Конкурс самодельных автомобилейМАРШ-ПАРАД В 3000 километровНа переднем плане «Орион» (главный приз конкурса), за ним — «КД» (первый приз).,Ч\\%\«Алмаз» (второй приз). «Турист» (третий приз).Автомобилисты — народ дотошный. Есть среди них такие, кто способен на слух определить болезнь двигателя и кому одного, мельком брошенного взгляда достаточно, чтобы назвать марку самого редкого автомобиля. Однако можно смело утверждать, что, окажись автомобильный знаток осенью минувшего года у центрального входа ВДНХ в Москве, он был бы обескуражен, увидев здесь полтора десятка машин, не похожих ни на одну из существующих моделей. Разгадка проста: это были самоделки, спроектированные и построенные конструкторами-любителями. А собрались они вместе, чтобы отправиться в традиционный девятый пробег на призы журнала «Техника—молодежи». Нет, не все автомобили поражали изысканностью форм и смелостью линий. Встречались тут и неказистые создания. Но были и такие, при взгляде на которые не верилось, что они изготовлены не в цехах завода, а в личных гаражах руками своих владельцев. Маршрут пробега проходил через Тулу, Орел, Киев, Ровно, Львов, а затем через Ужгород, Мукачево, Тячев. Он вел участников в Кишинев, а оттуда в конечный пункт — Одессу. Три тысячи километров прошли «самоделки». Скажем лишь, что трудностей было вдоволь, и самых разных. Это и длинные марш-броски, и горные серпантины Карпат, и ненастье. Однако график выдерживался строжайше. В организации большую помощь оказывали местные комитеты ДОСААФ. В каждом узловом пункте маршрута проводились выставки автомобилей и соревнования: фигурное вождение, скоростной подъем. Постепенно вырисовывалось, «кто чего стоит»... Покидая любой крупный город, колонна увеличивалась на одну-две машины. В результате в Одессу пришло в общей сложности четыре десятка автомобилей, представленных двадцатью шестью городами страны. Внушительное зрелище предстало перед одесситами. Сверкая яркими красками и хромом, поражая формой, двигались по Дерибасовокой спортивные открытые машины и туристские легкие «джипы», микроавтобусы и солидные семейные экипажи «под Волгу». На площади у знаменитого оперного театра открылся последний «автосалон» и были вручены награды участникам конкурса. Главный приз жюри единодушно присудило автомобилю «Орион», созданному 25-летним модельщиком Виктором Курганским из села Садки Полтавской области. Не только талант конструктора привел Виктора к победе. Он постоянно занимал ведущие места « а дополнительных соревнованиях. Первый приз получил московский художник В. Елтышев за автомобильспортивного типа из серии «КД», о которой уже рассказывалось в журнале «За рулем» (1970, Л 10). Этот автомобиль был отмечен в пробеге специальным дипломом журнала «За рулем», как наиболее отвечающий современным эстетическим требованиям. Второй приз завоевал слесарь из Донецка В. Лиговченко. Его интересный открытый «Алмаз» постоянно служил на парадах машиной командора. На третье призовое место претендовали многие экипажи. Присуждено оно автомобилю «Турист», построенному братьями Г. и Э. Бдаянами из Тбилиси. Эта машина удобна, устойчива, свободно вмещает пятерых и перевозит солидный груз. «Турист» был также отмечен дипломом журнала «За рулем», за наиболее рациональную компоновку. Невозможно перечислить все интересные модели, но некоторые «анкетные данные» об автомобилях-победителях и адреса их владельцев привести нужно. «Орион» — миюроавтомобиль типа «купе», два взрослых и два детских места. Кузов из стеклопластика, рама трубчатая, сварная. Передний мост от мотоколяски СЗА. От нее же колёса и рулевое управление. Двигатель от «Запорожца» модели «965», расположенный сзади, позволяет развивать до 120 км/час. Весит автомобиль 580 кг. Адрес владельца: Полтавская область, Кременчугский район, с. Садки, Курганский Виктор Иванович. «Алмаз»—открытый автомобиль типа «два плюс два». Кузов из фанеры, пропитанной смолами. Передний мост от «Моаквича-408» с некоторыми изменениями, задний — самодельный, типа «де-дион». Двигатель МеМЗ-966, расположенный впереди. Максимальная скорость — 100 км/час. Общий вес машины — 850 кг. Адрес владельца: Донецк-62, ул. Пионерская, 24-1, Литовченко Валентин Иванович. «Турист». Нижняя часть кузова из металла. Верх съемный, брезентовый, четыре двери, также съемные. Передний мост от мотоколяоки СЗА, усиленный. Задний — самодельный по типу ЗАЗ-966. Рулевое управление от «Гафлингера». Расположенный сзади двигатель К-750 позволяет развивать 80 км/час. Весит автомобиль 580 кг. Адрес владельца: г. Тбилиси-3, Дмакисская, 14, Г. Бдаян. В. ДЕМЧЕНКО, спецкор «За рулем» Москва—Киев—Львов—Одесса Предвидя, что этот материал вызовет живой отклик, хотим еще раз напомнить, что редакция не располагает чертежами «самоделок» и не консультирует по ним. Эта тема, к ак мы уже писали, широко освещается на страницах журналов «Моделист-конструктор» и «Техника—молодежи».1«