В организацияхДОСААФДушевные контактыЕще не так давно в таджикском городе Курган-Тюбе, утопая в зелени, стоял небольшой ветхий домик. Правда, вокруг него всегда было оживленно: сновали автомобили, рокотали моторы, иногда раздавались строевые солдатские песни... Словом, неприглядное внешне здание знали в городе стар и млад1 Там размещался автомотоклуб ДОСААФ , пожалуй, единственное заведение, где можно было научиться управлять автомобилем и мотоциклом. А главное, там готовили шоферов для армии. В КурганТюбе старая традиция: посылать в Вооруженные Силы хорошо обученных ребят. Вот и шли они в автомотоклуб. Но там стало тесно. Это чувствовали и местные власти и руководители ДОСААФ республики. В одно, как теперь говорят, прекрасное время пришли к ветхому домику бульдозеры, скреперы и другая техника. И вскоре выросло на том месте красивое кирпичное здание — светлое, простор ное, одно из самых красивых, пожалуй, в Курган-Тюбе. А уж призывники были рады этому бесконечно. Теперь-то им представились возможности для овладения автоделом! Здание зданием. Конечно, для досаафовцев города — это событие. Но главное — по-новому надо было организовать дело. Теперь у входа в учебный корпус поблескивает свежей краской вывеска: «Автомобильная школа ДОСААФ » . Пока повременим входить в само здание — ознакомимся с прилегающей к нему территорией. Поражает простор и умелое использование площади: уютные, ухоженные аллеи из фруктовых деревьев соседствуют с большими асфальтированными площадками для стоянки техники, за которыми размещаются теплые гаражи-боксы. Поодаль, опять же разделенный зелеными насаждениями, оборудован плац для строевых занятий, к нему примыкают спортивные площадки и довольно большой водный бассейн. Молодой таджик, стройный, загорелый, перебегал с секундомером от одной группы к другой, отдавал какие-то распоряжения, что-то записывал. Вокруг царило оживление: ребята тренировались — одни в метании гранаты, другие в прыжках в длину, высоту, подтягивались на перекладине. Не пустовал бассейн — заплыв за заплывом... — Это свободные от занятий курсанты готовятся к сдаче нормативов ГТО,— пояснили мне. Идем в классы. Сразу их и не осмотришь. Начальник школы С. X. Хушмурадов рассказывает: — Знаете, когда перебрались, можно сказать, из развалюхи в эти помещения, оборудовали их по-современному, вроде бы не поверили сами себе: сколько же могут сделать руки человеческие, если их умело приложить! Теперь-то все уже в прошлом... Пятнадцать классов с утра до вечера не пустуют. В одних идет изучение устройства автомобиля, в других — правил дорожного движения, в третьих — лабораторно-практические занятия. А со двора уходят автомобили на городские и загородные трассы с инструкторами и курсантами — отрабатываются практические навыки по вождению. В общем-то картину, которую я нарисовал словесно, можно наблюдать в большинстве автошкол нашего оборонного Общества в разгар учебы. Но меня как-то особенно тронула глубокая заинтересованность в деле всего коллектива, некая, я бы сказал, одухотворенность, особенно если речь заходила об успеваемости, жизни, быте курсантов. Да и весь учебный процесс протекает так, что тут прежде всего думают о каждом питомце. Каким-то он станет, выйдя из школы, что он сможет, когда наденет солдатскую-форму. Потому и стараются вложить в него свои знания, опыт. И потребовать умеют, строгость применить. ...Идет обычное занятие. Преподаватель Ю. В. Мирошкин уже в который раз объясняет работу схемы электрооборудования ГАЗ—53. Трудно это дается ребятам, хотя все наглядно: перед ними бегут красные, зеленые, синие линии, точки на «живом» электрифицированном стенде, который, кстати, и смастерил Ми ­ рошкин. — Вот что, ребята... Преподаватель выключает табло. Обводит взглядом курсантов: — Один старый шофер-фронтовик рассказывал, что он чуть жизни не лишился из-за пустяка, м ожно сказать, — ключ зажигания попортил, не может в гнездо вставить, а тут гитлеровцы атакуют, вот-вот доберутся до снарядов, к о ­ торые в кузове. Недалеко наши артиллеристы. Как бы им эти снаряды пригодились! Время исчислялось несколькими минутами. Опытный воин сообразил. Завел-таки автомобиль и примчался к артиллеристам. Атака гитлеровцев была отбита. Преподаватель умолкает. Потом спрашивает: — Как вы думаете: что предпринял шофер-фронтовик? Снова загорелось табло, потекли светящиеся строчки. В классе оживление, лес рук желающих дать объяснение... Кажется, немудреный прием преподавателя, а эффект налицо. Ю. В. М ирош ­ кин умеет наладить душевные контакты с курсантами. Да один ли он? В. Н. Шевченко, Ю. X. Тавитов, М. М. Махмудов, на занятиях у которых мне довелось присутствовать, тоже умеют наладить контакт с аудиторией, применяя различные педагогические приемы. И не только на занятиях. Во внеурочное время они занимаются с отстающими, привлекают ребят к рационализаторской работе. Когда, например, В. Н. Шевченко мастерилдействующий стенд тормозной системы ГАЗ—53, у него было много помощников из числа будущих воинов-водителей. Явление закономерное: кто участвует в рационализации, тот и усваивает предмет глубже. Не случайно почти каждый из преподавателей и мастеров производственного обучения в личных социалистических обязательствах записал: шире привлекать курсантов к рационализаторской работе. Это лишь один пример того, как вдружном , спаянном коллективе школы люди относятся к делу. Здесь никто ив голове не держит мысли: «Провел-де занятие, «прошел» тему, а там хоть потоп»... Напротив, считается делом чести, что называется, повозиться с парнем, найти к нему индивидуальный подход, помочь, разбудить интерес к учебе, спорту, участию в общественной жизни. Во многом этому способствует социалистическое соревнование, которым буквально пронизана вся жизнь коллектива. «Соревноваться — значит добиваться большего» — под этим красочным транспарантом в просторном вестибюле размещен большой стенд, где вы можете ознакомиться с обязательствами автошколы, их выполнением, с портретами передовиков. Довелось мне присутствовать на собрании комсомольской группы, которая обсуждала итоги выполнения личных обязательств курсантамикомсомольцами. Группкомсорг Бути Хурамов, открыв собрание, рассказал, кто как учится, назвал лучших призывников, указал на недостатки. Краснеть пришлось тем, кто занимается не в полную силу. Им досталось от своих же товарищей. Редактор боевого листка Сергей Нидоев организовал несколько заметок об этом собрании. Листок-молния появился вскоре же после горячих дискуссий. Оперативность, действенность и боевитость вообще характерны для политиковоспитательной работы этой автошколы. Непосредственно ее планирует и возглавляет нештатный заместитель начальника школы А. М. Атабаев, но участвует в ней весь инструкторско-преподавательский состав Б. В. Шибаев, например, содержательно ведет политические занятия. А. Р. Абдулин выступает с политинформациями. Кстати, к этому делу нередко привлекаются офицеры горвоенкомата, комсомольские работники, члены отделения общества «Знание». Многое дают для героико-патриотического воспитания юношей встречи с ветеранами войны и труда, тематические вечера, просмотры военно-патриотических фильмов. Физическую закалку будущие воины-водители получают в спортгородке, на различных тренировках и состязаниях по военно-техническим видам спорта. Обычно к концу обучения более 90 процентов курсантов становятся значкистами ГТО, многие получают спортивные разряды. Душевные контакты, высокий уровень методической, военно-патриотической работы, прочная материально-техническая база позволяют коллективу кургантюбинской автошколы готовить для Вооруженных Сил технически грамотных водителей, физически и морально закаленных патриотов — защитников Родины. Н. СТАНОВОВ, начальник отдела ЦК ДОСААФ СССР