енные автошколы в Москве, Салавате, Куйбышеве, Хабаровске, Владимире и других городах. В республиканских центрах страны теперь совсем не осталось, а в областных —насчитываются единицы учебных организаций Общества, которые размещались бы в старых помещениях. А что представляют собой новые? Это трех-четырехэтажные здания — светлые, просторные, созданные по типовым проектам с учетом местной специфики. За областными центрами подтягиваются районные. 160 одно-двухэтажных зданий — таково число новостроек, введенных в эксплуатацию за четыре года пятилетки вго ­ родах и селах районного значения. Там размещаются преимущественно спортивно-технические клубы, готовящие водителей на хозрасчетных началах. Мы взяли принципиально новый курс в капитальном строительстве и на создание учебно-спортивных комплексов. Они могут быть по масштабам неодинаковы: в республиканском центре — один, в районном — другой (возможности-то разные), но все компоненты комплекса должны присутствовать в том идругом обязательно. Что представляет собой учебно-спортивный комплекс? Об одном из них — бердичевском (УССР) журнал подробно рассказывал (см. «За рулем», 1973, № 11, стр. 8 и вкладку). Интересны комплексы, например, в Шяуляе и Таганроге. Правда, ни тот ни другой еще полностью не завершены. Схема их такова: учебно-производственный корпус с тренажерными классами, о бщежи ­ тие для курсантов, автодром, теплые гаражи, мастерские, пункт технического обслуживания, спортивные городки, где ребята могут готовиться к сдаче нормативов комплекса ГТО. Как образец завершенного комплекса назову Хмельницкий. Там все сделано добротно, просторно, со вкусом. Особенно хотелось бы отметить жилое четырехэтажное здание, где размещается курсантское общежитие. Комнаты на 3—5 человек чистые, уютные. Будущим воинам созданы все условия для самоподготовки, политико-воспитательной работы и отдыха. Кстати, ЦК ДОСААФ СССР ставит задачу: в новом пятилетии обеспечить общежитиями если не все, то многие из наших автошкол. Это очень важное дело. Разобщенность курсантов, живущих по частным квартирам, неустроенный порой быт отрицательно сказываются на успеваемости, затрудняют военно-патриотическое воспитание будущих солдат. Каждой автошколе — автодром! Такова еще одна перспективная цель, намеченная нами на ближайшее время. Сейчас более 80 процентов наших учебных организаций уже учит на автодромах своих питомцев. И мы знаем: именно там выше уровень под-За нашу СоветскуюРодину!12 # Декабрь # 1975Ежемесячный научно-популярный и спортивный журнал Ордена Красного Знамени ДОСААФ СССР Издается с 1928 годаготовки, водительского мастерства. К сожа лению, кое-где этим пренебрегают. В частности, не имеют автодромов ряд автошког ДОСААФв Азербайджане, Краснодарское крае, Мурманской области, Латвийской ССР В десятом пятилетии перед нами стоят еще более масштабные задачи. Объем капиталовложений в строительство будет увеличен. Положение с капитальным строительством, как отмечалось на XXIV съезде партии и на последующих Пленумах ЦК КПСС, продолжает оставаться одной из самых острых проблем нашего народного хозяйства. Сроки ввода в строй новых объектов нередко растягиваются, качество работ порой невысокое. Все это добавляет забот и хлопот комитетам, руководителям учебных организаций ДОСААФ . Но какие бы трудности ни встречались, надо их преодолевать, продолжая наращивать материально-техническую базу, строить учебные здания, общежития для курсантов, гаражи, мастерские, пункты технического обслуживания. Без этого невозможно поднять качественные показатели в подготовке водителей на уровень требований, предъявляемых на нынешнем этапе автомобилизации. В традиции оборонного Общества широко развивать военно-прикладные виды спорта. Важное, достойное место среди них занимает автомотоспорт, пользующийся огромной популярностью в стране. И естественно, чем прочнее спортивная база, тем больше возможностей для вовлечения новых и новых сил в орбиту состязаний, повышения мастерства спортсменов. Хотя, как уже сказано, основные капиталовложения были направлены на укрепление учебной базы, в девятой пятилетке мы израсходовали значительные суммы на различные спортивные сооружения — стадионы, треки, мотодромы, трассы, стрелковые тиры. За две последние пятилетки введено в эксплуатацию 10 мо ­ тотреков. Недавно вступила в строй первая очередь огромного спортивного комплекса, сооружаемого ЦК ДОСААФ Украины, — трасса для кольцевых гонок на окраине Киева. Длина одного ее круга составляет 4460 метров, а обустройство и покрытие соответствует международным требованиям безопасности. Как уже сообщалось в журнале, здесь имеются широкая стартовая зона, удобные боксы для тренеров и механиков, два судейских павильона, большая гостиница. В дальнейшем комп ­ лекс будет расширяться и оборудоваться новыми сооружениями, в частности намечено построить гаревый мототрек с мотобольным полем и картинговую трассу. Подходит к завершению сооружение шоссейнокольцевой трассы в Тбилиси, В новом пятилетии намечено начать строительство большого спортивного комплекса в Зеленограде — районе нашей столицы. Впервые в стране в составе этого комплекса проектируется дорожкас искусственным льдом для проведения мотоциклетных соревнований. Идет полным ходом проектирование современной шоссейно-кольцевой трассы вМин ­ ске. Капитальное строительство учебных и спортивных объектов, которое в еще больших масштабах будет развивать ДОСААФв новом пятилетии, является одним из важных средств привлечения трудящихся к активной оборонно-массовой работе, всесторонней подготовки молодежи к воинской службе, к защите социалистической Отчизны. Инициатива, широкое развитие соревнования, дальнейшее укрепление связей с советскими, хозяйственными органами поможет нам успешно решить строительные задачи в новой пятилетке.Молодые мотоциклисты i автомобилисты — участники VII Всесоюзного слета победителей похода комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народаНА ЗЕМЛЕЭто был незабываемый, волнующий, праздник юности, патриотический форум советской молодежи. На слет, посвященный 30-летию Победы над фашистской Германией, в Волгоград собралось 1200 победителей походов. Пять дней горел огонь слета на священной волгоградской земле. Пять дней юноши и девушки со всех концов страны демонстрировали свою готовность быть в первых рядах строителей коммунистического общества, всемерно укреплять обороноспособность любимой Родины. Демонстрировали свое единение с представителями старшего поколения, приехавшими на слет, — ветеранами минувших сражений, зачинателями стахановского движения. Воздавая должное мужеству, ратным подвигам защитников города на Волге, участники походов совершили марш «Дорогой славы героев Сталинграда», стояли в почетном карауле у Вечного огня, возложили Гирлянду Славы к монументу «Матери-Родине» на Мамаевом кургане. В торжественный день трудовой вахты они выдали восемь «плавок дружбы» на заводе «Красный Октябрь», работали на сооружении Волжского трубного завода, на строительстве основного здания музея Сталинградской битвы и многих других объектах. А потом победители походов участвовали в военно-спортивной игре «Победа», подготовленной под руководством председателя Центрального штаба Всесоюзного похода Маршала Советского Союза И. X. Баграмяна и прославленных полководцев-сталинградцев Маршала Советского Союза В. И. Чуйкова, генералполковника А. И. Родимцева, генералполковника И. М. Чистякова. В большом спортивном празднике на Центральном стадионе, в многочисленных состязаниях проявилась одна из важных особенностей нынешнего Слета — его военно-спортивная направленность. Вслед за показательными выступлениями физкультурников состоялись спортивные встречи, и среди них — многие по военно-техническим видам спорта, культивируемым нашим оборонным Обществом. Свое мастерство показали летчики, парашютисты, автомотоспортсмены ДОСААФ . В программе Слета были и мотоциклетные соревнования по фигурному вождению, где разыгрывались призы журнала «За рулем». С интересом наблюдали многочисленные зрители за тем, как спортсмены поочередно покоряли одну фигуру за другой, состязались в мастерстве, точности, быстроте. Комплекс, состоящий из десяти упражнений, лучше всех выполнили кандидат в мастера спорта москвич Валерий Мешалкин, второразрядник техник из Полтавы Владимир Липко и учащийся из Саратова Игорь Кожинский. Но не меньших похвал заслужил пятидесятилетний A. Новиков, наставник молодежи, возглавляющий ижевский юношеский автомотоклуб. Члены этого клуба каждый год отправляются в путешествия по местам былых сражений. На набережной Волги проходили соревнования по военному троеборью, включающему и мотоциклетную гонку. Здесь победу одержали мастер спорта B. Галстян (Армянская ССР), Б. Елисеев (центральная зона) и С. Быков, представлявший объединенную команду делегации профтехобразования, которой был вручен командный приз журнала «За рулем».1 •Венчала спортивную часть программы Слета комбинированная военно-спортивная эстафета. На девяти ее этапах стартовало более 700 человек. Шестой этап был мотоциклетным — доставка срочного донесения. В -.ом, что мотоциклы и мотоциклисты заняли достойное место в программе Слета, нет ничего удивительного. Все чаще и чаще в походы по местам боевой и трудовой славы отправляются группы мото- и автолюбителей — членов первичных организаций ДОСААФ , клубов и секций автомототуристов. В этом убеждала и развернутая в Волгограде выставка рапортов. Их вручали делегации от имени республик, краев, областей и отдельных организаций Центральному штабу Всесоюзного похода по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа. Фотоальбомы, схемы, текстовые материалы говорили о богатейшем опыте, накопленном в последние два года, за время седьмого этапа похода. В сокровищницу этого опыта внесли заметный вклад коллективы, которые взяли в поход ив поиск помощником мотоцикл и автомобиль. Победителем конкурсов по разделу учебных организаций и клубов оборонного Общества штаб похода назвал минский автомобильный завод и зеленодольскую автомобильную школу ДОСААФ Татарской АССР. Отмечен комитет ВЛКСМ минского тракторного завода, возглавивший пять походов по местам боев белорусских партизан и 2-го гвардейского Тацинского танкового корпуса. Рапорты поведали о замечательных делах автомобилистов и мотоциклистов, Мотогруппа туристского клуба «Гренада» совершила три пробега, последний изних, начатый в столице Белоруссии, прошел по маршруту Смоленск—БрянскОрел—Курск—Харьков и включал встречи с участниками боев, проживающими в этих городах. В Эстонии комсомольцыдосаафовцы рыбопромышленного объединения «Океан» совершили автомобильный поход по фронтовым дорогам 254-го гвардейского полка имени Героя Советского Союза Александра Матросова. Краснодон, населенные пункты в районе сражений на Орловско-Курской дуге посетила молодежь харьковского канатного завода, следуя на автомобилях. Автомобильные путешествия по местам боев в годы Великой Отечественной войны не раз предпринимали молодые сотрудники научно-исследовательского института города Димитровграда Ульяновской области. Автомотопробеги — одно из главных дел клуба «Патриот» из Каменск-Уральского, который ведет сбор материалов о ратных подвигах воинов Уральского танкового корпуса. О каждом из таких походов можно написать статью, брошюру. Вот один пример. Комсомольцы-активисты оборонной работы одного из ведущих предприятий Волгограда завода «Баррикады» отметили VII Слет 250-километровым мотопробегом по памятным местам Сталинградской битвы. В поход отправились 18 передовиков производства, ударников коммунистического труда, борющихся за право подписать рапорт XXV съезду КПСС. В их числе удостоенные чести быть сфотографированными у Знамени Победы Александр Дорофеев, комсорг цеха, электромонтер Иван Соломатин, слесари Владимир Мулялин, Игорь Котляревский и их товарищи. Из Волгограда вереница мотоциклов ИЖ, ЯВА, «Восход» с вымпелами отправилась в Малый Рогачик — поселок, возле которого в январе 1943 года, повторив подвиг Александра Матросова, погиб 19-летний комсомолец завода «Баррикады» Н. Сердюков. У памятника Герою Советского Союза Николаю Сердюкову состоялся митинг местных жителей и участников пробега. Далее они проследовали к селу Карповка, хутору Песковатка — местам ожесточенных схваток защитников Сталинграда с фашистскими захватчиками, а оттуда к хутору Вертячий к обелиску с пушкой — памятнику героям-артиллеристам. Завершился поход на Лысой горе — высоте, сыгравшей важную роль в оборонительных и наступательных операциях под Сталинградом. Возвратившись в родной город, мотоциклисты встретились с представителями дальневосточной зоны на Слете, поделились живыми впечатлениями о всем виденном во время пробега... На многотысячной манифестации в последний день слета участники приняли Обращение к советской молодежи, в котооом торжественно обещали родной Коммунистической партии, советскому народу своими делами, каждым прожитым днем быть достойными славы отцов. С окончанием волгоградского слета начался новый, восьмой этап Всесоюзного похода. Он посвящен знаменательным событиям — XXV съезду КПСС и 60-летию Великого Октября.Я. ШВАРЦМАН, спецкор «За рулем» Фото С. Ветрова г. Волгоград3