— Какие? — поинтересовалась я. — Отзывчивость и беспокойство. Равнодушные люди в ГАИ не задерживаются. У нас служба, как говорится, ненормированная. Часто ни выходных, ни праздников. Не каждый такое выдержит. А Саша выдержит. Закалка у него хорошая, семьей дана, армией. Мы соседи. А мама его, Лидия Андреевна, моих детей учила. Хозяйка... В Донецке я не раз слышала это слово. Имея так много значений, применительно к Лидии Андреевне звучит оно гордо. Хозяйка порядка, хозяйка слова. А вот в семье хозяйкой, пожалуй, старшая дочь Лариса. После тяжелой болезни Лидию Андреевну все опекают, начиная от сына и кончая десятилетним внуком Женькой. И все-таки она хозяйка. /Своего времени. Это качество досталось ' е й от военной профессии. Оно ей пригодилось в школе. Эту способность воспитала она в детях. «Буду учиться в институте. Конечно, на вечернем отделении», — сказал как-то Александр, «Пора, — поддержала его мать. — Среднего образования сейчас, пожалуй, мало». У Саши трудный участок — огромный отрезок Киевского проспекта, куда входят железнодорожная станция и автовокзал. Широкая, загруженная транспортными потоками магистраль соединяет город с аэропортом. Киевский проспект называют городскими воротами. Работать здесь непросто. Но, видимо, руководство ГАИ не без основания поставило у этих «ворот» Сашу Овчаренко. — Перспективный парень, — отзывается о нем начальник ГАИ Анатолий Андреевич Слюсаренко. — И собранный, — добавляет его непосредственный командир Игорь Андреевич Михайловский. — Понимаете, инспектор всегда на виду, и у водителей, и у пешеходов, Почти как артист. Должен знать назубок свою роль, соответственно держаться — быть подтянутым, вежливым. Бытует еще в отношении водителей к инспекторам что-то заведомо недоброжелательное, В этом доля и нашей вины. Порой ставим себя как бы судьей над провинившимся. Недостает скромности. А эта черта ох как необходима в нашей профессии. У Саши она есть. Потому и участок дали ему трудный, с перспективой на будущий опыт. Дорога — не единственный участок его работы. Во многих школах Донецка организовали внеклассные занятия по правилам движения. Ведут их инспекторы ГАИ. Занимается с первоклассниками и Александр Овчаренко. Его уроки больше похожи на игру. «Мама посоветовала, — говорит Саша. — Малыши так лучше усваивают». ...Она и сейчас чувствует себя на посту. Из-за болезни пришлось расстаться со школой, но не с педагогической работой. Инструктор обкома ДОСААФв нештатном отделе военно-патриотического воспитания, она не отказывается ни от одной лекции, ни от одного выступления перед рабочими, студентами, допризывниками. И как военными наградами, дорожит она грамотами и Почетным знаком ДОСААФ . Для мира воспитала она тысячи учеников. На мирных дорогах управляет движением ее сын. И Лидия Андреевна спокойна. Она уверена в своем сыне. Е. ЮДКОВСКАЯ, спецкор «За рулем» г. ДонецкС ТАТИСТИКАA nPf » w m - i y *-41-№»ижв-.1Э1Хинформирует внии безопасности дорожного движенияМВПРОИСШЕСТВИЙДСССРИз-за технической неисправностиПредпринятые в последние годы меры для повышения надежности транспортных средств в эксплуатации — укрупнение автохозяйств, расширение сети станций технического обслуживания, совершенствование конструкции и технологии изготовления автомобилей и мотоциклов, широкое внедрение средств диагностики не прошли бесследно. За истекшее пятилетие количество ДТП из-за технической неисправности транспортных средств сократилось почти на 25 %i а доля в общем числе происшествий уменьшилась почти в полтора раза и колеблется в отдельных союзных республиках от 2,4% (Грузинская ССР) до 7,9% (Туркменская ССР). Однако абсолютное количество ДТП из-за технической неисправности еще достаточно велико. Например, в Краснодарском крае в минувшем году по этой причине случилось 445 ДТП, при которых погибло 96 и ранено 439 человек, в Пермской области — соответственно 257, 46 и 200, в Одесской области — 148, 35 и 134. При этом следует отметить, что почти все эти происшествия можно было предвидеть, ибо возникали они в результате эксплуатации заведомо технически неисправных машин. В Краснодарском крае такие ДТП составили 95,2% от общего количества происшествий по причине технической неисправности транспорта, в Пермской области — 96,1%, в Одесской области — 99,3%. Практически все дорожно-транспортные происшествия этой категории возникли из-за халатного отношения водителей и руководителей автохозяйств к техническому состоянию машин. Чаще всего аварии по технической неисправности случаются с грузовыми автомобилями — свыше трети всех происшествий этой категории. Количество ДТП, возникших из-за технической неисправности грузовых автомобилей, в 2,3 раза превосходит этот показатель у легковых автомобилей ив 2,7 раза — у мотоциклов, если считать на 10 тысяч транспортных средств каждого вида. Происшествия из-за технической неисправности грузовых автомобилей, кроме того, отличаются наиболее тяжелыми последствиями. К ак показывает статистика, в ряде республик из каждых 100 ДТП, связанных с неисправностью грузовиков, 24 кончается смертельным исходом, при этом в них погибает в среднем 27 человек. Из 100 таких аварий на мотоциклах 17 заканчиваются смертельным исходом (18 погибших), а на легковых автомобилях — .14 (16 погибших). Таким образом, приведенные здесь данные говорят, что для сокращения аварий из-за неисправности транспорта надо прежде всего улучшить техническое состояние грузовых машин. Правда, в последнее время отмечен рост такого рода аварий с легковыми автомобилями и мотоциклами индивидуальных владельцев. Так что и здесь оснований для успокоения нет. Какие же неисправности машин чаще всего приводят к авариям? У грузовиков половина всех происшествий связана с выходом из строя элементов тормозной системы: поломкой деталей тормозного привода, повреждением шлангов и трубопроводов и т. д. Неисправности рулевого управления (увеличенный люфт рулевого колеса, поломка деталей рулевого привода, рассоединение тяг рулевого привода и др.) и внешних световых приборов (неисправность или неправильная регулировка фар, неисправности стоп-сигнала, указателей поворота, габаритных фонарей) становились причиной соответственно 18% и 11 % аварий от всех ДТП данной категории. В 8% случаев они вызывались поломками деталей ходовой части ив 7% — дефектами шин (изношенный протектор, разрыв покрышки). Среди неисправностей легковых автомобилей также преобладают дефекты тормозной системы, хотя здесь они имеют несколько меньший удельный вес (40%). Но далее наибольшую опасность представляет неудовлетворительное состояние шин: 28% всех происшествий случается по этой причине. Еще 19% составляют аварии, вызванные неисправностями рулевого управления, 9% — ходовой части, 5% — приборов освещения. Совершенно иная картина у мотоциклистов. Тут наиболее распространенным дефектом является неисправность внешних световых приборов (43%). Треть всех ДТП возникает из-за дефекта тормозов, десятая часть — из-за неисправностей ходовой части. На долю шин и рулевого управления приходится соответственно 7% и 5% всех ДТП. Таким образом, статистика свидетельствует, что степень надежности одних и тех же систем у' легковых, грузовых автомобилей и мотоциклов, а стало быть, и вероятность возникновения у них той или иной технической неисправности различна. Водители это должны учитывать при обслуживании своих машин и при надзоре за их техническим состоянием. Во-вторых, надо усилить внимание к планово-предупредительным техосмотрам и ремонтам транспортных средств. Проведение их в сроки и объемах, предусмотренных правилами технической эксплуатации, позволяет длительное время поддерживать машины в работоспособном состоянии, предупреждать отказы и неисправности, а в случае их возникновения — своевременно выявлять и устранять. Невыполнение этих требований создает, к ак вы убедились, реальные угрозы безопасности движения. 27