РЕПЕТИЦИЯ ПЕРЕД ФИНАЛАМИФинал юбилейной Спартакиады и чемпионат Советского Союза по автомобильному нроссу состоится а августе нынешнего года на трассе близ Рязани. Своеобразной репетицией спартакиадншх стартов стал традиционный, седьмой по счету, всесоюзный лично-командный автомобильный кросс, посвященный на этот раз 23-летию победы советского народа над фашистской Германией. На соревнования, проходившие в Рязани, прибыло около 180 спортсменов из 24 городов — почти все участники предстоящего финала спартакиады. В заезде на машинах ГАЗ-51 сильнейшим был серебряный призер прошлогоднего чемпионата Советского Союза В. Николаев (Рязань). В числе победителей соревнований оказались и двое обладателей золотых медалей первенства страны 1969 года — москвич К. Житков ОИЛ-164) и ульяновский водитель А. Курочкин (ГАЗ-69). Успеха на трассе Рязани добился еще один москвич —перворазрядник О. Гаранин (ЗИЛ-130).ГОНЩИК НА СТАРТЕРедакция получает много инеем от начинающих спортсменов-мотоциклистов с просьбой помочь им в совершенствовании мастерства. В статье «Кроссовые премудрости» журнал (1969, № 8) уже познакомил молодых спортсменов с основными элементами техники вождения мотоцикла по трассе. На этот раз речь пойдет о начальной стадии кросса — старте и разгоне. Старт и разгон — очень важные моменты мотокросса. Вряд ли стоит доказывать, что спортсмен, который удачнее всех проведет дебют гонки, получит значительное преимущество. Вот почему даже очень опытные мастера уделяют на тренировках большое внимание технике старта и разгона и стараются довести ее до совершенства. Давать практические советы в этой области очень трудно. Здесь многое зависит от индивидуальных особенностей гонщика — его интуиции, знаний и опыта. Я уверен, что далеко не каждый спортсмен может расшифровать и доходчиво объяснить свои действия во время старта и разгона. Эти действия, во-первых, очень скоротечны и, во-вторых, выполняются автоматически. Наконец, определенные трудности для меня, дающего советы, возникают и по другой причине. То, что нужно делать, скажем, на «Чезете», не применимо для того, кто выступает на «Ковровце». В то же время травянистая, снежная и заболоченная трассы предъявляют иные требования, чем, например, каменистая или хорошо укатанная. Словом, правильные действия на старте и во время разгона в каждом случае различны. Остается неизменным лишь главков условие — как можно рациональнее использовать в этот момент мощность двигателя, избежать излишней пробуксовки ив итоге хоть чуть-чуть на первых метрах дистанции выиграть у овоих соперников. ПОДГОТОВКА К СТАРТУ А теперь давайте выедем из закрытого парка и займем свое место перед стартовым устройством. Учтите, что уже здесь благодаря правильному исходному положению можно во многом определить дальнейший успех. Чтобы мотоцикл после старта не занесло в сторону, разместите центр тяжести точно над следом колес. Основная задача в эти минуты — достаточно загрузить заднее колесо, чтобы полнее затем использовать тяговую силу. Это зависит от положения корпуса, р уки ног. Каждая ошибка повлечет за собой проигрыш старта. Так, если загрузка заднего колеса недостаточна, то ено начнет излишне буксовать и тяговая сила будет небольшой. Перегрузка же заднего колеса может привести в опрокидыванию мотоцикла. Точного сочетания этих факторов добиться трудно, поэтому в выборе посадки ориентировочно можно рекомендовать следующее. Спортсмен должен сидеть, слегка наклонясь вперед' (на 10—15 градусов) и согнув руки в локтевых суставах. Такое положение позволяет при необходимости быстро перераспределять вес движением корпуса вперед или назад, а поворотами руля поддерживать равновесие на малой скорости. Первую передачу включают за б—10 секунд до старта. Не рекомендуется упираться передним колесом в стартовый барьер. Итак, приняв исходное положение, в течение последних 2—3 секунд*"концентрируйте внимание на предстоящем движении рычагом сцепления, а не на ожидании стартового сигнала. Это так называемый моторный старт, который позволяет укоротить скрытый период реакции. Если будете следить только за сигналом, то неизбежно потеряете время в самый ответственный момент. ТРОГАНЬЕ Но вот старт дан. За несколько секунд, в очень сложной обстановке, когда слева и справа находятся соперники, нужно сделать много довольно сложных движений корпусом. Это, пожалуй, один из самых трудных и от-Заезд на автомобилях ЗИЛ-130. Фото В. Хватова В командном зачете среди спортсменов, выступавших на автомобилях ЗИЛ-130, первенствовали представители 1-го автокомбината «Мосстройтранса», на ЗИЛ-164 — 18-го автокомбината «Мосторгтранса» и «а ГАЗ-69 — гонщики Ульяновского автозавода.ТАЛЛИНСКИЕ ГИБРИДЫДля выступления в классе спортивных мотоциклов .(350 смз) многие «кольцевики» сами строят специальные машины, используя узлы и агрегаты гоночных и дорожных мотоциклов. Успешно стартовали на таких машинах в чемпионате страны 1968 и 1969 годов мастера спорта из Таллина Юрий Рандла и Эндель Кийса. По существу его гибриды из экипажной части гоночного мотоцикла С-360 и кроссового двигателя «Чезет» класса 500 смз. Поснолыку рабочий объем двигателя 361 смз, его коленчатый вал был реконструирован — ход поршня стал на 2,5 мм короче, и рабочий объем уменьшился до 349 смз. Двигатель снабжен карбюратором со смесительной камерой диаметром 35 мм — таким же, как и мотор гоночного автомобиля «Эстония-9».Двигатель «Чезет» без воздушного фильтра, с новым карбюратором и кроссовым глушителем развивает мощность 34—36 л. с. при 6400—6600 об/мин. Система зажигания переделана на батарейную с использованием прерывателя от мотоцикла С-360, смонтированного вместо магнето. Четырехступенчатая коробка передач в блоке с двигателем сохранена от кроссового «Чезета».18