а полях страны — у борочная страда. П родолжаетсяочередная битва за хлеб, за быстрый , б ез потерь сборновогоурожая . И снова сглубокой признательностью мы думаемо тех, к о ­ му принадлежитрешающая роль в этой битве — о колхозных и совхозных механизаторах. Благодаря неустанной заботе партии и правительства обин ­ тенсификации сельского хозяйства на поля ифермыскаждымгодом поступает все большеибольше новой техники. В 1969 году только в машинном парке колхозов насчитывалось 905 тысяч тракторов , 530 тысяч грузовых авт омобилей , 275 тысяч зерноуборочныхкомбайнов . И ми управляют два миллио ­ на механизаторов . Д ва миллиона колхозныхтружеников , владеющих техникой ! Это ли не яркийпо ­ казатель техническогопрогрессасоциа ­ л истическогосельского хозяйства! Л юди старшего поколенияникогда не забудут удивленные лица землепашцев, увидевших вборозде первый трактор . Н емно ­ гие крестьяне верили тогда в силу ма ­ шины. Но та первая борозда , п роложен ­ ная «стальными конями » на коллектив ­ ной ниве, для многих из них стала ипер ­ вой тропойвновуюжизнь ! Всем нам памятны ленинские слова: «Если бымымогли дать завтра 100 ты ­ сяч первоклассных тракторов , снабдить их бензином , снабдить их машинистами (вы прекрасно знаете, что пока это — фантазия), то среднийкрестьянинска ­ зал бы : «Я за коммунию » (т. е. за ком ­ мунизм)». Сбылась ленинская мечта! Нынешние колхозыисовхозы — это крупные высокомеханизированные социалистические предприятия . И оснащенность села техникой год от года возрастает. П ри ­ ч емпроисходит не толькоколичествен ­ ное, но и качественное изменение сельс кохозяйственнойтехники . М ашины становятся более сложными , способными выполнять целыйкомплекстехнологиче ­ ских операций . Вместе спостояннымсовершенствова ­ нием техникиактивизируетсяидругой процесс — воспитание иобучениелю ­ дей, у меющих эффективно, с наибольшей отдачей использовать эту технику, удобрения, каждый рубль, вложенный впроизводство . П овышается техническая культура людей . Вдумайтесь в такие факты. Если в 1940 году на 10 тысяч ра ­ б отников , занятых в колхозах, совхозах и подсобных сельскохозяйственных предприятиях, п риходилось 445 механизаторов и всего 16 агрономов , з оотехников , и нженеров , то в 1967 году — 1200 трак ­ тористов, к омбайнеров , м ашинистови 200 специалистов сельского хозяйства. По сравнениюсдовоеннымвременем число трактористов со среднимобразованиемвозрослов шесть раз, к омбайнеров — почти в 10 раз .НЖИВЕШЬ НА СЕЛЕЗНАЙ ТЕХНИКУГерой Советского Союза генерал-лейтенант Н. ДЕМИН, первый заместитель председателя ЦК ДОСААФС реди сельских механизаторов ныне есть немало таких умельцев, которые свободно управляются чуть ли не со всеми видами машин . С егодня они водят автомобиль, т рактор , а понадобится уп ­ равлять комбайном или механизмами на животноводческой ферме — они ик этому вполне подготовлены . Технический прогрессвсельскомхо ­ зяйстве кореннымобразом меняет сам характер крестьянского труда, п ревра ­ щая егов разновидность труда индустриального. Ш ирокое овладение сельскохозяйст ­ венной техникой имеет огромное значение и для обороныСоветскогогосудар ­ ства. Известно, как впредвоенныегоды из трактористов — членов Осоавиахима создавались танковые экипажи . Ш оферы , трактористы и другие технические специалисты втяжелый для Родины час испытаний быстро становились танкистами, у мело управляли другими видами боевой техники, г ероически сражались с врагом. У скорениетехническогопрогресса на селе в наши дни предъявляет повышен ­ ные требования к обучению технических кадров . К ак ни велико число механизаторов в колхозах и совхозах, но их пока не хватает. Подсчитано, что вны ­ нешнем году колхозам и совхозам понадобится дополнительно полтора мил ­ лиона механизаторов , б ольшуюпотреб ­ ность в квалифицированных работниках, у меющих управлять машинамии механ измами , испытывают животноводство , м елиоративные станции. К томуже нео бходимирезерв таких кадров . Задачу можно решить планомерныммассовым обучением молодежи техническим профессиям. В прошломгоду партия обратилась к комсомолу с призывом помочь колхозам и совхозам, о рганампрофессио ­ нально-технического образования , ш ко ­ лам вподготовкекадров , у правляющих техникой. Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Л . И. Б режневвречи на Третьем Всесоюзном съезде колхозников выразил уверенность втом , что ком ­ с омол развернет массовое движение за овладение техническими профессиями. В ответ стрибуныVIII Пленума ЦКВ ЛКСМвдекабре 1969 года прозвучал клич : ю ношиидевушки , на машины ! В сердцамногихимногих он заронил го ­ рячее желание навсегда связать свою судьбу спрофессией механизатора. Тысячи юношейидевушек пошли в сельс кие училища профтехобразования , на курсыпри отделениях «Сельхозтехники», при сельскохозяйственных техникумах идругих учебных заведениях, в школы пер едового опыта, б ригадногоииндивиду ­ ального обучения . Там они осваивают автомобиль, т рактор , к омбайн , постигают передовую науку земледелия . Овладение сельскохозяйственной техн икой стало кровнымделоммногихко ­ митетов, первичных организаций , с порт техклубов Добровольного общества со ­ действия армии , авиации и флоту. С ов ­ местно скомсомолом , п одруководст ­ в ом партийных организаций , выполняя постановление ЦК |КПСС от 7 мая 1966 года, Д ОСААФнепрерывно наращивает темпыподготовки технических специалистов. На курсах, в технических кружках , клубах ежегоднообучаются свыше по ­ лутора миллионов водителей автомоби ­ лей имотоциклов , э лектриковиэлектро ­ м ехаников , судовых водителей, м отори ­ стов и трактористов, э кскаваторщикови крановщиков, электрогазосварщиков ирадиотелемехаников . Сотни тысяч юно ­ ш ейдопризывного возраста приобрета ­ ют военно-технические специальности ещедо того, как стать в воинский строй . С реди этой армии специалистов — б ольшойотряд сельских тружеников . Горячо откликнувшись на призыв партии о массовом обучении молодежи колхозов и совхозов техническим специальностям, к омитетыДОСААФ значительно расширили подготовку шоферов, трактористов, м отористовидругих специалистов в сельской местности. С ошлюсь лишь на некоторые данные. Только за один годвДОСААФ несколько сотен тысяч тружениковколхозовисовхозов получат технические профессии. П одготовленошоферов третьего класса 130 тысяч, трактористов — 16 тысяч, к омбайнерови водителей сельхозмашин — 28 тысяч, э лектриков — 4 тысячи, б ульдозеристов , э кскаваторщикови водителей дорожныхмашин — 6300, ш о ­ феров-любителей — 82 тысячи.За нашу СоветскуюРодину/Чарулом№ 8 - август - 1970ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ СПОРТИВНЫЙ ЖУРНАЛ ДОСААФ СССР Издается с 1928 года методическим мастерством. Вместе с инженерами, техниками колхозов и совхозов они могут помочь овладеть преподавательскими знаниями десяткам тысяч механизаторов. Посильный вклад в техническое обучение сельской молодежи призваны внести организации ДОСААФ промышленных предприятий, транспорта, строек, научноисследовательских учреждений, вузов и техникумов. Следует развивать и укреплять традиционные шефские связи досаафовцев города и села, сотрудничество молодого поколения рабочего класса, крестьянства и интеллигенции; передавать опыт организации технической учебы рабочей молодежи, помочь наладить эту работу в колхозах, совхозах, сельских районах. Необходимо изыскивать возможности привлечения сельских юношей и девушек на курсы, в кружки, работающие в оборонных организациях предприятий, учебных заведений. М но ­ гое могут сделать члены ДОСААФ — ученые, специалисты, преподаватели и студенты вузов и техникумов по пропаганде достижений науки и техники среди сельской молодежи. Важным участком нашей деятельности являются средние общеобразовательные школы. Сейчас в ряде из них, в том числе и на селе, введено обязательное обучение школьников 9 — 1 0 классов автомобильному делу. К сожалению, не все такие школы обеспечены необходимыми условиями для изучения автомобиля — не хватает техники, наглядных, пособий, преподавателей. Полагаю, что комитеты Общества, руководители штатных и спортивно-технических клубов сделают все от них зависящее, чтобы преподавание автодела' в школах в новом учебном году отвечало современным требованиям. На опыте подготовки технических специалистов различных профилей для Вооруженных Сил м.ы знаем, что научить человека управлять машиной — дело не простое, трудоемкое и кропотливое. Мы должны проявить настойчивость, инициативу, широко использовать все возможности, по-настоящему развернуть разъяснительную и организаторскую работу, приковать внимание молодежи села к уже действующей системе подготовки технических кадров. Тем самым внесем весомый вклад в обеспечение колхозов и совхозов механизаторами и другими специалистами и создание надежного резерва этих кадров. Массовое обучение сельской молодежи техническим профессиям мы считаем не только делом большого хозяйственного значения, но и одновременно средством подготовки технически грамотных специалистов для Вооруженных Сил, важным фактором укрепления обороноспособности страны. Наше добровольное Общество с первых дней своего существования рассматривало и рассматривает подготовку технических специалистов для армии и флота, для народного хозяйства как свою основную патриотическую обязанность. Следуя этим традициям, оно сегодня видит свой высший долг в том, чтобы еще активнее участвовать в благородном деле укрепления экономического и военного могущества Советского государства. Активное участие в подготовке кадров механизаторов для села — это важная и ответственная задача всех организаций нашего оборонного Обще ­ ства.Тысячи молодых механизаторов Смоленской области трудятся сегодня на колхозных и совхозных полях, занятые уборкой нового урожая. Среди них — ш офер ' артели «Маяк» Шумячского района комсомолка Альбина Маслова. Она представляла молодежь Смоленщины на XVI съезде ВЛКСМ. Фото В. Чумакова Задача состоит в том, чтобы сеще большей активностью включиться в организацию технической учебы на селе. Для этого у нас есть все возможности. Д ОСААФ имеет сейчас довольно широкую сеть учебных организаций. Только спортивно-технических клубов в районах многие сотни. Большинство из них располагает добротной материально-технической базой — оборудованными классами, учебной техникой, мастерскими, гаражами. 6 ближайшие годы предстоит создать еще несколько сот новых учебных организаций. Массовая подготовка механизаторских кадров для села — не кратковременная кампания. Это задача общенародная, государственная. И решать ее комитеты Общества должны по-государственному. Настала пора включить эту работу в планы районов, областей, республик, предварительно изучив потребность хозяйств в шоферах, трактористах, механизаторах животноводческих ферм и других специалистах. Необходимо добиваться такого положения, чтобы во всех сельских районах страны были созданы спортивно-технические клубы — основные опорные базы подготовки технических специалистов из числа досаафовской молодежи колхозов и совхозов. Создание новых учебных организаций на селе, естественно, потребует дополнительных затрат, приобретения техники, механизмов, плакатов, учебников, наглядных пособий. Мы обращаемся с настоятельной просьбой к Министерству сельского хозяйства, к «Сельхозтехнике», к колхозам и совхозам, чтобы они помогли в укреплении учебно-материальной базы организаций ДОСААФ техникой, расходными материалами, горючим. М ожно не сомневаться, что такой деловой шаг даст желаемые результаты ужев ближайшем будущем. П еред комитетами и учебными организациями ДОСААФв связи с подготовкой технических кадров для села возникает ряд других проблем. В частности, встает вопрос об изменении программ, внесении в них необходимых корректив. Учебные организации Общества могут взять на себя значительную долю труда по подготовке преподавательских, инструкторских кадров для сельских курсов и кружков. Возможности тут у нас тоже немалые. В автомотоклубах и спорттехклубах ДОСААФ работают, как правило, опытные специалисты — педагоги, офицеры, сержанты запаса, отлично знающие автотракторную технику и обладающие2