ШШN,л78 76 74 72 70 68 66 64n5\/j\\D\imN,•' /" /У / ' /,/ / \ Vкгм ПО 105 10.0 95, 4200 4600^'ч5000МкрЯОО<fmiР ис . 5. Внешняя характеристика форсированного двигателя «Москвича-407» с четырьмя карбюраторами К-28Б (пунктир) и К-99М (сплошная линия). циклетного типа: К-28 (от двигателя мотоцикла ИЖ) или более совершенные К-99М с диффузором диаметром 32 мм (от гоночных мотоциклов ЦКЭБ). Можно использовать и другие мотоциклетные карбюраторы, как отечественные, так и зарубежные, например от двигателя мотоцикла МЦ (ГДР). Для применения таких карбюраторов обязательна новая впускная труба — с одним общим фланцем для крепления к головке блока и раздельными фланцами под каждый карбюратор. Привод всех четырех карбюраторов осуществляется от педали акселератора при помощи гибких тросов или тяг (в зависимости от расположения двигателя на автомобиле). Для облегчения регулировки расхода топлива изготовляют регулировочные иглы, которые -размещают под главным топливным жиклером каждого карбюратора. Устанавливая впускную трубу, необходимо добиться совпадения отверстия ее прокладки с отверстиями впускных клапанов головки блока. Для этой цели, если необходимо, подрезают отверстия прокладки. Установка сварной трубы под четыре карбюратора исключает отвод воды от головки блока (в стандартном двигателе он осуществляется через литой впускной коллектор). Для этого необходимо вварить патрубки (диаметром 35 мми толщиной стенки 1,5 мм) в торцовые крышки люков головки блока, соединив их через тройник с верхним патрубком радиатора. На рис. 4 показана впускная труба с карбюраторами К-99М. На тех автомобилях, где установлены форсированные двигатели с четырьмя карбюраторами, естественно, отпадает необходимость в воздушном фильтре. Поэтому в данном случае необходимо предусмотреть отсос газов из картера либо через крышку коробки толкателей блока цилиндров с выводом от нее резинового шланга (внутренний диаметр18—20 мм), либо через крышку головки блока с выводом резинового шланга от вентиляционного патрубка или от маслозаливной горловины. Выводы шлангов делают в сторону, противоположную ходу автомобиля. Высокая степень сжатия обязывает заменить свечи зажигания на более «холодные», то есть имеющие большее калильное число. Для степени сжатия 9—9,5 рекомендуются свечи ВКС-28 или ВКС-30 отечественного производства, При такой степени форсировки двигателя по сравнению с серийным значительно увеличивается его крутящий момент. Следовательно, надо обратить внимание на сцепление двигателя, на то, чтобы у ведущего диска совершенно не было трещин в лепестках ив накладке, а пружины нажимного ведомого диска были высокого качества. Пружины рекомендуется ставить из группы наибольших усилий, окрашиваемые в серый или черный цвет или неокрашенные (промасленные). Можно также использовать пружину сцепления автомобиля ГАЗ-51. Закончив все работы по дополнительной форсировке, аккуратно соберите двигатель. При наличии стенда в течение одного-двух часов прикатывают детали и прогревают двигатель. Зазор между клапанами и регулировочным винтом в это время должен быть у впускных клапанов 0,25 ммиу выпускных — 0,30 мм. В дорожных условиях двигатель доводят до максимальной мощности и максимального крутящего момента подбором расхода топлива и угла опережения зажигания. Для работы двигателей, имеющих степень сжатия 9—9,5, четыре карбюратора и открытый выпуск, требуется бензин с октановым числом порядка 95—100. Приведем характеристики, полученные при стендовых испытаниях двигателей на МЗМА (рис. 5). Наилучшие результаты были получены с четырьмя выпускными трубами — длина каждой около 1,5 м, диаметр 38 мм, толщина стенки 1,25 мм . Максимальная мощность и крутящий момент получены: с карбюраторами К-28: N e = . 7 1 , 5 л. с. при 5200 об/мин и h\jf- = 10,6 кгм при 4200 об/мин; с карбюраторами К-99М: Ne = 78,5 л. с. при 5400 об/мин и Мкр = 10,9 кгм при 4500 об/мин (против 45 л. с. на серийном двигателе). Двигатели гоночных автомобилей, подготовленные заводом к сезону 1964 года, имели мощность до 81 л. с. (правда, это отрицательно сказывается на долговечности двигателей). Гоночные автомобили с двигателями М-407, построенные на МЗМА в 19601963 гг. и форсированные описанным нами методом, при дорожных испытаниях развивали скорость до 180—190 км/час. Успех заводских спортсменов, выступавших на гоночных, спортивных и серийных автомобилях в первенствах Советского Союза, является лучшей рекомендацией предлагаемому методу форсировки. В. ЩАВЕЛЕВ, мастер спорта чемпион СССР 1964 года.Первенство новичковСто десять водителей автомобилей и пятьдесят мотоциклистов участвовали и розыгрыше лично-командного первенства Вильнюса среди новичков. Такие соВевнования проводятся у нас впервые. дея их была подсказана спартакиадой. С утра и до наступления сумерек не смолкал гул моторов на стадионе «Жальгирис», где были расставлены искусственные препятствия автомобильной и мотоциклетной «фигурки». По условиям соревнований, организованных городским комитетом ДОСААФ, участвовать в них могли только новички — третьеразрядники и водители, не имеющие спортивных разрядов. Автохозяйства города горячо откликнулись на приглашение: 37 водителей стартовало от таксомоторного парка, 20 — от автобазы горздравотдела и т. д. Почти все мотоциклисты и многие автомобилисты выступали на личных машинах. Среди судей и болельщиков мы увидели немало ветеранов автомотоспорта. Они не скрывали своей радости: полку спортсменов прибыло: 24 мотоциклиста и 54 автомобилиста выполнили норматив третьего разряда. Заслуженные награды и памятные подарки получили победители: студент пединститута П. Кишунае, показавший лучший результат среди мотоциклистов, водитель такси П. Тимофеев, выполнивший комплекс упражнений без штрафных очков и показавший лучшее время на «Волге», и инженер объединения «Литсельхозтехника» А. Вилунас, лучше других выступивший на «Москвиче». В командном зачете первенствовали команды Октябрьского и Ленинского районов города. Л. ШУВАЛОВ, мастер спорта, общественный корреспондент «За рулем».г. Вильнюс.Наснимке:На трассе «фигурки>.Фото автора.И