ЗА СТРОКОЙ РЕШЕНИЙ СЪЕЗДАРасширить типаж и производство специализированных видов автомобилей с учетом требований сельского хозяйства, торговли, бытового обслуживания, здравоохранения, промышленности, строительства и других отраслей... Из «Основных направлений развития народного хозяйства СССР на 1976 — 1980 годы» Уже давно нас перестали удивлять чудеса панельного строительства. Жилые кварталы, целые микрорайоны вырастают буквально на глазах. Казалось бы, какое отношение имеет этот факт к автомобилю? Оказывается, самое непосредственное. Индустриальные методы строительства, позволяющие выиграть столь много времени, сэкономить трудовые затраты, не увидели бы жизни без специализированных автомобилей. Благодаря панелевозам и другим «возам» стало возможным делать дома из крупных стеновых панелей (их можно возить только в проектном или близком к нему положении), блоков и других громоздких сборных элементов. Это один из примеров, когда специализация подвижного состава стимулировала развитие новых методов производства. Панелевозы — представители огромной армии машин, максимально приспособленных к перевозке определенного вида груза — цистерн для жидкого топлива, фургонов для самых разнообразных товаров, самосвалов, самопогрузчиков и т. д. и т. п. Все эти машины в отличие от специальных, скажем, пожарных и поливо-моечных, выполняют только транспортную функцию. И в то же время они существенно отличаются от своих универсальных собратьев — в основном устройством кузова, но нередко и конструкцией шасси. Это вызвано как раз их спецификой — необходимостью приспособления к движению в определенных дорожных условиях, с конкретным грузом, с механизмами для загрузки и разгрузки. Индивидуальные особенности специализированного подвижного состава диктуются необходимостью охлаждения кузова или, наоборот, подогрева, требованиями сохранности грузов — пылящих, текучих, скоропортящихся, длинномерных и многих-многих других. Ассортимент машин, предлагаемый нашими заводами народному хозяйству, с каждым годом расширяется. В десятой пятилетке советское автомобилестроение делает новый шаг на пути к дальнейшему развертыванию выпуска специализированных машин — это отвечает требованиям технического прогресса. В чем же достоинства специализированных? Чем выгоднее этот автомобиль, если у него и кузов тяжелее от различных приспособлений, а следовательно, несколько ниже грузоподъемность, чем у базовой универсальной машины, и потеря универсальности затрудняет улучшение использования пробега? Прежде всего, без современного специализированного подвижного состава не могли бы развиваться некоторые виды индустрии. Это ясно хотя бы из примера с панелевозами, которые были вызваны к жизни нуждами нашего строи3. «За рулем» № 11тельства и, в свою очередь, помогли ему набрать небывалый темп. Не менее значительную роль в народном хозяйстве сыграли большегрузные автомобили-самосвалы в карьерах. Белорусские великаны позволили масштабно решить проблему добычи полезных ископаемых открытым способом, более экономичным, чем шахтный, и особенно перспективным при неглубоком залегании полезных ископаемых на сибирских месторождениях. Может показаться, что такие большегрузные автомобили, как БелАЗы, слишком дороги, чтобы получить широкое распространение. Однако эта дороговиз-обстоятельств. Перевозки контейнеров, например, можно организовать по методу с так называемыми оборотными полуприцепами, когда один стоит под загрузкой, другой под выгрузкой, а третий в пути. И недаром в десятой пятилетке в общем росте производства специализированного подвижного состава пальма первенства принадлежит полуприцепам-контейнеровозам. Специализированные машины (см. вкладку) у нас строят более чем 300 заводов, принадлежащих министерствам автомобильной промышленности, автомобильного транспорта, химического ма-СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕна с лихвой окупается сокращением затрат на подъездные пути — им доступны большие уклоны и подъемы, малые радиусы закругления, им не требуется большая погрузочная площадка, для них легче перемещать съезды по мере отработки горизонтов. А с увеличением грузоподъемности этих машин растет экономически выгодное расстояние перевозок и снижается их себестоимость. На других примерах нетрудно убедиться во втором важном достоинстве специализированных машин — в их способности сохранять качество груза. На обычном бортовом грузовике невозможно защитить скоропортящиеся грузы от влияния внешней температуры, обеспечить санитарно-гигиенические условия перевозки многих продуктов, предотвратить порчу мебели или одежды и т. д. Для всего этого нужны специальные закрытые кузова — фургоны или цистерны. Иначе потери здесь будут слишком велики. А есть и вовсе «нежные» грузы, к примеру, суточные цыплята или свежая рыба. Мы уж не говорим о сложных для перевозки промышленных грузах, таких, как густеющие смолы, кислоты, аммиак или цементный раствор. Преимущества автоцистерн тут неоспоримы. Ведь полная сохранность груза—: это важнейшая задача транспорта, который, по сути дела, завершает процесс производства продукта. Значит, и здесь дополнительные затраты на более сложное оборудование экономически оправданы. Еще одно важное обстоятельство. В машине со специальным кузовом можно перевозить товары без транспортной тары и порой даже без цеховой упаковки. Таким образом, экономятся дерево, оберточная бумага, ткани, картон, проволока, гвозди и другие материалы. Высвобождаются рабочие руки: ведь тару надо изготовить. И этим не исчерпываются достоинства специализированных. Применение их в целом ряде случаев помогает механизировать процессы и погрузки и выгрузки и тем самым опять же сэкономить время и трудовые затраты. Определенные виды специализированного подвижного состава снабжаются нужными устройствами для разгрузки (вспомним самосвалы) или для обеих операций (цементовозы, различного вида самопогрузчики и др.). Особую перспективу имеют специализированные полуприцепы. Их возможности чрезвычайно велики по той причине, что они позволяют сохранить тягачам универсальное назначение и маневрировать ими в зависимости от шиностроения, легкого и пищевого машиностроения, строительно-дорожного. Среди них автомобили для перевозки самых различных грузов — молоковозы, хлебовозы, машины для нефтепродуктов, аммиака и азота, мебели и мусора, для строительных материалов. Перед всеми этими заводами, выполняющими важную программу, которая очерчена в «Основных направлениях развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 годы», встает сейчас задача создать более высокие мощности по всем видам специализированного транспорта и разработать новые, более совершенные модели машин. Главная роль в ее осуществлении принадлежит Минавтопрому СССР. Его заводы выпускают более 20 моделей одних только прицепов и полуприцепов для определенных видов грузов. 8 комплексе с ними универсальные тягачи ЗИЛ, МАЗ, КамАЗ эффективно используются на перевозках продуктов сельского хозяйства, строительных, различных промышленных грузов. Назовем для примера оригинальный двухъярусный полуприцеп ГКБ—9950, который может одновременно транспортировать семь автомобилей «Волга». Десяткам тысяч баз, столовых, магазинов, предприятий бытового обслуживания нужна разнообразная автомобильная техника, способная оперативно справляться ис доставкой так называемых мелкопартионных грузов. Именно для этих целей приспособлен, например, развозной фургон ижевского производства. В комплексе с несложным оборудованием фургоны успешно перевозят продукты, ткани, лекарства или газеты. Их применение все время расширяется. В десятой пятилетке ведущими заводами, поставляющими базу для специализированного транспорта, останутся ЗИЛ и ГАЗ, В этой работе участвуют также минский и кременчугский заводы. Большая доля ее ляжет на плечи КамАЗа. Есть предприятия, для которых специализированные автомобили — основная продукция. В Ереване, например, выпускают развозные фургоны, в Каспийске — машины с грузоподъемным бортом, в Шумерле — для перевозки яиц и цыплят, в Тарту — главным образом хлебовозы. Автомобиль работает сегодня во всех областях народного хозяйства. В десятой пятилетке наш автомобильный транспорт получит новое пополнение «специалистов». Н. СЕМИНА Иллюстрации — на вкладке13