Окончание. Начало на стр. 22.Много и других дел у областнЬй комиссии. Постоянной заботой остается улучшение организации движения: проверка состояния дорог, работы автобусных маршрутов, железнодорожных переездов, разметка улиц, установка новых дорожных знаков и указателей. Мы, конечно, не подменяем Госавтоинспекцию, а стараемся помочь ей и советом и делом, главным образом когда нужно содействие организационного порядка. В мае 1971 года была проведена представительная научно-практическая конференция, посвященная профилактике дорожно-транспортных происшествий. В ней участвовало 600 человек. Состоялись областные совещания актива автотранспортников и дорожников, семинары госавтоинспекторов области, поддерживалась постоянная деловая саязь с районными комиссиями по безопасности дорожного движения. Каковы же итоги всей этой разнообразной и трудоемкой работы? Следует признать, что уровень аварийности в области остается еще высоким. Однако статистика свидетельствует о наметившейся тенденции к улучшению дела. При значительном усилении интенсивности движения число дорожно-транспортных происшествий в минувшем году сократилось на 6,4 процента. Гораздо дисциплинированней и осторожней стали пешеходы. Количество происшествий по их вине снизилось еще заметнее. Значит, усилия общественности дают свои плоды. Не все еще получается так, как хотелось бы. Серьезную озабоченность вызывают самые неорганизованные участники движения — владельцы автомобилей и мотоциклов. Никто не контролирует, в каком техническом состоянии выводит на дороги свою машину любитель, как он сам подготовлен. Лишь очевидные ошибки и нарушения привлекают к нему внимание автоинспектора. Решить эту проблему можно лишь организационно, объединив всех владельцев автомобилей и мотоциклов в клубы. Трудностей на этом пути немало. По-видимому, следует подумать, как заинтересовать любителей стать членами клубов, может быть, привлечь их льготами в техническом обслуживании, получении стоянок и мест в кемпингах. Откладывать решение этого вопроса нельзя. Организованное техническое просвещение и воспитание авто- и мотолюбителей в клубах поможет существенно снизить аварийность на дорогах страны. Областная комиссия по безопасности дорожного движения внимательно следит за состоянием дел с аварийностью. Эти вопросы по ее инициативе рассматриваются облисполкомом и исполкомами на местах, служат основой при разработке конкретных мероприятий. А главное, удачные решения быстрее берутся на вооружение всеми активистами борьбы за безопасность движения. И это вселяет надежду на новые успехи. А. ВЛАСОВ, заместитель председателя Пензенского облисполкома, председатель областной комиссии по безопасности дорожного движенияЕСЛИ ВЗГЛЯНУТЬ СО СТОРОНЫПод таким названием в октябрьском номере журнала за 1971 год была опубликована статья Г. Зингера о некоторых причинах мотоциклетных аварий. Многочисленные отклики на это выступление еще раз убеждают в том, как много значат в безопасности движения неписаные правила — предвидение и осмотрительность в критических ситуациях. К начатому разговору проявили острую заинтересованность и те, кто недавно сел за руль, и бывалые водители. Это радует. Ибо первое условие, без которого, на наш взгляд, трудно рассчитывать на исправление явно неблагополучного состояния дел на дорогах, это всеобщая озабоченность проблемой. Сегодня мы предоставляем возможность высказаться по затронутым вопросам нашим читателям. Понятное дело, журнальные страницы позволяют изложить только самые характерные точки зрения. А первое слово мы даем автору одного из писем, которые пришли в редакцию еще до появления материала в журнале. «Делая левый поворот (или пересекая улицу), водитель автомобиля нарушил статью 88 (или 66) Правил, не пропустил мотоцикл, двигавшийся в прямом направлении, чем создал аварийную обстановку. При столкновении водитель мотоцикла получил тяжкие телесные повреждения». Так примерно формулируется причина аварии в каждых 40 из 100 протоколов о дорожных происшествиях с водителями мотоциклов в Мурманске и его окрестностях. Больше того, по этой причине случается 90 процентов всех столкновений мотоциклов с автомобилями вообще. Причем большая часть их приходится на летний период, дневное время и благоприятные дорожные условия. В чем же дело? — Не видел! Не заметил! — единственный ответ водителей автомобилей. Могли ли все эти водители не заметить мотоциклиста? Должны были заметить. Обязаны. И все же происшествия были... На мой взгляд, при длительной работе на автомагистралях с интенсивным движением, где значительную часть транспортного потока составляют грузовики, некоторые водители начинают невольно ориентироваться на них и перестают видеть опасность в маленьких двухколесных машинах. Замечали ли вы, как часто водитель автомобиля сокращает дистанцию до недопустимого предела, двигаясь за мотоциклом, и никогда не позволит себе этого, следуя за большегрузным автомобилем? Так что водитель автомобиля мог и заметить мотоцикл при повороте, но его зрительная память не отмечает приближающийся мотоцикл как сигнал опасности, не вызывает эмоций, не диктует соответствую-Возвращаясь к напечатанномущих действий. Все это при определенном стечении обстоятельств и служит причиной происшествий. Это, разумеется, не категорическое утверждение, но предположение, основанное на собственном опыте и некоторых данных ГАИ Мурманска. Медицине и автоинспекции следовало бы обратить на это внимание и разработать соответствующие рекомендации. Но и без них можно утверждать, что очень трудно, особенно в сумерках, заметить мотоциклиста. Темная одежда, темные шлемы и мотоциклы позволяют ему хорошо «маскироваться» на полотне дороги, а должно быть наоборот, потому что мотоциклист самый уязвимый участник движения. г. Мурманск В. АНТИПОВ Я за рулем мотоцикла 22 года и кое в чем не согласен с автором статьи «Если взглянуть со стороны». Он как бы оправдывает водителей автомобилей. Среди причин, снижающих обзорность водителю автомобиля, он называет грязь на стеклах. По-моему, это типично лишь для неряшливого водителя. Или относительно определения обстановки на слух. Мотоциклист в шлеме не слышит собственного двигателя, не говоря уж об окружающей обстановке. Просто на дороге все водители независимо от вида транспорта, которым они управляют, должны относиться друг к другу с уважением и предупредительностью. Волгоград А. АНДРИАНОВ Мне 36 лет, свыше 10 лет езжу на мотоцикле. К статье «Если взглянуть со стороны» у меня несколько дополнений. Сперва о слепой зоне за левым плечом водителя. Она не только у автомобилистов. Мотоциклисту, собирающемуся совершить обгон, тоже нельзя всецело полагаться на зеркало, а нужно обязательно оглянуться. Действительно, мотоциклист в неярком костюме на фоне дороги виден плохо, и, так как иметь легкую яркую куртку его никто не обязывает, а шлем обязателен, наши предприятия должны выпускать шлемы самых ярких расцветок. Много аварий происходит из-за отсутствия навыка и опыта поведения в аварийных ситуациях, неумения отрегулировать и подготовить мотоцикл к поездке. Как правило, регулировка тормоза переднего колеса ведется «до юза». При таком методе в случае экстренного торможения водитель психологически не может ослабить нажим на рычаг, переднее колесо идет юзом, мотоцикл становится неуправляемым, что часто заканчивается падением. Надо не доводить передний тормоз при нажатой ручке до юза, что обеспечит управляемость. г. Свердловск Г. ДЕРЗАЕВ26