Пятилетке — победный финиш, X XV съезду — достойную встречу!Финиш пятилетки! Для всех предприятий, всех отраслей народного хозяйства это время подведения итогов, результатов больших трудовых усилий. Годы девятой пятилетки стали годами массовой автомобилизации. За 1971—1975 годы продажа автомобилей населению увеличилась почти в семь раз. Такой скачок стал возможным прежде всего благодаря вводу в строй Волжского автозавода, который, набрав проектную мощность, выпускает теперь 660 тысяч малолитражек в год. Крупный шаг вперед сделан ив создании сети станций технического обслуживания машин, на необходимость которой указывали Директивы XXIV съезда КПСС. Впервые эта проблема была выдвинута в ранг государственной задачи. К началу пятилетки в стране насчитывалось 362 станции автосервиса. Теперь их число достигло тысячи, а общая мощ ­ ность увеличилась до десяти тысяч рабочих постов. В службе «здоровья» автомобилей трудится 45 тысяч человек — втрое больше, чем пять лет назад. Намного возрос и объем услуг: с 35 почти до 250 миллионов рублей. Иными словами, об автосервисе сегодня можного ­ ворить как о новой отрасли. Передним краем ее без всякого преувеличения мы вправе назвать сеть специализированных предприятий Волжского автозавода. Доля машин, носящих марку «ВАЗ», в парке легковых автомобилей индивидуального пользования уже приближается к сорока процентам. И показатель этот будет расти. Столь большие масштабы выпуска машин потребовали принципиально нового подхода к организации системы автосервиса. ВАЗ первым среди автозаводов страны ввел так называемое фирменное обслуживание автомобилей, взяв на себя заботу о них на весь срок службы. Около десяти тысяч работников занято в специализированной сети автосервиса ВАЗа. Основа ее — технические автоцентры, построенные в ряде мест крупные современные предприятия, своеобразные цехи завода, вынесенные за его территорию, для обслуживания автомобилей «Жигули» в различных го ­ родах Советского Союза. Производственная площадь типового автоцентра почти десять с половиной тысяч квадратных метров. Здесь — современные стенды диагностики, специализированные участки, все возможности для того, чтобы ликвидировать любую неисправность. Вазовская сеть автосервиса исключает ненужные промежуточные звенья между заводом и потребителем. Сосредоточение в руках объединения АвтоВАЗ всего комплекса операций — изготовления, предпродажной подготовки, реализации, гарантийного ремонта, технического об ­ служивания и восстановительного ремонта, — устанавливает непосредственную ответственность изготовителя за судьбу выпускаемой продукции на всех этапах и способствует максимальному удовлетворению нужд владельцев автомобилей. 22РОЖДЕНИЕ ОТРАСЛИТехнические центры, размещаемые на территории республик, краев и областей, создадут единую заводскую систему гарантийного ремонта и технического обслуживания, управление которой будет осуществляться с помощью вычислительного центра. Каждый автоцентр, являясь головным предприятием в своей зоне, объединяет более мелкие станции технического обслуживания — стационарные и передвижные. Типовой центр рассчитан на 50 рабочих постов. Такая производственная мощность позволяет за год «лечить» 13 тысяч автомобилей. Получить же более мелкие услуги — это диагностика и регулировка, «косметика» (мойка) — здесь могут 42 тысячи машин. При кажд ом автоцентре проектируется магазин по продаже автомобилей и запасных частей. К созданию специализированной сети технического обслуживания ВАЗ приступил в 1972 году. А уже через год его станции автосервиса «посетило» 400 тысяч автомобилей. К концу девятой пятилетки с пуском всей опорной сети специализированных автоцентров эта цифра превысит миллион. Заводские станции технического обслуживания многое взяли от основного производства — есть на них и ОТК, действуют единые правила предоставления услуг, определены гарантийные сроки по основным видам работ и т. д. В то же время прочный союз сервисной сети с заводом позволяет ей оперативно переключаться на техобслуживание и ремонт новых модификаций «жигулей». Автомобиль в современных условиях все в большей степени становится предметом массового спроса. Но не только количество выпускаемых машин диктует необходимость расширения сети автосервиса. Несколько лет назад среднегодовой пробег автомобилей личного пользования не превышал 10 000 км . С появлением «жигулей» годовая «подвижность» машин резко возросла. Вполне резонно: больше ездишь, надо чаще заглядывать на станцию технического обслуживания. ВАЗ в предстоящие годы намечает значительно расширить количество и географию предприятий своей сети автосервиса. Особое внимание будет уделено сооружению так называемых «модульных» станций из легкосборных конструкций. Делаются первые шаги ив налаживании технической помощи непосредственно на трассе. Оснащение предприятий автосервиса передвижными мастерскими (для чего вполне пригодны РАФ, УАЗ) с необходимым набором инструмента, приспособлений и запасных частей позволит по телефонным вызовам автолюбителей, выезжать для устранения неисправности прямо на дороге. А. БЛОХНИН Фото автора