Возвращение на пьедесталГеннадий Моисеев. Почти четыре месяца прошло с того дня, когда закончились XXI летние Олимпийские игры, а мы до сих пор находимся под их впечатлением, переживаем радость новой убедительной победы советского спорта. И хотя в олимпийский год другие соревнования, казалось бы, отступают в тень, есть среди них такие, что по накалу борьбы, по уровню достижений, по вниманию болельщиков можно было бы поставить в один ряд с олимпийскими. К ним относится и чемпионат мира по мотоциклетному кроссу. Популярность его необычайно высока. Вспомним: пятый этап в классе 250 см», проходивший у нас во Львове, собрал по самым скромным подсчетам полтораста тысяч зрителей. Борьба обострялась с каждым заездом и, как в мастерском спектакле, достигла пика в конце последнего акта. Ну ао техническом уровне нынешнего кросса свидетельствует мощность двигателей: 40 — 45 л. с. — почти на 15 — 20 сил больше, чем какой-нибудь десяток лет назад. Класс 250 см 3 всегда собирал сильнейших представителей мотокросса, и достижения в нем считаются наиболее почетными. У нас и раньше были здесь успехи. Дорожку на пьедестал почета проложил Игорь Григорьев. В 1965 году Виктор Арбеков поднялся на высшую его ступень. Этот результат лишь в 1974 году повторил Геннадий Моисеев. И вот теперь двое советских спортсменов с медалями — у Геннадия Моисеева серебряная, у Владимира Кавинова бронзовая, а с Анатолием Овчинниковым, занявшим седьмое место, — трое в десятке сильнейших! Вскоре после окончания чемпионата мира в редакции состоялась встреча, в которой приняли участие Геннадий Моисеев, Владимир Кавинов, главный тренер по мотокроссу Юрий Сухов. Они поделились впечатлениями о чемпионате мира и ответили на вопросы. Предлагаем здесь изложение содержания этой беседы. ВОПРОС: каковы главные отличительные черты чемпионата 1976-го? Г. МОИСЕЕВ, В. КАВИНОВ: пожалуй, усиление конкуренции на трассе. Мы выступаем в чемпионате мира сравнительно недавно, и то уже прямо на глазах борьба обостряется. Раньше на первое место в заездах претендовало два-три, ну четыре, пять человек, теперь десяток гонщиков может реально бороться за него. И мастерство их в целом выравнивается, и достоинства мотоциклов. А мощности сейчас такие же практически, как в классе 500 см 3 , больше уже и использовать нельзя. Из 12 этапов примерно треть проходит- на твердых, каменистых трассах, треть — на песчаных и еще треть — на земляных. Конечно, у каждого есть любимая трасса, но здесь шансы уравниваются. Первые места достаются с большим трудом. Для примера — такая цифра. В одном заезде за 23 секунды финишировало 7 гонщиков. Судья еле успевал делать отмашки. Не припомнишь такого из прошлых лет, всего одно очко уступил второй призер чемпионата X. Микколе. ВОПРОС: что же в таких условиях решающим образом влияет на результат? Г. МОИСЕЕВ: очень многое. Любая мелочь, любая случайность. Буду помнить третий этап, в Чехословакии. Я толькотолько входил в форму. В первом заезде удалось прийти четвертым. Во втором со старта тоже немного поотстал, но потом начал догонять ведущего. Обошел Микколу и тут чувствую, нто-то тянет за ногу, прямо стаскивает с мотоцикла. Пришлось 36 Владимир Кавинов. остановиться. Оказалось, на мотобот намоталась проволока. Пока распутывал, отстал, так и не удалось подняться выше четвертого места. А вообще, если говорить не о случайностях, а о закономерностях, то надо сказать, что сегодня половина успеха — это хороший старт. Если не ушел вперед — приходится обгонять, а это очень сложно: ведь на трассе в среднем до 40 гонщиков, а в Испании, например, было 54... ВОПРОС: простите, перебиваем вас; где вы предпочитаете делать обгоны? Г. МОИСЕЕВ: в прыжках на спуске, при выходе из поворота. В. КАВИНОВ: на входе в поворот. Г. МОИСЕЕВ: а старт складывается из многих элементов. Это не только реакция самого гонщика, его опыт, хорошее контрольное время на официальной тренировке, которое позволяет выбирать место на старте. Это и тщательная настройка машины — ее двигателя, трансмиссии, подвески на данные соревнования, и именно для тебя. У меня, например, ничего не получалось в первых двух этапах. Не рисковал предъявлять претензии к мотоциклу, думал, сам не готов. Но на третий этап представители фирмы привезли по моей просьбе другой мотоцикл. Он вел себя по-другому, и я уже ехал уверенно. Ю. СУХОВ: хочу заметить, что сейчас в подготовке гонщика все большее значение приобретает знание техники, чувство машины, если можно так сказать. В этом отношении наши ведущие мастера находятся на уровне инженера-испытателя. ВОПРОС: любители мотонросса уже знают, что на предпоследнем этапе, от которого решающим образом зависело распределение призовых мест в чемпионате, в первом заезде наши лидеры лишились верных призовых мест и уступили своему главному сопернику X. Микколе из-за того, что за два круга до финиша у них кончился бензин; переживают, спрашивают, как это могло произойти, кто виноват — ведь такого еще не бывало. Г. МОИСЕЕВ, В. КАВИНОВ: случай досаднее не придумаешь. Действительно, такого еще не было, потому и трудно предвидеть, а теперь — виновных искать. Сложная трасса со скоростными и тяжелыми песчаными участками. Для нее поставили жиклеры с большим сечением, помногу приходилось ехать на низших передачах — вот так все и получилось, кстати, не у одних только нас. Теперь будем умнее. Как говорят, век живи — век учись. ВОПРОС К ГЛАВНОМУ ТРЕНЕРУ: оцените, пожалуйста, в целом выступление нашей команды в чемпионате. КО. СУХОВ: если охарактеризовать его одним словом — успешное. Это не только мое мнение. Так считают руководители технического спорта, специалисты. Конечно, чемпионские звания, которых уже добивались дважды наши гонщики, радовали всех нас. Но это были все-таки единичные достижения. А теперь мы уверенно можем говорить об успехе отечественной школы мотокросса, о том, что налаживается подготовка подкрепления ведущим мастерам. Лучшее свидетельство тому — седьмое место молодого Анатолия Овчинникова, не дрогнувшего в борьбе с именитыми соперниками и улучшавшего результаты от этапа к этапу. Не так-то просто добыть в этой борьбе четыре вторых места в заездах. Хочу отметить, что это результат общей работы, которую ведут тренеры сборных команд и наставники спортсменов на местах. ВОПРОС К СПОРТСМЕНАМ: расскажите, пожалуйста, о своих тренерах, о том, как вы работаете. Г. МОИСЕЕВ: с первых шагов тренируюсь у Кирилла Александровича Демянского. Благодарен ему, если чего-то достиг. Он помог мне приучить себя к регулярным занятиям, к тому, как поддерживать постоянную форму. Это очень важно, ведь чемпионат мира длится пять месяцев, так что можете представить, что такое столь продолжительный пик. Соответственно планируем участие в других соревнованиях, считаем, что регулярные старты способствуют поддержанию формы. Многие знают, что у меня в прошлом году была сломана рука. Спасибо профессору Тначенко: он за сорок дней поставил меня в строй. С пятого этапа начал уже выступать в чемпионате, но так до конца его и не нашел себя. По мере того, как я взрослел, менялись формы нашей работы с тренером. Сейчас мы поступаем так: составляем параллельно планы — он и я, сопоставляем их и делаем окончательный вариант. К радости обоих, планы эти всегда очень близки, вот что значит взаимопонимание. Я сторонник работы с постоянным тренером, если все идет, конечно, нормально. В. КАВИНОВ: я занимаюсь все время в ниевском СКА. Много и полезно работал со мной Юрий Игнатьевич Трофимец. Сейчас планировать подготовку мне помогает Владимир Николаевич Дудко. С ним и советуюсь. У меня тоже был перерыв в выступлениях на чемпионате мира и тоже не очень-то после него получалось. До сих пор не нашел четкого соотношения физической и ездовой подготовки. Сила и выносливость кроссмену очень нужны. Особенно почувствовал это нынешним летом, выступая на треках Западной Европы, где стояла необычная жара. Мышцы сводило порой после гонок. Но в тренировках я, пожалуй, перебрал с общефизическими занятиями в ущерб езде, которая тоже, в общем-то, развивает, причем именно те физические качества, которые нужны в кроссе. Стараюсь анализировать свои действия, свое состояние. Учусь, хочу стать тренером. Люблю, когда вонруг ребята, стараюсь позаниматься с ними, когда есть возможность. Надо думать ио смене, ногда-нибудь придется ведь сойти с трассы. хотя и очень люблю кросс. Г. МОИСЕЕВ: тоже хочу стать тренером, учусь, а там видно будет, как получится. Вспоминаю себя мальчишкой, впечатление, ноторое произвели на меня соревнования в Юкках, под Ленинградом, где Аобеков боролся со знаменитым Робером. Это было в 1964 году. Тогда яи пришел в мотокросс. А теперь, вроде, чувствую себя в долгу перед нынешними ребятами. Ю. СУХОВ: хочу в заключение подчеркнуть, сколь важен пример чемпионов для молодежи. Здесь как бы обратная связь: каждый успех в чемпионате дает новый приток в секции, в ДЮСТШ, а где как не там рождаются чемпионы будущие. В свое время на юношеских соревнованиях были замечены и приглашены на всесоюзный сбор и Моисеев с Кавиновым (с того времени они и знакомы, выступают рука об руку). Сборы такие теперь стали регулярными. С подающими надежды ребятами занимаются квалифицированные тренеры. Пришла пора подумать ио следующем шаге — о специальной школе-интернате, где с ранней поры можно было бы методично готовить гонщиков экстра-нласса, как это делается в других видах спорта. Ведь мы, тренеры, должны все время думать ио завтрашнем дне. Г. МОИСЕЕВ, В. КАВИНОВ: хотим поблагодарить всех, кто помогал нам готовиться и соревноваться, и заверить любителей мотоспорта: сделаем все, чтобы как можно лучше выступать в будущем году. Чувствуем, что у советской сборной есть для этого силы. Встреча в редакции происходила накануне отъезда наших спортсменов в Швейцарию на «Трофей наций» (неофициальное первенство мира в классе 250 см3). Сейчас можем поздравить Геннадия Моисеева, Владимира Кавинова, Анатолия Овчинникова и Юрия Худякова, завоевавших в этом ответственном соревновании почетное второе место.