мотогонкиЗакончился чемпионат мира, который проводился на 12 кольцевых трассах в шести классах машин. Минувшее первенство характерно четырьмя важными событиями. Во-первых, в классах 250< и 350 см 3 была нарушена гегемония японских машин ив пяти гонках приэолые места (в том числе и три первых -- в Австрии, Бельгии и Ирландии) были завоеваны на мотоциклах «МЦет», построенных в ГДР. Во-вторых, оно выявило талантливых гонщиков, которые ранее были малоизвестны. Это Р. Брон (Голландия), Я. Драпаль (Венгрия), Я. Сааринен (Финляндия), Б. Шийн (Англия). В-третьих, оно ознаменовалось подавляющим превосходством голландских спортсменов в 50-кубовом классе, где они обеспечили себе четыре места в шестерке сильнейших. И наконец, итальянец Джакомо Агостини стал десятикратным чемпионом мира, оставив позади по числу завоеванных почетных титулов прославленных асов прошлого Д. Сертисса, М. Хэйлвуда и К. Уббиали. Агостини выиграл в общей сложности 84 зачетных гонки в чемпионатах. Приводим итоги минувшего первенства. 50 см 3 : 1. Я. де Фрис (Голландия, «Крайдлер»); 2. А. Ньето (Испания, «Дерби»); 3. И. Шургерс (Голландия, «Крайдлер»). 125 см 3 : 1. А. Ньето («Дерби»); 2. Б. Шийн («Сузуни»); 3. Б. Янссон (Швеция, «Майко»). 250 см 3 : 1. Ф. Рийд; 2. Р. гульд (оба — Англия, «Ямаха»); 3. Я. Сааринен («Ямаха»). 350 см 3 : 1. Д. Агостини («МВ-Агуста»); 2. Я. Сааринен («Ямаха»); 3. К. Карлссон (Швеция, «Ямаха»). 500 см 3 : 1. Д. Агостини («МВ-Агуста»); 2. К. Тарнер (Англия, «Сузуии»); 3. Р. Брон («Сузуки»). 500 см 3с коляской: 1. X. Овесле и Ю. Кремер (ФРГ, «Мюнх-УРС»); 2. А. Бучер и И. Хубер; 3. 3. Ш ауцуи В. Калауш (оба - ФРГ, БМВ).терссон на машине «Марч-712М» (540 кг, 260 км/час) с двигателем «Косворт-ФордФВА» (4 цилиндра, 1599 см 3 , 240 л. с ) . Начав с картинга (чемпион Швеции в 1965 году, третий призер первенства мира а 1966 году), он в прошлом успешно выступал на автомобилях формулы 3, а с 1970 года стартует на более быстроходных, формулы 2 (кстати, в первенстве мира 1971 года Петерссон вышел на почетное второе место). Второе и третье места в чемпионате Европы завоевали аргентинец К. Рейтеманн и англичанин Т. Шенкен (оба на машинах «Брэбхэм-БТЗб»).В блокнот любителям спорта^ СКИЙОРИНГВряд ли это название о многом скажет читателям. Между тем за ним скрывается весьма популярный в ряде стран вид соревнований. Он пришел из Норвегии, где издавна увлекаются гонками лыжников, буксируемых оленями. Подобные гонки проводились в предвоенные годы и на рижском ипподроме, но не с оленями, а с лошадьми. А потом настало время, когда на смену лошадям и оленям в скийоринге пришли мотоциклы. В новом виде эти соревнования появились вначале в ГДР, затем в Венгрии, Югославии, Чехословакии. В 1963 году ими серьезно увлеклись спортсмены-досаафовцы Латвии. Первыми официальными соревнованиями надо считать розыгрыш переходящего командного приза, учрежденного Ленинским райисполкомом города Риги. В 1970 году уже состоялось первенство республики, а также матч команд Латвии и Карельской АССР, где снийоринг также получил признание. Что же это за вид спорта, который, кстати говоря, считается в нашей республике национальным? Соревнования по скийорингу могут быть личными и лично-командными. Трассу прокладывают по снежной целине и пригородным дорогам, закрываемым на время гонок. Она должна образовать замкнутую или незамкнутую кривую. Мотоциклист буксирует лыжника, который держится за веревку длиной 6 метров. В зависимости от ширины трассы одновременно могут стартовать до восьми пар скийорингистов. В целом правила скийоринга схожи с правилами мотокросса. гонка состоит чаще всего из трех заездов, каждый заезд длится 15 минут плюс два круга. Экипаж лишается зачета в заезде, если лыжник проедет какое-то расстояние в непосредственном контакте с мотоциклом или выронит веревку. На старте лыжники выстраиваются в одну линию, каждый в 25 метрах от своего мотоциклиста. По сигналу судьи оба одновременно трогаются с места, лыжник догоняет мотоциклиста захватывает конец веревки, и начинается гонка. Финиш дается по первому члену зкипаж а , пересекающему линию, причем лыжник обязательно должен держать в рунах веревку. Если участников много, проводят полуфинальные заезды и финалы. Пригодны лыжи всех типов, но дольше служат и лучше «бегут» слаломные. Мотоциклы подразделяются на две группы — дорожные и спортивные, каждая из них в свою очередь делится на кубатуры: одна группа — не свыше 175 смэ и другая — не свыше 350 смз. Э кипажи , которые пользуются шинами с шипами, соревнуются в «экстра-классе», где скорость порой доходит до 120 км/час. Снийоринг привлекает молодежь остротой спортивной борьбы, возможностью показать силу и ловкость. Особенно охотно стартуют в этих соревнованиях воднолыжники, слаломисты. Для них гонк и — прекрасная тренировка. В заключение одно пожелание. Снийоринг — спорт увлекательный и полезный. Провести такие соревнования не представляет труда, и хотелось бы, чтобы они вышли за рамки Латвии и Карелии. А. БРИЕДИС, председатель совета автомотоспортнлуба «Биерини» г. РигаВосемь этапов первенства Европы на серийных автомобилях выявили трех новых чемпионов нонтинента. В классе машин свыше 2000 см 3 почетный титул завоевал Д. Глемсер из ФРГ на немецкой машине «Форд-капри-2600РС» (6 цилиндров, 2940 см 3 , 285 л. с. при 7200 об/мин, 925 иг, 245 км/час). Голландец Т. Хеземанс первенствовал в классе до 2000 см 3 . Он шел на итальянсной «Альфа-РомеоГТАМ» (см. «За рулем», 1971, № 10). В классе до 1300 см 3 победил итальянец Д. Пинки на «Альфа-Ромео-юниор-ГТ» (4 цилиндра, 160 л. с. при 7000 об/мин 750 кг, 200 им/час).Первенство Европы 1971 года по горным гонкам (скоростной подъем на холм, см. «За рулем», 1971, № 1) снова выиграл австриец И. Ортнер на спортивном автомобиле «Абарт» с двухлитровым двигателем.АВТОРАЛЛИЛичное первенство Европы 1971 года разыгрывалось в 19 этапах на протяжении 10 месяцев. Наилучшую сумму очков набрал известный польский спортсмен Собеслав Засада, чемпион Европы 1966 и 1967 годов. Он выступал на машине БМВ-2002ТИИ и выиграл два зтапа — в ГДР и ПНР. Кубок социалистических стран по ралли в 1971 году разыгрывался впервые. После пяти этапов (в Болгарии, Польше, Венгрии, Чехословакии и ГДР) выявилось окончательное распределение мест в командном зачете: 1 — Чехословакия 37 очков); 2 — ГДР (33); 3 — Болгария 27); 4 — Венгрия (24); 5 — Польша (18). Наши гонщики участвовали только в трех зтапах.АВТОГОНКИВ одной из последних гонок 1971 года, проводившихся на трассе «БрэндсХэтч» в Англии, трагически погиб швейцарец йозеф Зифферт. Его автомобиль формулы 1 БРМ-160 на скорости 240 нм/час вышел из повиновения и врезался в земляную насыпь. 227 литров бензина, находившиеся в баках машины, вспыхнули, и гонщик погиб в огне. С пламенем не смогла справиться обязательная ныне для всех гоночных автомобилей система пожаротушения. Причиной аварии специалисты считают эанлинившее колесо. Такое объяснение выглядит правдоподобным, поскольку колеса БРМ-160 установлены не на общепринятых роликовых, а на игольчатых подшипниках, которые под действием резко меняющихся при движении автомобиля нагрузон склонны к заклиниванию. Главный конструктор фирмы БРМ Э. Саутгейт пошел на их применение, стремясь уменьшить размеры стоек подвески и вес' неподрессоренных частей. Зифферт был весьма перспективным гонщиком ив чемпионате мира 1971 года поделил сЖ . Иксом четвертое и пятое места.?Первенство Европы на автомобилях юрмулы 2 (рабочий объем не свыше 600 см 3 , вес не более 540 кг) в 1971 году включало восемь этапов. Звание чемпиона выиграл 28-летний швед Ронни Пе-КАРТИНГНа трассе «Черина» под Турином сильнейшие спортсмены 21 страны мира оспаривали титул чемпиона. Состязания проводились на машинах с двигателем рабочим объемом 100 см 3 (мощность около 20 — 22 л. с.) и без коробки передач. Сильнейшим был бельгиец Франсуа Гольдштейн. Он выиграл оба заезда и стал чемпионом мира 1971 года. Это звание он завоевывает уже третий год подряд. Последующие два призовых места у спортсмена из ФРГ Г. Петерса и англичанина В. Аллена. Длина одного круга на трассе «Черина» равна 1200 м. Участники первенства должны были в двух заездах пройти 50 кругов. Средняя скорость, достигнутая Гольдштейном в одном из заездов, составляет 86,2 км/час — довольно высокий показатель для соревнований по картингу.39