СПРАВОЧНАЯ«НУЖНО ВСЕМ»Так назывался материал Г. Гаврилова, помещенный в разделе «Советы бывалых» (№ 5, 1976). Не всем автолюбителям, пожелавшим воспользоваться рекомендацией, удалось это сделать. Мы попросили автора конструкции самодельного мигающего фонаря дать дополнительные разъяснения. Наибольшее число вопросов возникло По поводу точек соединений схемы. Называем их: R,, R2 и минус С, нужно соединить с базой Т,, а Кз, R и Л, с коллекто< ром Та. Кроме того, резистор R, лу_чше взять с номиналом 1,6 кОм.ЗАЗ —968АЭ Кроме того, машина комплектуется экспортными вариантами фар, амортизаторов, отопительной установкой, стеклоочистителя, звукового сигнала. В экспортном исполнении и силовой агрегат- поверхность клапанов двигателя покрыта жаропрочным сплавом, допускающим кратковременную эксплуатацию на бензине АИ-93 (рекомендованное топливо _А - 7 6 ) . Генератор, карбюратор, катушка зажигания, провода высокого напряжения — также в экспортном варианте. Стоит ЗАЗ —968АЭ 4050 рублей. Напомним, что индекс модели двигателя выбит вместе с номером и годом выпуска на картере коленчатого вала возле бензонасоса. Маркировка выглядит так: «968 087654 76» или «968А 087654 76». А вот номера головок блока отливаются непосредственно на них самих. На МеМЗ—968 устанавливаются головки с такой маркировкой: «968—1003015А» или «968-1003015В». На МеМЗ-г968А: «968А —1003015» или «968А—1003015Б». Для двигателей МеМЗ надо применять масла М-12ГИ (летнее) и М-8ГИ (зимнее) ТУ 38-1-01-48-70 или ТУ 3810148-^5; М-12Г, (летнее), М-8Г, (зимнее) ТУ 38101415-73; М-8Б,У (всесезонное) ТУ 38101374-73. Использовать другие масла не рекомендуется.Приводим техническую характеристику двигателя ЗИЛ —157Д (в скобках отличающиеся данные по двигателю ЗИЛ —157К). Число цилиндров — 6; диаметр цилиндра — 100 (101,6) мм; ход поршня — 114 3 мм; рабочий объем — 5484 3 (5552) см ; марка бензина — А-76; мощность — НО (104) л. с. при 2800 (2600) об/мин; максимальный крутящий момент — 35 (34) кГм при 1400 об/мин; карбюратор — К88АЖ (К84М) двухкамерный (однокамерный); генератор — Г—250Л1 (Г —108В) переменного (постоянного) тока; вес с оборудованием и сцеплением — 575 (552) кг.О КАРБЮРАТОРАХ К301 И К301БМотолюбитель В. Мансаев из Ульяновска спрашивает о возможности замены карбюратора К301Б на мотоцикле «Днепр» MT — 9 карбюратором прежней модели — К301. Отвечают работники шадринсного автоагрегатного завода. Карбюратор К301Б отличается от К301 большей глубиной выреза в дросселе (3,5 вместо 2,8 мм) и главным жиклером большей пропускной способности (200' э вместо 185 см /мин). Если карбюратор К301 установить на «Днепр» МТ—9, повысится расход бензина при скоростях от 40 до 60 км/час, а с дальнейшим увеличением скорости двигатель будет перегреваться и терять мощность.ТРЕБУЕТСЯ ДРУГОЙ СТАРТЕР«Можно ли на мотоколяску вместо стартера CT — 351Б поставить стартер CT —354?» — спрашивает В. Гассан из Красноярска. Отвечают работники серпуховского мотозавода. Использовать стартер СТ—354 вместо СТ—351Б нельзя, так как у них разные шестерни привода (они имеют соответственно девять и восемь зубьев) и углы зацепления (20 и 15°). Взамен снятого с производства стартера СТ—351Б выпускается СТ—366, который вам и следует приобрести.ПОРШНИ НЕВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫВ. Якубов из Джамбулской области просит рассказать, возможна ли взаимозаменяемость поршней двигателей ВАЗ —2101 и МеМЗ —968, которые имеют одинаковый диаметр — 76 мм. Поршни двигателей ВАЗ и МеМЗ различаются между собой по конструкции. Различие обусловлено тем, что на «запорожских» двигателях применяются поршневые пальцы плавающего типа, то есть такой палец может проворачиваться ив бобышках поршня, и в верхней готовке шатуна. Крепится же плавающий палец по бокам двумя стопорными кольцами. которые устанавливаются в канавки бобышек поршня. У двигателей ВАЗ поршневой палец запрессован в верхнюю готовку шатуна, и поэтому в бобышках не" предусмотрены канавки для стопорных колец. И все же мелитопольские моторостроитепи провели испытания поршней «жигулей» на двигателях МеМЗ. Как сообщили нам на заводе, результаты неудовлетворительны: из-за различной тепловой характеристики двигателей воздушного (МеМЗ) и жидкостного (ВАЗ) охлаждения во время испытаний были случаи заклинивания поршней в цилиндрах. Поэтому об установке на «запорожский» двигатель поршней «жигулей» не может быть и речи.ПОСТАВЬТЕ НОВЫЕ ДЕТАЛИ«При пуске двигателя мотоцикла «ИЖ — Юпитер-2» рычаг кик-стартера иногда срывается и не вращает вал. В чем причина?» — спрашивает А. Колесниченко из Кустанайского края. Причина неисправности в том, что износились, а может быть, и сломались зубья на храповике пускового механизма или на наружном барабане муфты сцепления. Для определения и устранения неисправности положите мотоцикл на правый бок (чтобы не сливать масло из картера) и снимите левую крышку картера. Нажимая на рычаг кик-стартера, вы увидите, как зацепляются храповик с зубчаткой, выясните их состояние. Неисправные детали замените новыми.ЗИЛ—130 С «ШЕСТЕРКОЙ»«За последнее время в автотранспортных предприятиях появились машины ЗИЛ —130, оснащенные не восьми-, а шестицилиндровыми двигателями, — пишет водитель-профессионал В. Марченно из Омска. — Хотелось бы узнать, почему начали ставить менее мощный мотор». Летом 1975 года автомобильный завод имени Лихачева приступил к производству грузовых шасси ЗИЛ —130, оснащенных шестицилиндровыми двигателями. Шасси предназначены для .самосвалов и специализированных автомобилей, которым не требуется большой запас мощности. Условия эксплуатации таковы, что достаточен и менее мощный (105 — 110 л. с.) двигатель, как, например, для цистерны, поливо-моечной машины или топливозаправщика. В то же время особое значение в этих условиях имеет топливная экономичность. Всем этим требованиям отвечает шасси с двигателем ЗИЛ —157Д. Он представляет собой модернизированный вариант прежней нижнеклапанной «шестерки» которой оснащали грузовики ЗИС —150, ЗИС —151. ЗИЛ —164 и выпускаемый до сих пор ЗИЛ157К. Однако в отличие от применяемого на нем мотора новый оснащен кольцами (сталеалюминиевыми), поршневыми пальцами, карбюратором, термостатом. пневмоцентробежным ограничителем числа оборотов, унифицированными с теми, которыми комплектуются двигатели ЗИЛ —130. Усовершенствованная «шестерка» оборудована центробежным масляным фильтром. модернизированным воздушным- фильтром и насосом, обслуживающим гидроусилитель руля. Установка двигателя ЗИЛ — 157К на шасси ЗИЛ —130 повлекла за собой .изменения в приводе управления сцеплением и тормозной системы, кабины, применение компрессора. Шасси с шестицилиндровым двигателем предназначенное для самосвала (база — 3300 мм), получило индекс ЗИЛ —130К, а шасси для специализированных машин (с базой 3800 мм) — ЗИЛ —130АН. Скорость машины — 80 км/час. Контрольный расход топлива — 26 л/100 км.НЕ ПОДОЙДЕТ«Можно ли на мотороллер «Вятка» ВП—150 установить двигателе от моделей В —150М или «Электрон»?» — спрашивает А. Хищенко из Красноводска. Отвечают специалисты завода. В двигателях В —150М и «Вятка—3электрон» расстояние между посадочными местами на 40 мм меньше, а вторичный вал на 43,5 мм короче, чем в двигателе ВП —150. Из-за этого замена агрегатов невозможна.КАКИЕ «ЗАПОРОЖЦЫ»?Какие модели «запорожцев» выпускаются сейчас заводом «Коммунар» для продажи населению? Чем они различаются, какова их цена? С такими вопросами обратились в редакцию А. Карапетян из Еревана, В. Куракин из Корзуново Мурманской области. Читателя Г. Лизвича из Батуми интересует, как различить головки блоков 40- и 45-сильного двигателей и какие масла для них надо использовать. В настоящее время наряду с несколькими вариантами автомобилей для инвалидов завод «Коммунар» выпускает «запорожцы» моделей ЗАЗ - 9 68 , З АЗ - 9 68Аи ЗАЗ —968АЭ (экспортный вариант). На все эти машины могут быть установлены как 40-сильные двигатели модели МеМЗ —968, работающие на бензине А-/ь, так и 45-сильные МеМЗ-968А, требую, щие АИ-93. Независимо от мощности мотора модепь ЗАЗ - 9 68 стоит 3500 рублей, а ЗАЗ —968А — 3750 рублей. Последняя отпичается улучшенной отделкой салона, новой конструкцией сидений, раздельным приводом тормозов, улучшенной звукоизоляцией кузова, рядом новых деталей электрооборудования. Эти же изменения внесены Ив конструкциюВСЕГО«Читал о машине «Педикар», построенной одним американским изобретателем, — пишет нам С. Петровский из Гродно. — Хотелось бы познакомиться с ее конструкцией подробнее». «Педикар» представляет собой легкий четырехколесный одноместный экипаж, приводимый в движение мускульной силой водителя. Такая машина, по существу не является автомобилем и представляет собой разновидность велосипеда или велоколяски. Тематика же «За рулем» — моторные наземные безрельсовые транспортные средства, поэтому -вы не найдете в нем информации о «Педнкаре». Подробные статьи об экипажах, приводимых в движение мускульной силой, были опубликованы в журнале «Изобретатель и рационализатор» (1974, № 1 и 1975, № 9). 17