СОВЕТЫБЫВАЛЫХРЕМОНТ ГЕНЕРАТОРОВ Г-401 И Г-411Многие мотоциклисты в тех случаях, когда отказывает генератор переменного тока Г-401 или Г-411, заменяют его новым, полагая, что самому устранить неисправность трудно. Однако, рассматривая замененные генераторы, я установил, что около 80 процентов из них вышли из строя по очень простой и легко устранимой причине — вследствие зам ыкания одной из обмоток катушек на массу. Это происходит в том месте, где катушкаприжимаетсяк статору язычком (см. рисунок). В процессе эксплуатации обмотка становится подвижной (из-за нагрева, вибрации и т. п.), отчегоизоляция между ней иязычком повреждается. Признаком неисправности служит падение напряженияв цепи зажигания или освещения. Чтобы восстановить изоляцию, надо снять генератор, отметить взаимное положение его деталей и разобрать. Место повреждения обмотки можно определить осмотром или электрической проверкой («проэвонкой») после отсоединения катушек одной от другой и от массы. Один конец прибора («тестера», пробника) присоединяют к корпусу генератора, а другой — поочередно к выводам катушек. Наличие короткого замыкания или небольшого сопротивления указывает на повреждение обмотки. Ее снимают, отогнув язычок 4. Затем удаляют изоляцию и погружают обмотку в спиртовой раствор клея ВФ-2 на несколько часов (вместо клея БФ-2 можно применить любой пропиточный лак). Вынув обмотку из раствора, дают клею стечь, а затем суш аткатушку при температуре 70—90° в течение 3—4 часов. При установке кат ушек подкладывают под язычок изолирующие пластины из текстолита, гетинакса толщиной 0,5 — 1 мм иразмером 12x8 мм, обильно смазав их клеем БФ-2. Такие же пластины желательно полож ить на все другие катушки . Чтобы они впоследствии сохранили неподвижность, целесообразно закрепить обмотки при помощи клея БФ-2.Крепление катушки: 1 — статор; 2 — обмотка катушки; 3 — изоляция; 4 — язычок; 5 — сердечник катушки. Собрав генератор в порядке, обратном разборке, с тавят его на место. Отремонтированный таким способом, он служит очень долго. Литовская ССР, г. Шяуляй, ул. Тайное, 1, кв. 4 М. МЕДВЕДСКИИ Чтобы не беспокоиться, удастся лив мороз пустить отопитель «Запорожца», предлагаю владельцам этой машины простую переделку запальной свечи. Уже несколько лет я пользуюсь «печкой» с измененной свечой, и не было случая, когда бы она подвела. На стандартной свече я снял юбочку 4, которая защищает спираль, а спираль заменил новой, сделав ее из нихрома — проволоку длиной 420 мм и толщиной 0,6 мм плотно намотал на оправку диаметром 5 мм. Поставил спираль3 так, чтобы ее ось была строго параллельна оси огопителя, и Вернул на место юбочку-чехол. г. Омсн-59, Товстухо, 1, кв. 49 В. РЯБКОПОСТАВЬТЕ ВТУЛКУНа своем мотоцикле «Восход» з а четыре года я проехал 25 тысяч километров и пришел к выводу: х орошая машина; п рекрасная проходимость при езде по плохим дорогам. Не нравились мне только задние амортизаторы: верхние кожухи их перекашивалисьитерлисьо нижние. Это происходило из-за того, что верхний конец пружины внутри кожухасмещалсяв сторону.НАДЕЖНЫЙ ПУСК ОТОПИТЕЛЯR 3\0311044+05 052-05Переделка свечи: 1 — корпус; 2 — места подпайки новой спирали; 3 — с пираль из нихрома; 4 — юбочка-чехол.япТРЕЩИНА ОСТАНОВЛЕНАiЧтобы зафиксировать пружину в среднем положении, я выточил из стали 3 втулки согласно приведенному здесь эск изуи подложил под верхний торец пружины. Перекос ее таким образом устранен. Теперь амортизаторы работают ' лучше. Двое товарищей, поставившие так иеже втулки на свои «восходы», тоже очень довольны. Владимирская область, Свливановеиий район, пос. Красная Горбатка, Набережная, 5 В. ПРОХОРОВНа щитке колеса моего мотоцикла появиласьтрещина . Я заварил ее, но вскоре она возникла зноьь . Поставил накладки на заклепках — и это не помогло. Тогда я взял проволоку диаметром 3 мм и длиной около 100 мм изакатал ее в кромку крыла, к ак это делают в жес тяных изделиях. Вот уже прошло два года, а трещина не увеличивается . Таким способом можно «остановить» трещ ину на любых облицовочных деталях мотоциклов, мотороллеров, автомобилей. Ю. ТИХОМИРОВ г. Тюмень, ул. Мира, 35, кв. 20КАК СНЯТЬ РЫЧАГ?ПОМОГАЕТ ИСПРАВНЫЙ ПРИБОРПри длительной аксплуатации мотоциклов «Ява» подгорают контакты релерегулятора, и зменяютсязазоры между ними инарушается работа реле-регулятора в целом. Надо зачистить контакты . а затем отрегулировать прибор, к акуказанов ноябрьском номере журнала «За рулем» з а 1970 год на стр. 20. Однако здесь возникает трудность, которая состоит в том, что нечем измерить упругость пружин контактов, определяющую порядок их срабатывания . Мне удалось наладить работу отремонтированного реле-регулятора при помощи нового реле. Для этого нажимаем якорем одного реле на ту же точку якоря другого (как показано на рисунке) и, регулируя усилие пружины передвижением упоров, добиваемся одновременного размыканияизамыкания соответствующих контактов. Так же поступаем с пружиной, н есущей двухсторонний контакт. Установленный на генератор реле-регулятор потребовал минимальной настройки (в пределах 0,1—0,3 в), которую легко удалось выполнить при помощи гайки 1и винта 2 по методике, приведенной в упомянутом номере журнала. Львовская область, г. Стрый, ул. Львовская, 44 О. Ч УШАКДемонтаж рычага переключения передач: 1 — рез иновая втулка; 2 — отросток вала; 3 — цапфа; 4 — пружина; 5 — с ъемник .Рычаг переключения передач автомобиля «Волга» ГАЗ-21 закреплен на отростке вала 2 (см. рисунок) двумя фигурными цапфами 3, которые разжимает довольно сильная пружина 4. Чтобы снять рычаг, а это может понадобиться, н апример , п ризамене резиновой противошумной втулки 1, нужно нажать обе цапфы одновременно. Я применил для этого очень простое приспособление: согнутый, к акпоказано на рисунке, кусок стальной проволоки диаметром 3 мм. Действуют им так. Нужно установить концысъемника5против отверстий в отростке вала 2, н ажать на торцы обеих цапф 3, с жать ими пружину 4и осторожно вынуть рычаг. Будьте внимательны, чтобы не потерятьцапфы , которые могут вылететь под нажимом пружины, если вы отпустите съемник . г. Киев-5, Крас* ^армейская, 88, кв. 6 В. Н ИКИТЕНКО38