АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕлизится к завершению первый год десятой пятилетки. За этот короткий срок в советском авI томобилестроении произошло немало событий, важных для всего народного хозяйства, с какой бы стороны мы ни подошли к их оценке — технической, экономической, социальной. Начнем с того, что в канун открытия XXV съезда КПСС стал работать в наладочном режиме главный конвейер завода-гиганта в Набережных Челнах и 16 февраля !из ворот сборочного цеха предприятия-новостройки вышли первые автомобили КамАЗ. Одновременно завод в Ставрополе приступил к выпуску прицепов к этим мощным тягачам. На Белорусском автозаводе в Жодино в начале этого года были собраны самосвалы БелАЗ—549 грузоподъемностью 75 тонн, и на их базе был создан головной образец автопоезда-углевоза, вмещающего 120 тонн груза. Не отстали и минчане: их новый автопоезд МАЗ—6422-01, состоящий из трехосного тягача и полуприцепа, успешно прошел весь комплекс испытаний в суровых условиях Сибири и принят к серийному производству. Свое веское слово сказали з.иловцы — они начали серийный выпуск трехосных восьмитонных грузовых автомобилей. Наконец, новыми, более совершенными моделями порадовали уже в первые месяцы нынешнего года ВАЗ, АЗЛК и РАФ. Закончившуюся девятую пятилетку иногда называли пятилеткой автомобилизации. Слово, может быть, не очень благозвучное, но вот смысл происшедшего оно отразило довольно точно. Действительно, за всю историю своего существования наша автомобильная промышленность не знала таких высоких темпов развития, какие были достигнуты в 1971 — 1975 годах. Достаточно сравнить две цифры: в 1970 году в стране было выпущено в общей сложности 916 тысяч автомобилей разных моделей и назначений, а в 1975 году — 1964 тысячи. В два с лишним раза больше1 Особенно быстро росло производство легковых автомобилей, их выпуск увеличился за годы девятой пятилетки в 3,5 раза. Отличных результатов достиг коллектив объединения «АвтоВАЗ», обеспечивший высокую ритмичность производства и переюрыЕший проектный выпуск автомобилей при хорошем их качестве. Почти на 25% возросло производство грузовиков, на 35% — автобусов, на 55% — запасных частей. Существенно увеличился выпускБЕ. БАШИНДЖАГЯН, заместитель министра автомобильной промышленности СССР прицепного состава. Не стоит долго говорить о факторах, определивших бурное развитие отрасли, они известны, и главным из них остается высокая экономическая эффективность нашего автомобильного транспорта, идет ли речь о грузовых или пассажирских перевозках. Это обстоятельство дало основание предусмотреть в директивах на девятую пятилетку крупные капитальные вложения в автомобильную индустрию. Основные производственные фонды за истекшую пятилетку увеличились более чем вдвое. Реконструкции подверглись практически все заводы. Шестнадцать новых современных предприятий получила отрасль за пятилетку. В их числе такие мощные комплексы, как Волжский и Камский автозаводы, новое производство рижского завода в Елгаве, завод подшипников в Вологде. У автомобилестроителей появились возможности полнее удовлетворить растущие запросы потребителей, значительно расширить номенклатуру автомобилей. Выпуск их не просто вырос арифметически. На смену устаревшим моделям пришли машины более совершенные, экономичные, более удобные и безопасные. Если подсчитать общее число моделей и модификаций выпускаемых в стране автомобилей, цифры получатся довольно внушительные. В последнем году девятой пятилетки в СССР производилось 225 моделей имо ­ дификаций грузовиков, 62 — легковых автомобилей, 36 модификаций автобусов, 47 — прицепов и полуприцепов. Расширение номенклатуры продукции хотя и несколько осложняет технологию производства, зато приносит ощутимую выгоду нашему народному хозяйству в целом, поскольку дает возможность получать технику, наилучшим образом отвечающую конкретным условиям эксплуатации. Одновременно заметно улучшилось качество автомобилей, в самом широком смысле этого слова. Больше пятисот изделий отрасли удостоены Знака качества. Высокую оценку потребителей получили автомобили ЗИЛ—130 и ЗИЛ—131, ГАЗ—66 и ГАЗ—53А, автопоезда минского автозавода, автомобили уральского, кременчугского заводов. Далеко за пределами нашей Родины, на дорогах всех континентов можно увидеть •снискавшие широкую популярность «жигули». В этих и других моделях автомобилей потребителя привлекает многое, но прежде всего, как нам кажется, длительные сроки службы. В течение нескольких последних лет борьба за увеличение пробега до капитального ремонта, повышение моторесурса оставалась для советской автомобильной промышленности одним из самых важных направлений технической политики. Борьба эта потребовала немалых усилий, настойчивости, тем более что многое тут зависит от смежных отраслей индустрии. И сегодня можно с известным удовлетворением констатировать, что усилия эти не пропали даром. В среднем пробег советских автомобилей до капитальногоремонта за годы девятой пятилетки возрос примерно на 55%, со 120—180 тысяч километров до 200—300 тысяч. Ресурс двигателей основных моделей ярославского, заволжского, ульяновского моторных заводов, автозавода имени И. А. Лихачева увеличился в среднем в полтора раза. ак бы ни были значительны достижения нашей автомобильной промышленности в девятой пяI тилетке, все они — у же история. А жизнь, бурное развитие социалистической экономики ставят новые задачи, не менее сложные. В «Основных направлениях развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 годы», принятых XXV съездом КПСС, об этих задачах сказано выразительным языком цифр: к 1980 году суммарный выпуск автомобилей всех типов и моделей необходимо довести до 2,1—2,2 миллиона; объем годового производства грузовых автомобилей к концу десятой пятилетки надо увеличить до 800—825 тысяч, легковых — до 1,21 миллиона, автобусов — до 72 тысяч. Основной прирост дадут два наших автогиганта — волжский завод и камский промышленный комплекс. Сейчас на КамАЗе широким фронтом идут монтажные и наладочные работы. С выходом камского комплекса на полную проектную мощность суммарная грузоподъемность автопоездов, которые будут выпущены за год на базе камских автомобилей-тягачей, составит примерно половину общей грузоподъемности всех автомобилей, произведенных в 1975 году. Таково значение этого автогиганта для нашей автомобильной индустрии. Разумеется, свой вклад в общий прирост производства внесут и «ветераны» отрасли, на некоторых уже завершен большой объем работ по реконструкции, а на некоторых такие работы еще предстоит провести. Каким же типам автомобильной техники будет отдано в ближайшие годы наибольшее предпочтение? Ответ на этот вопрос диктуется стоящей перед автотранспортом страны в десятой пятилетке задачей повысить грузооборот на 45%. На первый план ставится дальнейшее развитие выпуска и повышение производительности грузовых автомобилей. Последнее обстоятельство особенно важно, и потому упор делается на увеличение выпуска наиболее экономически эффективных транспортных средств — автопоездов грузоподъемностью от 16 до 30 тонн. В связи с этим наряду с вводом камского комплекса намечено развитие производства и расширение номенклатуры автомобилей и автопоездов московского имени Лихачева, минского, кременчугского автозаводов. Если в 1975 году доля машин грузоподъемностью 8 тонн и выше составляла в выпуске 12,8%, то к 1980 году их удельный вес поднимется почти на 30%- К тому же сроку наши предприятия станут давать в два с лишним раза больше полуприцепов и на 35% больше — прицепов. Особое внимание уделяется автомобилям-самосвалам для сельского хозяйства, строительства, горнодобывающейКЗа нашу Советскую Родину!За рулем11 • Ноябрь • 1976Ежемесячный научно-популярный и спортивный журнал Ордена Красного Знамени ДОСААФ СССР Издается с 1928 года В ДЕСЯТОЙ ПЯТИЛЕТКЕпромышленности: к 1980 году намечается увеличить общий выпуск их в 1,7 раза, причем на производство будет поставлен ряд новых высокопроизводительных моделей, начиная от сельскохозяйственных самосвальных автопоездов ЗИЛ и КАЗ и кончая гигантскими 75- и 120-тонными самосвалами БелАЗ. Для повышения производительности труда транспортников не менее важное значение, чем грузоподъемность, имеет ассортимент подвижного состава. Намечен целый комплекс мероприятий, цель которых — развивать выпуск специализированных транспортных средств, соответствующих по конструкции требованиям в первую очередь — сельского хозяйства, а также строительства, торговли, бытового обслуживания населения и других отраслей. По сравнению с 1975 годом предусмотрен общий рост их производства в2 раза с одновременным расширением номенклатуры в 2,3 раза. Расшифруем эти цифры: выпуск автомобилей со специализированными кузовами намечено увеличить приблизительно в 1,6—1,8 раза, специализированных прицепов всех типов — вдвое, фургонов на шасси автомобилей и прицепного состава — в 2—2,3 раза, цистерн (по суммарной емкости) — в 2,5, полуприцепов-контейнеровозов — в 3—3,5 раза. Намечено и развитие производства очень нужных народному хозяйству многоосных внедорожных автомобилей, способных работать в резко пересеченной, заболоченной, пустынной, одним словом, труднодоступной для обычных машин местности, а также автомобилей для специфических условий эксплуатации в разных климатических зонах, в том числе — в условиях сурового Севера. Специализация коснется в известной степени и легковых автомобилей. Так, для удовлетворения главным образом потребностей сельских жителей будут расширены выпуск и [номенклатура машин повышенной 'проходимости: наряду с хорошо известными автомобилями ульяновского и луцкого автозаводов в текущем пятилетии будет начато производство новой, современной комфортабельной модели (с колесной формулой 4X4) ВАЗ—2121, как предполагается, до 50 тысяч в год. Автомобилей становится все больше, условия движения усложняются. И очень важно, чтобы водителю было удобно за рулем. Автомобилестроители стараются учесть этот фактор: вводятся особые конструкции, облегчающие управление, правилом становится обогрев кабины, приспособления, позволяющие устанавливать сиденье водителя в 'Наиболее удобное положение. А если понимать под термином «дорога» не только ленту асфальта, но и всю окружающую среду, в которой работает автомобиль, то станет ясно, как много еще предстоит сделать, чтобы известная триединая система «водительавтомобиль—дорога» стала совершенной. Здесь и повышение безопасности самой конструкции автомобилей, и уменьшение уровня шума, и снижение токсичности отработавших газов. В последние годы промышленность уже начала выпуск части грузовиков и автобусов, предназначенных к эксплуатации1*в городе, со специальной аппаратурой для работы на сжиженном газе. В 'Нынешней пятилетке предстоит значительно увеличить производство газобаллонной аппаратуры, улучшить ее конструкцию. Свою роль должна сыграть и «дизелизация» грузовых автомобилей и автобусов. Известно, что дизели потребляют на 25—30% меньше топлива, н е ­ жели бензиновые двигатели, и токсичность выхлопа у них намного ниже. ерьезная задача отрасли ив том, чтобы добиваться постоянной модернизации грузовых Iи обновления типажа легковых автомобилей. Определенные успехи здесь уже достигнуты, примером тому в первую очередь является продукция Волжского автозавода. Оптимальным, на наш взгляд, было бы положение, при котором серийно выпускаемая автомобильная техника модернизировалась бы ежегодно — вплоть до того момента, пока в производство не будет пущена новая базовая модель. Таким видится нам конкретный путь к решению проблемы качества продукции, столь глубоко и серьезно поставленной на XXV съезде КПСС. Важно, чтобы такой подход стал системой на всех предприятиях отрасли. В этом — залог постоянного повышения технических параметров продукции, достижения высоких показателей ее надежности и долговечности. Подобным образом должна решаться и проблема равнопрочное™ всех агрегатов и деталей автомобиля. А проблема эта чрезвычайно существенна, поскольку от ее решения во многом зависит и организация ремонта техники, и производство запасных частей. В самом деле, износ отдельных узлов и деталей современного автомобиля и по сегодняшний день остается очень высоким. К чему это приводит, известно. Часто из-за неисправности одного какого-то узла автомобиль простаивает дни и недели. Таких быстро изнашивающихся узлов и деталей в каждой конструкции, может быть, и не так много. Но именно они в основном создают повышенную потребность автохозяйств в запасных частях — потребность, не всегда, к сожалению, удовлетворяемую. Очевидно, конструкторским службам следует усилить внимание к созданию равнопрочных деталей и узлов, разработать прогрессивные, экономически целесообразные нормативы расхода запасных частей. В последнее время укрепились связи автомобилестроителей с теми организациями, которые пользуются их продукцией. Лихачевцы, горьковчане, минчане, ярославцы стремятся сделать такие связи еще более прочными, с тем чтобы, с одной стороны, получать полную информацию об эксплуатационных данных, а с другой — активно участвовать в самом процессе их ремонта. Многое предстоит сделать для совершенствования ремонта и технического обслуживания легковых автомобилей, находящихся в личном пользовании. За годы истекшей пятилетки число легковых автомобилей, ставших собственностью граждан, возросло в стране в 2,7Сраза и составляет сейчас около 4 миллионов. Ожидается, что к 1980 году их количество достигнет примерно 7,6 миллиона, то есть увеличится почти вдвое. Вполне понятно, что это повлечет за собой и резкий рост выпуска запасных частей. Эффективное же использование запчастей в значительной степени зависит от организации гарантийного и текущего ремонта автомобилей, их технического обслуживания. Наиболее перспективную форму нашли работники Волжского автозавода. Еще в 1972 году они выступили с инициативой создания специализированной системы технического об ­ служивания и гарантийного ремонта своих автомобилей. И за четыре года опытом, практикой доказали ее высокую выгодность и удобство для миллионной армии владельцев «жигулей». Теперь дело за тем, чтобы опыт этот стал достоянием и других автозаводов. ольшой объем работ, связанных с наращиванием производства и дальнейшим повышениI ем качества автомобилей, потребовал не только значительных усилий, но и ряда мер организационного порядка. В настоящее время в автомобилестроении проводится перестройка системы управления предприятиями. Ее цель — концентрация и еще более глубокая специализация производства. Созданы производственные и всесоюзные промышленные объединения. Крупнейшие объединения-комплексы уже созданы на основе таких головных предприятий, как московский завод имени Лихачева, горьковский автозавод, московский автозавод имени Ленинского комсомола, Волжский автозавод, минский, запорожский, кременчугский и другие. Завершена организация производственных объединений, в которые входят предприятия, выпускающие автобусы, прицепы, подшипники, автотракторное электрооборудование, мотоциклы и велосипеды. В последующем все они будут связаны с министерством единой общегосударственной системой сбора и обработки информации, необходимой для правильного, научного учета, планирования и управления. Выступая перед коллективом московского автозавода имени Лихачева в связи с награждением предприятия орденом Октябрьской Революции, Генеральный секретарь Центрального Комитета КПСС Л. И. Брежнев особо подчеркнул, что необходимо всемерно улучшать качество работы всех производственных иуп ­ равленческих звеньев. «По-настоящему эффективно организовать коллективный труд, — говорил товарищ Брежнев, — задача огромная, требующая большого внимания не только руководителей, Современное производство требует, чтобы каждый работник ясно представлял себе свое место в трудовом процессе, знал, что и зачем он делает, что от него зависит, чувствовал, что его труд — необходимая часть общей работы». Понимая всю ответственность своего труда, автомобилестроители полны решимости дать народному хозяйству страны, миллионам наших граждан мощные, экономичные, долговечные и красивые автомобили.Б