ЕЩЕ О ПУСКОВОМ ПОДОГРЕВАТЕЛЕНам пишут, что «такое устройство просто незаменимо» (минчане тт. Забегалин, Жук и др.), что оно «вызвало широкий интерес» (тов. Майкопар из Москвы). Тысячи людей пользуются автомобилем, каждый день ездят на нем на работу. Другие тысячи не рискуют вывести в мороз машину из гаража только лишь потому, что надо оставить ее на ветру и холоде на целый день, а потом пускать остывший двигатель. Об этом пишут читатели из Ленинграда, Караганды, Омска и других городов. Решив изготовить подогреватель или уже приступив к работе, многие автолюбители захотели узнать подробнее устройство некоторых узлов (особенно распылителя и камеры сгорания), постичь тонкости технологии «производства». Идя навстречу просьбам наших читателей, а также учитывая, что в конструкции за это время наметились некоторые упрощения, мы вновь пригласили в наш клуб автора конструкции и попросили его подробнее осветить основные моменты, затронутые в большинстве писем. Многочисленные письма автолюбителей еще раз подтвердили, что назрел вопрос о промышленном выпуске индивидуальных пусковых подогревателей. Предложение это мы адресуем организациям, ведающим проектированием и производством автомобильной техники. Основой нам будут служить описание и рисунки, помещенные в № 10 журнала. Здесь из экономии места мы даем лишь самые необходимые детали, причем для удобства в скобках указываем их старые обозначения, если они уже фигурировали в журнале (на рис. 2). На рисунке справа показаны топливная головка 1 (5), детали форкамеры8икамеры сгорания 9 (1). В форкамере8 на расстоянии 23 мм от торца резьбовой части засверливаем отверстие диаметром 20 мм под муфту 7. После нарезкив муфте резьбы М14Х1.25 завертываем в нее свечу, пока без прокладки. Затем в собранном виде все вместе вставляем в форкамеру до упора конца спирали свечи в противоположную стенку. В таком положении муфту надо приварить (это обеспечит правильное рабочее расстояние конца спирали от стенки, когда под свечу будет поставлена прокладка). Приваривая форкамерук корпусу камеры сгорания 9 (1), нужно выдержать по высоте размер 15±1, показанный на боковой проекции (см. № 10 журнала). Одновременно ее надо установить так, чтобы ось муфты составляла с осью камеры сгорания угол в 50 градусов, если смотреть сверху. Чтобы выдержать этот угол, надо на корпус камеры сгорания надеть соединительную гайку (7) и установочное кольцо 15, которое поставить на расстоянии 19±0,3 от торца (см. № 10). В таком положении муфта не должна касаться соединительной гайки — между этими деталями должен оставаться зазор 2—3 мм (в горизонтальной плоскости). После установки муфту привариваем (для этого оба кольца нужно снять). Затем привариваем установочное кольцо 15 (с предварительно надетой соединительной гайкой, конечно), заглушку 10, а конфузор 14 (9) прихватываем четырьмя сварочными точками. Нижнюю часть камеры сгорания выкладываем листовым асбестом 11, для .крепления которого внутри камеры надо приварить концами две продольные стальные пластинки 12. Изогнутый прямоугольный кусочек асбеста вставляем в пазы, образованные пластинками (тоже перед приваркой заглушки или конфузора). Узел присоединения камеры сгорания к подогревателю можно упростить: установочное кольцо 15 соединить непосредственно с кольцом (8) при помощи трех-четырех винтов, немного изменив соответственно конфигурацию этих деталей. Ненужной становится соединительная гайка (7) и работы по нарезке . Скоба 4 из латунной пластинки толщиной 1 мм соединяется гайкой с ниппелем 3 (на рис. 2 в № 10 скоба условно повернута на 90 градусов). С другого конца к скобе крепим кружок стальной сетки 6 (2) диаметром 37 мм с шагом 0,2—0,5 мм. Сетку собираем в комок и вместе со скобой опускаем вфоркамеру (вырезом к свече). Затем, р асправляя сетку пинцетом, придаем ей куполообразную форму. («За рулем» № На нашем десятом заседанииизготовленном им Н. А. Бобков рассказал об выступление вызвало широкий отклик читателей. 10, 1964 г.) автолюбитель инженер индивидуальном подогревателе. ЭтоНиготЦг*• Свеча накаливания.•Камера сгорания и устройство для распиливания топлива: 1 — топливная головка: 2 — паранитовая шайба; 3 — ниппель крепления скобы; 4 — скоба распылителя; 5винт крепления сетки; в — сетка: 7 — муфта свечи: 8 — ф оркамера ; 9 — камера сгорания (корпус); 10 — заглушка; 11 — асбестовая пластина: 12 — пластинка крепления асбеста: 13 — патрубок подвода воздуха; 14Нижнюю часть скобы опускаем вкамеру сгоконфузор: 15 — устанорания на 8—10 мм (регулируя на ниппеле). вочное кольцо. Для создания хорошего пускового очага пламени желательно подложить асбестовую шайбу диаметром 11 мм под головку винта 5, крепящего сетку. Головку 1 (5) завинчиваем так, чтобы ее сквозное отверстие расположилось параллельно оси подогревателя. Это достигается изменением толщины паранитовой шайбы 2 (головку проще изготовить из шестигранника). К штуцеру с жиклером (на рисунках внизу он—угловой), завинченному напротив дозировочной иглы (6). топливо подводится из бачка, расположенного рядом и немного выше наполнительного бачка главного тормозного цилиндра, через запорный краник (или электромагнитный клапан). В бачок топливо заливается «вручную». Он наполняется и от бензонасоса при работающем двигателе: для этого надо ввернуть в пробку фильтра карбюратора штуцер и через краники шланг соединить с бачком. Можно использовать «систему питания» подогревателя «Запорожца»: электробензонасос, поплавковую камеру и электромагнитный клапан подачи топлива. Тогда бачок не нужен. Теперь относительно теплообменника. Для упрощения конвекционные трубки можно взять одинаковыми — диаметром 12 мм. Каждая соседняя пара трубок должна быть расположена под углом 90 градусов одна по отношению к другой. Последующие пары сдвигают на 36 градусов по часовой стрелке, как показано на рисунке. Затем к концу внутренней трубы (10) привариваем кольцо (8), надеваем наружную трубу (11) и распираем обе трубы с другой стороны замыкающим кольцом. Подгоняем и привариваем патрубок отвода газов (14) и после установки угла 55 ± 1 градусов (см. № 10) свариваем весь теплообменник, Регулировать подачу топлива (иглой) надо при отсоединенном шланге отвода газов из подогревателя и так, чтобы из патрубка не выходило пламя. Даже возможность подтекания топлива или выхода пламени должна быть исключена. При выключении надо перекрыть топливо и продлить работу вентилятора для удаления несгоревшего топлива. Наружную трубу полезно обернуть асбестом и киперной лентой для теплоизоляции. Чтобы сократить время прогрева, можно увеличить отверстие слива воды из блока и ввернуть туда кран для отбора воды в отопитель кузова. При установке подогревателя на модель 402 общую длину подогревателя нужно уменьшить до 254 мм. Вентилятор от М-20 или ГАЗ-51 можно разместить и возле подогревателя (под аккумулятором). Для этого нужно патрубок (13) установить симметрично с другой стороны (если смотреть в торец — под углом 45 градусов к вертикали). Опыт показал, что внутренний диаметр штуцеров (12) и (17) полезно увеличить до 11 мм. Подогреватель работает на антифризе.е) Камера сгорания (в сборе). • Внутренняя полость теплообменника • Теплообменник.Условно , Я поверните на 180