Ремни безопасности на «жигулях»Вопрос, нужно ли их ставить, не обсуждается: с января 1976 года наличие ремней и пользование ими на автомобилях, имеющих заводские точки крепления, станет обязательным. А это значит, что на всех моделях ВАЗа они к этому времени должны быть надежно и правильно закреплены. Между тем выяснилось, что владельцы машин столкнулись с неожиданными трудностями, когда начали искать точки крепления ремней, — нащупать заглушки через обивку и коврики невозможно, снять их непросто. Как же быть? На этот вопрос редакция попросила ответить инженера Управления главного конструктора ВАЗа Ю. М. ПОЛЕВА.В автомобилях Волжского автозавода с начала их производства предусмотрены специальные места креп ления для установки стандартных трехточечных ремней безопасности. Но из всех этих мест с вваренными усилениями и гайками «явные» лишь те, которые расположены на средней стойке. А где остальные? Под ковриками и обивкой. Сейчас мы найдем точные их координаты. Сначала — передние сиденья (на них ремни должны быть установлены обязательно). К ак мы только что сказали, верхние точки крепления диагонально-поясных ремней находятся на стойках. Собственно, на каждой по две таких точки — для того, чтобы можно было закрепить ремень выше или ниже, в зависимости от роста водителя и пассажира. Две нижние размещены: одна на полу, возле порога, другая — на туннеле пола (рис. 1) и закрыты резиновыми заглушками, поверх которых обивка и коврики.Следует помнить, что точки крепле ния ремней на туннеле расположены несимметрично — левая (водительское сиденье) на 18 мм ниже правой. За основу отсчета возьмем лонжерон кузова, на который опирается заднее сиденье. Распишем установку переднего ремня пооперационно. Выберем по высоте одну из пластмассовых заглушек на стойке, подденем ее отверткой и вытащим. Разметим по схеме (см. рис. 1) места, где предположительно должны быть, две остальные точки креплений. При этом учтите, что размеры на рис. 1 приведены без учета толщины обивки. У ВАЗ—2101 и «2102» на порогах она может колебаться в пределах от 2 до 6 мм, на туннеле — от 15 до 20 мм. Для модели «2103» эти цифры увеличиваются еще на 3—5 мм. Когда зона намечена, острым тонким шилом или длинной иглой прокалываем коврик и заглушку. Освобождаем от креплений и отгибаем вперед задний коврик, а затем аккуратно вырезаем в намеченных точках отверстия. В резиновых ковриках диаметром 16 мм, а в ворсистом на ВАЗ—2103 — 20 мм. Причем края отверстий в синтетическом материале на модели «2103» надо оплавить разогретым металлическим прутом, чтобы не распускалась ткань. После этого срезаем шляпки заглушек и вытаскиваем стержни. Теперь проверяем болтами резьбовые отверстия. Если резьба в каком-либо из них частично перекрыта кромкой металла кузова, подрезаем эту кромку. Наконец, кладем коврики на место, закрепляем их. Все готово — можно монтировать согласно инструкции сами ремни безопасности. В заключение поговорим о том, к ак поставить ремни для сидящих сзади. Сначала снимем подушку заднего сиденья, приподняв ее с установочных шипов и сдвинув вперед. Затем нужно снять спинку, отогнув крючки на арках колес и приподняв ее вверх. Следующий этап — отгибаем нижний край обивки перегородки и задний край обивки пола, а потом делаем вырезы по кронштейнам ремней (схема крепежных точек показана на рис. 2), — к ак видите, на заднем сиденье предусмотрены три ремня, для всех трех пассажиров.Рис. 1. Схема точек крепления передних ремней: 1 — стойка; 2 _ точка крепления на пороге; 3 — поперечина под задним сиденьем; 4 — левая точка крепления на туннеле; 5 — правая точка крепления на туннеле; 6 — туннель пола. Размеры приведены без учета толщины обивки.Ось нузодаПосле этого удаляем резиновые заглушки. Если у вас ВАЗ—2101 или ВАЗ—2103, нужно снять или приподнять обивку полки «задка», отогнув язычки по ее передней кромке, прорезать войлочную прокладку и пленку по отверстиям в панели. На модели «2102» удалите соответствующие заглушки на боковине. С 1975 года в войлочных прокладках вырезы делаются уже на заводе, и снимать обивку полки не требуется. Нужно лишь аккуратно вырезать отверстие в пленке. Место выреза хорошо прощупывается рукой. Так же, как при установке передних ремней, проверяем резьбу болтами и, если нужно, подгоняем отверстия. Затем ставим на место обивку полки, не закрепляя ее, и монтируем по инструкции ремни. Последняя операция — закрепляем обивку, возвращаем на места спинку и подушку заднего сиденья.Рис. 2. Схема нижних точек крепления задних ремней: 1 — для левого пассажира; 2 — для среднего пассажира; 3 — для правого пассажира. 32