а,fi.о носо\\ic минувшем году впервые были | Q i проведены всесоюзные соревно" ^ вания по мотоболу. Вторично разыгран кубок журнала «За рулем». Но уже сейчас о мотоболе можно говорить как о массовой спортивной игре, завоевавшей популярность во многих республиках и городах страны. Особенный размах игра «моторизованных футболистов» получила в Казахстане, В четырнадцати областях республики созданы команды. < Знатоки, наверное, помнят, что в первый год, когда был учрежден кубок, право обладать им оспаривало всего лишь девять коллективов. Казахстанцы оказались тогда сильнейшими и по праву завладели почетным трофеем. Но победа — дело нелегкое. Она вроде трудного восхождения на вершину, откуда открываются новые, непокоренные высоты. Именно так вот, без тени самоуспокоения, отнеслась к своему успеху команда мотоболистов Казахстана. более того, их успех стал тем примером, которому хочется подражать, ибо он был завоеван трудолюбивыми и виртуозными мастерами мяча и мотора. В последующий год казахские спортсмены (старший тренер Л. Гапаров) вновь продемонстрировали комбинационную зоркость, тактическую грамотность, незаурядную технику игры. Команда вышла в финал, где в решающем матче ей « предстояло встретиться с мотоболистами города Черкесска (РСФСР). Трудности на пути к финалу заключались не только в том, что каждая команда в игре с обладателями кубка старалась отдать все для победы. Более чем в два раза возросло по сравнению с предыдущим годом число команд-участниц, повысилась их общефизическая и техническая подготовка. Сенсацией номер один в розыгрыше нубна стала игра команды Черкесска — второго финалиста. Прежде ее никто не видел в ряду сильнейших, никто не решился бы предсказать ей такой успех. — Наша команда, — рассказал корреспонденту журнала «За рулем» начальник Черкесского автомотоклуба П. Шустов, — не участвовала раньше ни в одном соревновании. Кубковые встречи были для нас, собственно говоя, первыми официальными матчами. Йам удалось0 ,победить команды0 ,Ставрополя — 5 : Нальчика — 1 : затем выиграть у Таганрога — 2 : 0 , у Тулы — 1:0, а в полуфинале у победителя все-М ОТОБОЛпокоряет стадионыК итогам розыгрыша кубка журнала «За рулем»союзных соревнований — команды Элисты — 2 : 1 . Да, трудным был путь к финальному матчу, который состоялся на алма-атинском стадионе «Динамо». Команды вышли на поле в следующих составах: г. Черкесск — В. Громов, В. Безеоротний, Б. Денишов, А. Жиров, Ю. Смольников, Н. Беляев (запасной); команда Казахстана — М. Зальцман, В. Волков, Б. Вишняков, И. Заэуля, Б. Старков, Н. Фомин (запасной). Хотя черкессцы уступили своим маститым соперникам (0:1), они вполне заслужили одобрение восьмитысячной аудитории зрителей своей самоотверженной игрой, поистине боевым, «кубковым» духом. Большую часть матча гости сосредоточивали силы у своих ворот, чтобы сдержать штурм соперников. Атаки одна за другой обрушивались на их вратарскую площадку. Острые прорывы В. Волкова, М. Зальцмана, которых хорошо поддерживали партнеры, не раз ставили ворота черкессцев, казалось бы, под угрозу неминуемого гола. Но мячи летели мимо, или попадали в руки вратарю Ю. Смольнякову, или же угождали в штангу (редкий случай, но мяч четырежды отражала перекладина!). Мы не сказали еще об одном факторе, заметно повлиявшем на игру. Накануне матча пошел снег, и, несмотря на то, что в день игры он прекратился, поле все равно осталось сырым и скользким. В каной-то степени это снижало темп, ухудшало маневренность. Но даже то, что продемонстрировали игроки, и главным образом казахстанцы, позволяет утверждать, что у нас уже выросли мотоболисты высокого класса. Когда мяч попадал к Волкову, он просто мастерски распоряжался им, а мотоциклом владел с такой легкостью, так умело, словно это была всего-навсего хоккейная клюшка. С ростом индивидуального мастерства игра стала все отчетливее принимать осмысленный комбинационный характер, подчиняться определенному тактическому плану. Теперь все реже увидишь у вратарДвукратный обладатель кубка журнала «За рулем» команда мотоболистов Казахстана. Фотохроника ТАСС. ской площадки картину, которая ассоциируется с известной стихотворной строкой: «смешались в кучу кони, люди». Так было, когда только начинали играть в мотобол. Теперь у нас есть хорошие и разные команды, которые всегда отличишь друг от друга по их игровому почерку. Например, победители всесоюзных состязаний элистинцы предпочитают распределение мяча на поле в одно касание, а казахстанцам свойственна обводка, финты, стремительные прорывы с флангов. Все это, безусловно, привлекает любителей мотобола. Но, заинтересованные в его дальнейшем развитии, мы не можем умолчать ио тех незримых «шлагбаумах». которые пока что стоят на пути мотобола. Не выходит из памяти рассказ нападающего В. Волкова о том, как «выкручивались» алмаатинцы, оказавшись без мячей. Он не жаловался, в его голосе слышался даже юморок. Но это был смех сквозь слезы. Медицинболы, камеры от метеорологических зондов или боксерских тренировочных груш — все это они испробовали, чтобы как-нибудь продолжить тренировки. Но все ли пути испробовали Федерация мотоспорта СССР, комиссия мотобола для того, чтобы организовать производство специальных мячей и камер? К сожалению, приходится констатировать, что в развитии мотобола немало стихийного. Много нерешенных вопросов — больших и малых. Взять хотя бы правила игры. Сколько в них путаного, сколько туманных формулировок! Имеет ли право игрок блокировать соперника, если тот без мяча? Можно ли вместо дорожных поставить на мотоциклы кроссовые шины? Разрешается ли играть на мотоциклах, руль которых удлинен наваркой трубок? Это лишь часть пунктов, которые толкуются двояко. Мотобол полюбился зрителям, сейчас в стране немало хороших команд, первоклассных игронов. Мотоболу уже тесно в его нынешних рамках. Ему нужен размах. Хочется верить, что совет Союза спортивных обществ и организаций СССР положительно решит вопрос о включении мотобола в Единую всесоюзную спортивную классификацию, а Федерация мотоспорта уже в этом году проведет не всесоюзные соревнования, а официальный чемпионат страны с полагающимися в этом случае наградами победителям. Р. ДАНЕЛЯН, спец. корр. «За рулем». г. Алма-Ата.:г.г»>»ге£№л№го»де|».«»ц№»4да^В пятыйВ поселке Трокае, под Вильнюсом, финишировалопятое традиционное прибалтийское ралли, проходящее под девизом «Балтийское море — море мира». За победу боролись 80 спортсменов Литвы. Латвии. Эстонии, а также Львова, Ярославля, Донецка, Москвы. ...Раннее утро. Поток разноцветных «Волг» и «Москвичей» на больших скоростях устремляется на первое кольцо. Впереди—трудная трасса. Помимо дорожных соревнований на регураз по дорогамлярность движения автомобилисты должны продемонстрировать свое мастерство в слаломе (фигурном вождении), линейных гонках, скоростных подъемах и спусках. За три дня непрерывного движения по дорогам Прибалтики раллисты преодолели 2800 километров. Из 40 стартовавших экипажей успешно финишировали лишь 27. Командное первенство завоевали автомобилисты Литвы. В клубном зачете сильПрибалтикизультат в скоростных гонках. На втором и третьем местах экипажи Каунасского таксомоторного парка И. Адомайтис — В. Лаужецкас и В. Бальчюнас—В. Цпуцис. \/ В классе автомашин «МоV сквич» победили представители Московского завода малолитражных автомобилей В. Кроник и А. Вруштейн. А. ДОБУЛИС.нейшим оказался коллектив Каунасского таксомоторного парка. На втором месте — Каунасский автомотоклуб ДОСААФ, на третьем — команда автомотоклуба «Даугава» (Рига). Звание абсолютных чемпионов Прибалтики по авторалли досталось рижским досаафовцам мастерам спорта В. Сала и А. Швачко. Они же вышли победителями в классе автомашин «Волга», закончив дорожные соревнования без штрафных очков и показав лучший рег. Мадона Латвийской ССР.26