ной как завершение ремонта. Стенд пришлось создавать своимисилами по чертежами расчетам заведующего мастерской мастера спорта А. Шлапикаса (справа). Кстати, своими руками тут сделаныисушильная печь, из котороймотоциклыпослеокраскивыходят словно новые , и многиедругиебольшиеи малые приспособления, повышающие качество работы.В январском номере журнала была напечатана статья Ю . Соляникова « М о ­ ральный климат дороги». Автор ее вел речь прежде всего о взаимоотношениях людей , которых так или иначе связывает серая лента асфальта или грунтовой проселок, о тех вещах, от которых зависит и настроение, и благополучие их, и, не в последнюю очередь, безопасность движения. Поскольку вопросы эти не мо ­ гут не еолновать любого водителя, и профессионала и любителя, и бывалого и начинающего, сегодня мы продолжаем разговор, привлекая к нему читателей.5З десь научились обращаться не только с металлом. Здесь ремон ­ тируют и стеклопластиковые кузова, и щитки боковых прицепов кмотоциклам . С лесари Э. М ико лайтис иЛ . В едегис так заделаютпро ­ б оинустеклотканьюисмолой , что по ­ т омдажетрудно найти местоповрежде ­ ния.На дороге одному не прожить...Дорога... Емкое слово, за которым длинныеперегоныи ветер встекло , меняющиеся горизонты и уверенная песня мотора, радости и беды, и, к онечноже , в стречи . Они неотделимы от дороги , пос кольку она сама их предопределяет, их сулит. Одни встречитутже забыв аются , и через несколькоминут уж и лица не вспомнишь , и название селения выбросишь из памяти . От другихв сердце остаетсязарубка на всюжизнь . Иная встреча способна сделать человек а богаче, добрее, человечнее. А бывает наоборот, после какой - т о словно мир тускнеет. Часто после особо памятной встречи водитель, в ернувшисьдомой , т утже сад ится за письмоЕредакцию . Им владеет чувствоблагодарности , признательн ости , ж еланияпомочьдругим или гнева. Впрочем, судите сами. Житель Петрозаводска В. ЗОРИН взволнованно делится пережитым , расс казывает , к аквтрудной , а варийной обстановке выручили его незнакомые друзья - ш оферы , поделились даже тем, чем нельзя было делиться , — ш пилька ­ м и , с нятымис колес своихавтомобилей . И»позже, к огда перед Валдайскими подъемами отказалдвигатель , снова добрые умелые . р укивернулижизньавтомобилю . «Поверите, у меня душа запела, — п и ­ шет читатель, — Прошло уже много времени стогопамятного рейса. Но и сейчас тепло становится на сердце, к ог ­ да вспоминаю » . А втолюбитель В. Б АЛАШОВ из Ленин ­ г радской области проситот его именипоблагодаритьотзывчивыхлюдей , работ ающих на Клинской автобазе. Не счи ­ таясь со временем, о ни помогли ему отремонтировать «Запорожец». Но вот письмо из Коломны от Ю. Ш ТЫРКОВА . «На заправочной станции ко мне подошел автолюбитель ичуть ли не со слезами на глазах стал просить подшипник , чтобы доехать до дома. П одшипникя дал. Он обещал выслать, н аписать . Но прошлоуже больше года — а от него ни слова!» Разные встречи , р азныелинии взаим оотношений . И не пропавшегоподшип ­ н икажаль Ю. Ш тыркову , не из-за него он пишет . Ж аль ему утерянного довер ия , обидно за мелочногонеумного человека. Т акой не ценит доброго влюдяхиникогда не поможетдругому . А эта помощь порой так нужна ! Каждый может вспомнить знакомую нартину : автомобиль на обочине , человек, к опающийся под капотом . И ведь ему порой нужно тан мало — т олько еще бы две рукивпомощь , да добрый совет, да было быскемвыкурить по сигарете. Но проносятся мимо автомобили, нет дела торопливым людям до попавшегов беду водителя. Вот еще письмо . Р ассказываето случ ившемсяполтавчанин П. ГРИГОРЕНКО, шофер станциискороймедицинской пом ощи . «Был язимойв дальнем селе, у матери. Собрался ехать назад — автобус не идет (метель, гололед). В ышел на трассу Харьков — П олтаваи около трех часов стоял споднятойрукой , ч уть совсем не замерз . За это время мимо прошло машинпятьдесят , и ни одна не остановилась. У жкогдаяпотерялвсякую надежду, меня посадил к себе водитель «Москвича-408» № 42 — 69 ВИЖ. От радости я забыл дажефамилиюспросить . Прошу вас, поблагодарите от моего имени этого доброго человека и передайте ему наилучшиепожелания » . Человек благодарит человена. К ажется , за что тутблагодарить . Ведь ехал тотодин , т акпочемуже не подвезти попут ­ ч ика . Но в том-то и дело, что сплошь да рядом бывает, к огда человек стоит на обочине часами споднятойрукой , а мимо проходятавтомобили , в которых нашлось бы для него место. Если бы спроситьтакого « п роскочив ­ ш его мимо» водителя, п очему не остановился, о н , наверно, привел бы какой то объективный довод: поздно заметил и не хотел резкотормозить , о бочина слабая, место неудобное, т оропилсяи т. п. Но очень часто причина одна — черствость. Т акой человек начинает это пон иматьлишь тогда, к огда по воле обстоятельств сам оказываетсяв положении « п утникаудороги » или «нуждающегося в помощи». И тут мы уже затрагиваем основу основ: вопрос овоспитании . В самом деле. П олучил молодой парень «права», в автохозяйстве выдали ему автомобиль, отправили в рейс — и остался человек наедине сдорогой . Ему многорассказывали об автомобиле, у чи ­ ли правилам движения , г оворилио граф икахипланах . Но ктосказал ему, ч тов дороге нельзя оставлять человека один на один с бедой? Л ишьс годами приходит опыт и понимание, что НА ДОРОГЕ ОДНОМУ НЕ ПРОЖИТЬ. Где трудно — это случаетсяраньше . Там, где легче, — порой на это нужныгоды . Готовя хорошегоспециалиста (об автолюбителях и говорить не приходит ­ ся), м ы нередко забываем его воспиты ­ вать. А точнее, г оворим общие слова, а вот какихприменить на дороге — это предоставляем ему додумыватьсамому . Не умеем иной раз использоватьогром ­ ный моральный опыт, традиции дороги, совершенно конкретный смысл которых хорошо усвоен бывалымиводителями . Официально программыподготовки водителей не предусматривают на этот счетспециальнойтемы . Но мызнаемнаставников молодежи — преподавателей, и нструкторов , к оторыевтой или иной форме преподаютбудущим водителям « Н еписаныйзакондороги » . Письма читателей свидетельствуютотом , что этотопыт надо закрепить , т ак сказать, юридически, в перечне тем, охватываемых программами. Офицер-автомобилист из Грозного И. Г УГУЛАШВИЛИпишет : «Я считаю, настала пора ввести на автомобильномтранспорте что-то вроде «закона моря » . Ведь там помощьоказывается любому судну , т ерпящему бедствие. А автомоб иль — т оже своего рода судно!» А втордругогописьма , В. ЕГОРОВ из Рязани , предлагает устанавливать вдоль дорог плакаты с напоминаниями: «Водитель! Остановись ипомогитоварищу ! » Вероятно, эти советы заслуживают внимания , и те, к ого они затрагивают , к ним прислушаются . Но ничто не делается вдруг. И наивно было бы думать , что вот сзавтрашнегодняукаждого автомобиля, в ставшего из-за неисправности , будет скапливаться очередь из желаю ­ щ ихпомочь , а человек, п росящий , чтобы его подвезли, о кажется вынужденн ымвыбирать автомобиль. Но если каждый из нас вспомнит об этом разговоре , находясь в пути, — п риятных встреч станет гораздо больш е , а сама дорога покажется глаже икороче . И каждый водитель, о тправляясьвпуть , будет чувствовать рядом плечо друга. А с другом — н ипочем любая беда.В коллективе Каунасской моторемонтной мастерской трудится в основном молодежь , спортсмены-разрядники и даж е три мастера спорта. И у них, честное слово, есть чему поучиться. П режде всего — творческой инициативе, изобретательности, ответственности за выполняем ое дело, умению работать хорошо . «Тайсимас мотоциклу» — одна из мне гих мастерских, осуществляющих наряду сдругими работами и гарантийный ремонт мотоциклов «Ява». По отзывам чехословацких специалистов, здесь это делают наилучшим образом . Культура и качество технического обслуживания — одна из главных задач сегодняшнего дня в области сервиса. Для ее решениянужно собирать и обобщать положительный опыт. М ы рассказали об одном из примеров, заслуживающих самого широкого распространения. Б. СИНЕЛЬНИКОВ, спецкор «За рулем» г. Каунас Фото В. БарткусаИКПУ2i