чиков в сражениях Великой Отечественной войны, кто, не жалея сил, ковал победу на трудовом фронте. С первых дней воинской службы молодые люди с большим подъемом берутся за изучение боевой техники, оружия, за овладение наукой вооруженной защиты Отечества. К 54-й годовщине Вооруженных Сил советские воины приходят с новыми достижениями в боевой и политической подготовке. Боевые дежурства и учебные пуски ракет, многочасовые полеты самолетов и тысячемильные походы кораблей, вождение танков, стрельбы, длительные марши, десантирование — вот где воины оттачивают свое мастерство, умение управлять боевой техникой, закаляют волю и силы. Военные автомобилисты, как и весь личный состав армии и флота, учатся в сложной обстановке, максимально приближенной к боевой. Их учебные будни полны примеров мужества, умелых действий. За рулем автомобиля, рычагами тягача водителю в военной форме приходится доставлять к месту назначения ракетные установки, артиллерийские орудия, подвозить боеприпасы, топливо и другие грузы. Часто на большие расстояния. Воины-автомобилисты успешно справляются с возложенными на них, задачами. В автомобильных подразделениях за истекший 1971 год, как и во всей Советской Армии, на новую ступень поднялась выучка личного состава, выросли ряды отличников, классных специалистов. Наибольших успехов автомобилисты добились в частях, где командирами офицеры М. И. Панков, И. П. Фетисов, и в ряде других. Здесь воиныводители, воспитанники автомотоклубов ДОСААФ, образцово несут службу, они хорошо овладели врученной им техникой и содержат ее всегда готовой к выполнению задач. В авангарде идут коммунисты и комсомольцы. Сейчас в войсках приобрело широкий размах начатое по инициативе личного состава гвардейского мотострелкового полка мотострелковой Пролетарской Московско-Минской ордена Ленина, дважды Краснознаменной, орденов Суворова и Кутузова дивизии Прибалтийского военного округа социалистическое соревнование за достойную встречу 50-летия со дня образования Союза Советских Социалистических Республик. Среди обязательств, над выполнением которых настойчиво трудятся воины-автомобилисты, — отличное овладение вверенной техникой и оружием, умелое их использование и хорошее своевременное обслуживание, эксплуатация машин без поломок и дорожных происшествий, грамотное применение в полевых условиях, образцовое выполнение учебно-боевых задач, повышение классности, продление сроков службы техники и экономия горючесмазочных материалов, рост спортсменов-разрядников и значкистов военноспортивного комплекса. В эти февральские дни рядом со старослужащими на полях тактических занятий, на автодромах, танкодромах, полигонах осваивают военное дело, боевую технику и оружие молодые солдаты. И те из них, кто получили начальную военную подготовку в автомотоклубах, на учебных пунктах, в других учеб/% **'*J3отчизныАвтомобили армейского парка отличаются высокими скоростями, большой грузоподъемностью и проходимостью, они могут работать в различных, самых сложных климатических условиях. Сегодня воины-автомобилисты еще раз выражают свою искреннюю благодарность коллективам ЗИЛа, Горьковского, Уральского, Минского, Кременчугского и других автомобильных заводов за автомобильную технику, активно способствующую высокой боевой готовности войск. ЗИЛ-131, «Урал-375», семейство КрАЗов, ГАЗ-66, мощные четырехосные автомобили специального назначения и многие другие машины надежно обеспечивают войска. Сила нашей армии и флота не только в современном оружии и технике. Главное — это люди, в совершенстве владеющие боевой техникой, воспитанные на идеях марксизма-ленинизма. Из таких людей и состоит наша армия. В армию и флот приходит новое поколение — сыновья и внуки тех, кто самоотверженно защищал нашу Родину от нашествия немецко-фашистских захватных организациях Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту, быстро входят в строй, уверенно обращаются с техникой. Пройдет немного времени, и большинство из них станут классными специалистами. За последние годы в наши автомобильные подразделения приходит все больше и больше молодежи, окончившей автомотоклубы оборонного Общества. В основном это замечательная молодежь. Ей смело доверяется управление автотракторной техникой. Сегодня от души хочется выразить благодарность коллективам многих автомотоклубов ДОСААФ, готовящих по-настоящему хорошее пополнение воинов-автомобилистов. Большой признательности заслуживают коллективы Алма-Атинского, Житомирского, Омского, Минского, Черниговского и многих других автомотоклубов, в которых образцово поставлена учебная работа и воспитание будущих воинов. Вместе с тем мы не должны забывать, что ленинский лозунг — «учиться военному делу настоящим образом» — сегодня звучит особо актуально не только для воинов, но и для всего советского юношества. Очень важно, чтобы в стенах учебных организаций оборонного Общества, готовящего специалистов для Вооруженных Сил, закладывались основы моральной стойкости молодого человека, гражданственность, чувство глубокой личной ответственности за выполнение священного долга перед Родиной, каким является воинская служба. Опыт показывает, что наиболее подготовленное пополнение наши подразделения получают из тех автомотоклубов, в которых курсантов обучают в условиях, близких к армейским, где четко организован учебный процесс, всюду чувствуется дисциплина. Где строгая требовательность сочетается с душевной заботой о каждом воспитаннике. Условия службы армейского водителя таковы, что ему приходится управлять техникой в весьма сложных условиях: водить автомобиль по дорогам и бездорожью, пересеченной местности, совершать марши не на одну сотню километров, днем, ночью, в колонне. Ко всему этому и надлежит готовить в автомотоклубах будущих воинов-автомобилистов. VII съезд оборонного Общества наметил большую программу действий по дальнейшей активизации военно-патриотического воспитания трудящихся, подготовке молодежи к службе в Вооруженных Силах. Одним из условий ее выполнения является повышение качества учебной работы. Необходимо всячески поощрять и поддерживать коллективы тех автомотоклубов, где непрерывно идут поиски новых форм обучения и путей совершенствования учебного процесса, где проявляются разумная инициатива и творчество в постоянном развитии учебной базы, создаются новые образцы учебного оборудования и внедряются современные средства обучения. Нам, армейским автомобилистам, надо теснее сотрудничать с комитетами, автомотоклубами Общества, активмее шефствовать над ними, помогать в подготовке молодежи к воинской службе. Задача эта общая, государственная. Фото В. Гатчикова А. С. КОБЗЕВВыпуск автомобилей, в том числе легковых (тысячи штук), предусмотренный девятым пятилетним планом: 1971 г. — 1.122 |513] 1972 г. —1.376 (728) 1973 г. — 1.703 (977) 1974 г. — 1.987 (1204) 1975 г. — 2.100 (1260)Продолжаются испытания прототипа машины, которую предстоит выпускать КамАЗу, — дизельного седельного тягача с 15-тонным полуприцепом.Завершен 1971 год — год XXIV съезда КПСС, первый год девятой пятилетки. Программа развития экономики, культуры и науки в стране, утвержденная партийным съездом на новое пятилетие, успешно претворяется в жизнь. Советский народ по праву гордится результатами своего труда в минувшем году. На карте нашей Родины обозначились сотни новых электростанций, предприятий металлургии и машиностроения, угольных шахт и химических заводов, магистральных линий железнодорожного и автомобильного транспорта. Украсились новыми зданиями города и села. Автомобильный парк страны пополнился значительным числам новых грузовых, легковых автомобилей и автобусов. В истекшем году отечественная автомобильная промышленность впервые преодолела миллионный рубеж их производства. Это стало возможным благодаря тому, что предприятия, выпускающие автомобильную технику, успешно оправились со своими планами. Транспортники увеличили на 8 процентов объем грузовых перевозок, снизили их себестоимость, существенно расширили услуги, оказываемые населению. Характерно, что годовой прирост выпуска автомобилей сейчас втрое превзошел среднюю цифру за предшествующую пятилетку. Только легковых машин произведено на 170 тысяч больше, чем в 1970 году. Грузовиков изготовлено на 36 тысяч больше. И все же эти цифры сами по себе еще не дают полного представления о масштабах работ по развитию автомобилестроения. Коллективы автозаводов настойчиво добиваются повышения народнохозяйственной эффективности выпускаемой ими техники, |более полного соответствия ее запросам потребителей. Известно, что область использования автомобильного транспорта постоянно расширяется, меняется характер перевозимых грузов, во многих случаях этот вид транспорта становится самым экономичным для обеспечения процессов производства, особенно в горнорудной промышленности, на лесоразработках, в строительстве. Поэтому автомобильная промышленность постоянно расширяет типаж выпускаемых машин, приспосабливает их к конкретным дорожным и климатическим условиям. За один только 1971 год поставлено на производство 16 новых моделей. Важным резервом увеличения объема перевозок является повышение технической готовности автомобильного парка. Конструкторы и технологи заводов з содружестве с научно-исследовательскими организациями сейчас уделяют особое внимание равнопрочности основных агрегатов и комплектующих изделий. Внедрение новых конструктивных решений и прогрессивных методов обработки материалов и деталей позволит сократить простои машин в ремонте. Конечная цель этой работы состоит в том, чтобы базовые детали — блоки цилиндров, коленчатые валы, картеры различных агрегатов — не требовали замены в течение всего срока службы автомобиля, а изнашивающиеся — шестерни, поршни, вкладыши подшипников и другие — заменялись бы только при капитальном ремонте. Уже сейчас Московский автозавод имени Лихачева начал применять вкладыши из сталеалюминиевой ленты, способные выдержать пробег автомобиля в 200 тысяч километров, то есть ровно столько, сколько служит весь двигатель до капитального ремонта. Повышены в соответствии с ресурсом автомобиля ЗИЛ-130 сроки службы ведущей и ведомой шестерен заднего моста. В 2,5—3 раза увеличена долговечность рессор автомобилей КрАЗ-257, которые раньше считались у этой машины «слабым местом». Приведенные здесь примеры — только часть мероприятий в решении важной народнохозяйственной задачи — резко сократить расход запасных частей и уменьшить трудовые и материальные затраты на ремонт автомобильной техники. Наряду со специальными конструкторскими и технологическими работами на автомобильных заводах создается база для четкого исполнения требований технических условий и государственных стандартов. Высокая техническая оснащенность рабочих .мест и производственных участков, внедрение средств объективного контроля за качеством изделий уже позволили исключить многие ранее встречавшиеся дефекты. В частности, на машине ГАЗ-24 улучшена работоспособность электрооборудования, ответственных деталей заднего моста, снижается шумность кузова, устранены другие недостатки производственного характера. На многих предприятиях закончена внутризаводская аттестация качества изделий. Самую высокую оценку заслужили грузовики ЗИЛ-130 и М.АЗ-500А, а также двигатели ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 — Iв 1971 году им присвоен Государстве! ный знак качества. Решения XXIV съезда КПСС вызвали среди работников автомобильной промышленности, как и среди трудящихся всей страны, огромный творческий трудовой подъем. Коллективы всех предприятий развернули социалистическое соревнование за успешное выполнение плановых заданий, ускорение научнотехнического прогресса, за повышение культуры производства и научную организацию труда. Главным направлением этого движения является борьба за рост эффективности производства. Делать больше и лучше при наименьших трудовых и материальных затратах — таково стремление автомобилестроителей — рабочих, инженеров, техников. Уже в первом году пятилетки производительность труда по отрасли в целом поднялась на 11 процентов, благодаря этому получено примерно две трети всего прироста производства. За один только год внедрено свыше пяти тысяч единиц высокопроизводительного оборудования, в том числе более 50 автоматических линий. Осуществляя курс на интенсификацию производства, автомобилестроители во все больших масштабах используют новую технику на тех участках, от которых прежде всего зависит увеличение выпуска продукции, коренное повышение эффективности всей хозяйственной деятельности предприятий. Во многих случаях такой подход к делу обеспечивает полную или почти полную автоматизацию производственных комплексов и отдельных участков. Так, на Московском автомобильном заводе имени Лихачева сборка и сварка кабин грузовых автомобилей превращены в комплексно автоматизированное производство. Там же много сделано для механизации складских, погрузочно-выгрузочных и транспортных работ. За разработку и внедрение системы комплексной механизации основных и вспомогательных процессов производства большой группе работников предприятия присуждена Государственная премия СССР 1971 года в области техники. Работа, нацеленная на повышение эффективности производства, стала еще более содержательной, приняла еще более широкий размах после постановления ЦК КПСС, которое было принято по докладам министров автомобильной и химической промышленности о деятельности предприятий Горькоаской области в света решений XXIV съезда партии. Совершенствуются формы управления, всё шире применяется для этого электронно-вычислительная техника. В целях лучшего использования производственных возможностей, углубления специализации и развития рациональных кооперированных связей в минувшем году в автомобилестроении создано пять крупных производственных объединений. Назовем их. Окончание — на стр. 8.Сборка восьми цилиндровых двигателей для грузовиков ЗИЛ-130" на заводе имени Лихачева (верхний снимок). Погрузка готовой продукции Уральского автозавода — грузовиков «Урал-375». Конвейер сборки легковых автомобилей ГАЗ-24 (внизу). Фото ТАСС, В. Казакова и Ю. Кравчука•