной работы, конечно, не поручат управление автопоездом: вначале он должен накопить определенный опыт вождения одиночных автомобилей, причем в различных дорожных условиях. Но в работе любого водителя автомобиля такая производственная необходимость может наступить очень скоро, и к этому надо быть готовым: развитие централизованных перевозок массовых грузов, задачи повышения производительности труда на автотранспорте и снижения себестоимости перевозок диктуют самое широкое применение прицепных устройств разных типов и назначений. Буксировка прицепа или полуприцепа имеет свои характерные особенности. Она требует от шофера не только новых навыков и приемов, не только иных расчетов вождения, но и большей затраты энергии. Поэтому водителю тяжеловесных автопоездов надо прежде всего вырабатывать в себе физическую выносливость, постоянно заниматься физкультурой, чтобы перед каждым выездом в рейс иметь хорошее самочувствие, ясную голову, твердую руку и зоркий глаз. Это, если хотите, наше первое «домашнее задание». Вы спросите: чем объясняется увеличение физической нагрузки, если в общем-то тяжелее стало лишь автомобилю? Главным образом более частыми переключениями передач. Почти любое замедление заставляет водителя груженого автопоезда переходить на более низшую передачу, да и разгон идет много труднее. Поэтому первое, чему должен на-Вот так надо маневрировать , с прицепом. Чтобы прицеп пошел' влево, автомобиль вначале должен двигаться в противоположную сторону.kВъезд во двор. Прицеп по лучил нужное направление. Теперь и колеса автомобиля надо поворачивать вправе' во.учиться водитель, так это умению держать равномерную скорость и правильно выбирать ту или иную передачу. Скажем, вам предстоит преодолеть подъем определенной крутизны. Начало его вы проходите на пятой передаче. Но затем ее начинает не хватать. Если бы вы управляли одиночным автомобилем, может быть, достаточно было перейти на четвертую, ну в крайнем случае, где-то в самом конце подъема' — ненадолго на третью. Однако на автопоезде так не получится: он теряет скорость на подъеме очень быстро, так как на буксировку груженого прицепа расходуется значительная часть мощности двигателя. Переход на четвертую ничего не даст — автопоезд пройдет лишь несколько метров, и потребуется переключение на третью. Правильнее в таких условиях переходить с пятой передачи на третью сразу, минуя четвертую. Это «выгоднее» не только для автомобиля, но и для водителя, так как бережет его силы. Если вы научитесь к тому же выключать передачу, не прибегая к помощи сцепления, то этим также значительно облегчите свой труд. Таким методом часто пользуются водители большегрузных автомобилей и автобусов. Как это делается? Для перевода передач в нейтральное положение надо резко прикрыть дроссельную заслонку. В момент резкого сбрасывания газа рычаг переключения передач свободно снимается с любой из них, без выжима сцепления. Как правило, груженый автопоезд должен начинать движение с первой передачи. Лишь на скользкой дороге или уклоне целесообразно включать вторую. Очень важно держать правильную дистанцию в потоке движущегося транспорта. Недостаточный промежуток между впереди идущим автомобилем и автопоездом создает опасность наезда, заставляет вас часто тормозить. Слишком большая дистанция тоже нехороша: она дает повод шоферам автомобилей, двигающихся позади, считать, что автопоезд перегружен и идет слишком медленно, а потому при первом удобном, а иногда и неудобном случае они идут на обгон, «вклиниваясь» перед вами в ряд и заставляя вас прибегать к торможению. Но главную трудность для водителя, не имеющего еще опыта работы на автопоезде, представляет, конечно, маневрирование. М ы разберем здесь наиболее часто встречающиеся ситуации. Прежде всего необходимо учитывать, что прицеп (речь идет сейчас об автомобиле с прицепом) идет «вслед» за автомобилем только при движении по прямой. На любом повороте он смещается к центру поворота. Причем тем больше, чем меньше радиус поворота или, как говорят, круче поворот. Это надо всегда помнить при въездах во дворы, под арки, в ворота, в узкий переулок. Не лишне учитывать это и на дороге. Здесь нередко может случиться так, что автомобиль минует препятствие, а прицеп не пройдет. Нужна соответствующая поправка. Определить ее вам помогут такие данные: при поворотах радиусом 10 метров смещение прицепа к центру поворота достигает 500 миллиметров. Этих полметра зачастую и не хватает. Особый расчет нужен во время подачи автопоезда назад. Здесь действует правило, противоположное тому, которому мы следуем при маневрировании одиночным автомобилем. Если надо, чтобы прицеп, двигаясь назад, шел вправо, то рулевое колесо следует поворачивать влево, и наоборот. Хотя в поворотном устройстве прицепа предусмотрено стопорное приспособление, не исключена возможность под-