$9ИЗ ВОДИТЕЛЬСКИХ ЗАПОВЕДЕЙ• Максимум внимания и осторожности. Горные дороги, как правило, имеют малую ширину и сложный профиль. • За крутыми и большей частью непросматриваемыми поворотами водителя могут ожидать самые непредвиденные препятствия. Значит, скорость на повороте должна быть такой, чтобы суметь остановиться в пределах видимой части дороги. • На длинных спусках ни в коем случае не выключайте сцепление и передачу. Если пользоваться одними тормозами, их надолго не хватит, а на автомобилях с пневматическими тормозами просто не будет необходимого давления в ресивере, и машина станет неуправляемой. • На подъемах не опаздывайте переходить с высшей передачи на низшую, потому что автомобиль останавливаетсяГОРНЫХ ДОРОГАХпочти мгновенно; заблаговременно и быстро включайте наиболее подходящие передачи. 9 Следите внимательно за знаками. В горах они предупреждают об опасностях, которые могут оказаться самыми неожиданными. 9 При остановках избегайте класть под колеса камни и другие предметы. Оставленные на дороге, они могут нанести повреждение другим автомобилям, а порой стать причиной аварии. 9 Уступайте дорогу идущим на подъем: вам на спуске легче начать движение. ® Не забудьте, что буксировка на гибкой сцепке в горах запрещена. 9 В горной местности, как нигде, важно всегда держаться правой стороны, в особенности на поворотах. Дополнительная мера предосторожности—звуковые и световые сигналы. 9 При остановке оставляйте машину и на ручном тормозе, и на передаче (первой или задней — в зависимости от того, находитесь вы на подъеме или спуске). Для страховки выверните колеса так, чтобы в слу-чае непроизвольного движения автомобиль уперся в бордюрный камень или склон горы. 9 Не надо останавливаться в местах,' откуда дорога не просматривается хотя бы на 100 метров. • После продолжительного движемся на подъем не останавливайте двигатель сразу — иначе будет выкипать охлаждающая жидкость и могут возникнуть нарушения в подаче топлива из-за перегрева. Пусть двигатель несколько минут поработает на малых оборотах. 9 В местах, где встречный разъезд затруднен, пропустите того, кто движется вдоль обрыва, даже если вы подымаетесь в гору. 9 На горных дорогах водитель испытывает большие физические нагрузки и быстрее устает. Значит, после 1,5—2 часов езды надо сделать 5 — 10-минутный перерыв.Современные сложные условии движении требуют, как известно, от каждого человека за рулем максимальной внимательности и практически мгновенной реакции. Именно поэтому повсеместно правила движения запрещают водителям прикасаться к спиртному в течение всего времени поездки или рабочей смены. И все же статистические данные во всех странах мира свидетельствуют о том. что причина громадного количества дорожных происшествии связана с алкоголем. При небольшом опьянении, например, от кружки пива отрицательное влияние алкоголя может субъективно не ощущаться. Даже наоборот, в таких случаях некоторые чувствуют более активное стремление к передвижению. Тем не менее они уже не способны правильно оценивать складывающуюся обстановку и подвергают как себя, так и других повышенной опасности действиями, которых. наверняка, не совершили бы в трезвом состоянии. Правда, в некоторых странах допускается определенное количество алкоголя в крови у водителей. В Англии. Австрии. Швейцарии и ФРГ, например, макси мально до 0,8 промилле, в Швеции. Норвегии — 0.5 промилле (50—30 г чистого спирта). Однако едва ли можно найти ка-Пьян трезв?иликое бы то ни было серьезное научное обоснование тех или иных «допустимых норм» опьянения. В то же время, если субъективно опьянение может не ощущаться, то как узнать: через какое время после принятия спиртного водитель имеет право уверенно садиться за руль, не опасаясь последствий алкогольного воздействия? Вот что говорят на этот счет исследования. проведенные за рубежом. Продолжительность усвоения и распределения алкоголя в крови и тканях зависит прежде всего от состояния организма, вида и количества напитков, продолжительности их потребления, от того, что и сколько было съедено, от общего физического и психического состояния человека. Под влиянием всех этих факторов процесс поглощения алкоголяорганизмом может длиться от 10 до 200 минут. Одно это говорит о том, что необходимо различное время и для того, чтобы алкоголь был полностью выведен из организма. Ориентировочно можно считать, что 6—8 г чистого спирта выводится из организма человека примерно за час. А вот данные о содержании спирта в 100 г некоторых алкогольных напитков: белое и красное вино — 9 г, шампанское — 7 г, малага, токай — 13 г. дессертное вино — 16 г, ликеры (30—35 градусов) — 24--'28 г, ром, водка, коньяк (40 градусов) — 32 г. Если водитель выпил спиртного, а назавтра собирается в дорогу, он может приблизительно рассчитать, раньше какого времени ему не следует этого делать. Для такого расчета специалисты из ГДР предлагают следующую ориентировочную формулу: каждые 20 г водки или 300 г пива соответствуют одному часу запрета вождения автомобиля или мотоцикла. Если, скажем, выпить 200 г водки, то садиться за .руль можно не раньше чем через 10 часов. В заключение еще раз оговоримся приведенные здесь данные следует считать приблизительными, а рекомендации — ориентировочными. Б. КОНСТАНТИНОВ24