30
31
ГОНОЧНЫЕАвтомобильные гонки минувшего года прошли, как всегда, в ожесточенной борьбе между конкурирующими фирмами. Соревнования на машинах формулы 1, считающиеся вершиной автомобильного спорта, принесли победу Джеку Стюарту, который выступал на машине «Тайрелл* с восьмицилиндровым мотором «Косворт-Форд». Этот результат до некоторой степени явился неожиданностью. На чемпионате 1970 года «Тайрелл» не смог закончить ни одной гонки, хотя и обладал хорошими динамическими качествами. Специалисты пессимистически смотрели на возможности дальнейшей форсировки восьмицилиндрового двигателя, полагая, что он не сможет соперничать с теоретически более перспективными и мощными двенадцатицилиндровыми «Феррари», БРМ и «Матра» (см. «За рулем», 1971, № 3). Однако они ошиблись. Небольшая специализированная мастерокая «Тайрелл» успешно завершила работы по доводке своего автомобиля, а фирма «Кооворт» повысила мощность и надежность восьмицилиндрового двигателя (он ставился также на «Марч-711», «Брэбхэм-БТ34», «Мак-Ларен-М19», «Сертисс-ТС9», «Лотос-72»), который теперь выдерживает скоростные режимы работы до 10 500 об/мин. Что касается его мощностных показателей, то, судя по опубликованным данным, они колеблются от 430 до 450 л. с , а на лучших экземплярах (как у Д. Стюарта) достигают даже 464 л. с. Во всяком случае, по итогам гонок можно утверждать, что на любой трассе автомобиль «Тайрелл» не уступает по быстроходности ни одному из конкурентов. В минувшем году все фирмы продолжали эксперименты в области повышения мощности двигателей. Кстати, по конструкции они имеют много общих черт и различаются в основном числом (восемь или двенадцать) и расположением цилиндров. Для всех двигателей остаются характерными четырехклаланные головки цилиндров с центральной свечой и малым углом развала клапанов (на двигателе машины БРМ-ШвО он всего лишь 13°). Камера сгорания, таким образом, приобретаетплоскую форму ив основном образуется четырьмя круглыми выемками в поршне: одной под каждым клапаном и одной центральной большего размера. Мощность двенадцатицилиндрового двигателя «Феррари» у отдельных образцов достигала 480 л. с. Отчасти это приписывают замене семирпорного коленчатого вала четырехопорным, позволившим снизить механические потери (до сих пор в гоночном моторостроении считались необходимыми коренные подшипники с обеих сторон каждого колена). Своего рода сенсацией было появление в гонках чемпионата автомобиля «Лотос-ббБ» с модернизированным газотурбинным двигателем «Пратт-Уитни» от вертолета. Мощность тяговой турбины — около 500 л. с. при 38 000 об/мин. Крутящий момент передается через центральный дифференциал и продольные валы к передним и задним ведущим колесам. Дисковые тормоза «Лотооа-56Б», рассчитаны на значительный тормозной момент, поскольку эффективность торможения двигателем у газовой турбины очень мала. Большой недостаток автомобиля — значительный расход топлива —Автомобиль «Тайрелл» (2993 см', 464 л. с , вес — 560 кг, база — 2430 мм), на котором в одиннадцати этапа-к чемпионата мира одержано семь побед. 160 л керосина на 100 км пробега, на целых 100 л больше, чем у обычных машин формулы 1. В результате — потребность в топливных баках увеличенной емкости, высокий стартовый вес, неизбежные остановки во время гонки для пополнения запаса горючего. Кроме того, управление газотурбинным автомобилем сложнее, поскольку турбина выходит на режим полной мощности с момента нажатия на акселератор с некоторым запозданием. Перечисленные недостатки привели к тому, что «Лотос-56Б», несмотря на высокую мощность, успеха не имел. Однако завод продолжает совершенствование газотурбинной машины, планируя повысить мощность тяговой турбины до 550 л. с. при 50 000 об/мин. Для рационального использования высокой мощности, которую способны развивать гоночные двигатели, нужны специальные шины. В последние годы они постепенно приобрели протектор очень большой ширины, вследствие чего улучшилось сцепление колес с до-Характерные особенности машин «Марч-711» — использование бортовых радиаторов, носового крыла оригинальной формы и двигателя «Альфа-Ромео» или «Косворт».30 ротой, но в то же время возросла лобовая площадь автомобилей и ухудшилась их обтекаемость. В 1971 году эти недостатки до некоторой степени удалось уменьшить сокращением диаметра передних шин до 500—550 мм, а задних — до 610 мм. Уширение профиля гоночных шин (на отдельных моделях покрышек до 500 мм) сопровождалось уменьшением толщины каркаса, использованием мягких сортов резины. С целью снизить вес и улучшить отвод тепла в последние годы на гоночных автомобилях применяют бескамерные шины. Все эти особенности покрышек, однако, не способствуют их надежности: участились случаи проколов и потери давления в шинах, что чревато опасными авариями. При низком внутреннем давлении в бескамерных го2 ночных шинах (0,85—1,25 кг/см ) достаточно сравнительно несильного случайного бокового удара для потери части воздуха. Внимание конструкторов привлекает проблема сопротивления воздуха, так как обтекаемость гоночных машин в последние годы ухудшилась из-за применения различных крыльев и широкопрофильных шин, установки дополнительных радиаторов, предохранительных дуг и другого оборудования. В 1971 году большая часть машин формулы 1 была снабжена уширенными обтекателями, позволяющими встречному потоку воздуха более плавно огибать передние колеса. У автомобиля «Брэбхам-БТ34» в боковых частях такого обтекателя размещены радиаторы, между которыми находится переднее крыло с регулируемым углом атаки. Высокая стоимость и малый вес гоночных автомобилей отчасти объясняются (изготовлением их деталей из дорогих, но легких металлов и сплавов. Титановые шатуны при одинаковой прочности на 30 процентов легче, чем сделанные из хромомолибденовой стали. Из титанового сплава, который почти вдвое легче стали, иногда изготовляют клапаны двигателя, детали подвески колес. Сплав из одной трети алюминия и двух третей бериллия обладает прочностью стали, он вчетверо На автомобиле «:БрэбхэмчБТ34» применялись два радиатора, разнесенные по бокам переднего крыла. В носовой части кузова установлен также огнетушитель, входящий в обязательную ныне на всех машинах систему пожаротушения.легче и отличается высокой теплопроводностью. Из него делают тормозные диски, которые для повышения износостойкости никелируют. Алюминиевые сплавы широко применяются в несущих кузовах (с толщиной листа 0,91,6 мм) автомобилей формул 1и 2. Такой кузов со всеми кронштейнами весит 25—30 кг. Машины формулы 2 снабжаются более дешевыми двигателями (число цилиндров не превышает шести) рабочим 3 объемом 1300—1600 см , базирующимися на блоках от серийных моделей. В остальном по конструкции они почти не отличаются от автомобилей формулы 1. Подавляющее большинство фирм и небольших специализированных мастерских, изготовляющих машины формулы 2, используют четырехцилиндро3 вый (1600 см , 240 л. с.) двигатель «Косворт-Форд-ФВА» с двумя верхними распределительными валами, четырехклаланными головками цилиндров и впрыском топлива во впускные патрубки. По динамическим качествам автомобили с этим двигателем не уступают представителям прежней (до 1966 года), «полуторалитровой» формулы 1. Для автомобилей формулы 3с 1971 года предусматривается использование четырехцилиндровых двигателей рабочим объемом не более 1600 см 3с блоками и головками цилиндров от серийных двигателей, выпускаемых в количестве не менее 5000 в год. Весьма существенно, что весь воздух, поступающий в систему питания, должен проходить через ограничительную шайбу толщиной 3 мм с отверстием диаметром 21,5 мм. Таким образом, мощность и быстроходность двигателя лимитируются 120 л. с. и 7500 об/мин. В принципе эти машины дешевле и «медленнее» автомобилей формул 1и2и рассчитаны на более широкий округ гонщиков. Примечательно, что двигатели предыдущей формулы 3 (с шайбой 36X3 мм) развивали до 10 000 об/мин, что требовало применения многих специальных деталей и резко повышало стоимость. Очень высокими мощностью и скоростью отличаются двухместные гоночные автомобили (группы 7 по классификации ФИА), которые используются в так называемых канадско-американоких гонках, а также в некоторых европейских состязаниях. Их высокие динамические качества обусловленытем, что литраж двигателя не ограничивается, а кузов может охватывать колеса, что обеспечивает более обтекаемую форму машины. В качестве силового агрегата часто применяется специально форсированный двигатель «Шев3 роле» (восемь цилиндров, 8400 см , 740 л. с ) . Такие автомобили при разгоне с места достигают скорости 100 км/час за 2,8 секунды, а их максимальная скорость составляет 360380 км/час. Расход топлива велик — 80—112 л/100 км, а объем топливных баков достигает 350 л. Среди спортивных автомобилей в соревнованиях 1971 года доминировали «Порше-917», на которых выиграно восемь из одиннадцати этапов первенства мира среди марок спортивных машин. В Советском Союзе продолжается разработка новых моделей гоночных автомобилей. В отличие от зарубежной практики, где много внимания уделяется дорогим уникальным конструкциям, у нас силы в основном сосредоточены на изготовлении машин с широким использованием общедоступных серийных агрегатов. Таким образом, создаются благоприятные предпосылки для широкого развития автомобильного спорта, привлечения гонщиков из низовых организаций ДОСААФ. К числу этих автомобилей относятся машины «Эстония-9» («За рулем», 1968, № 1), «Эстония-15» («За рулем», 1969, № 10), «Эстония-16М» («За рулем», 1971, № 2) и «Москвич-Г5» («За рулем», 1971, № 7). Еще один новый образец машин такого типа разработан в бюро технической помощи Главленавтотранса под маркой «Ленинград-2». Он снабжен рамой в виде пространственной сварной фермы из стальных труб и форсированным двигателем «Москвич-412». Колеса отлиты из электрона. Шины специальные низкопрофильные, обеспечивающие хорошее сцепление колес с дорогой. Тормоза дисковые. Машина снабжена носовыми и задним крыльями. Расчетная максимальная скорость — 210 км/час. «Ленинград-2» по конструкции приспособлен к выпуску малыми сериями, достаточными для удовлетворения спроса клубов ДОСААФ. В. БЕКМАН, инженер, судья Всесоюзной категории Ленинградрокопрофнл шины и крылья большой площади применены и на советском гоночном автомобиле «Лснинград-2».Спортивный авто мобиль «Порше-917» с двигателем воздушного охлаждения (12 цилиндров, 4910 смз, 600 л. с.) и рамой из алюминиевых труб весит 800 кг и развивает скорость до 380 км/час.