14
15
! В одной из статей о редакционных испытаниях «ИЖ-комби» («За рулем», 1977, № 5) было рассказано об установке на двигатель «Москвич—412» вместо К126Н карбюратора типа «ВАЗ», обеспечивающего пуск при более низких температурах. Отвечая на высказанные ранее замечания об отставании качества карбюратора К126Н от требований времени, «Ленкарз» сообщал («За рулем», 1977, № 1), что уже налажен выпуск модернизированной, более совершенной модели. Многие владельцы автомобилей с двигателем «Москвич—412», оборудованным старым карбюратором К126Н, интересуются, что дает новый прибор и как установить карбюратор типа «ВАЗ», поступающий в продажу. На эти вопросы отвечает руководитель исследовательской группы АЗЛК Ю. В. РОЖКОВ.С начала производства двигатели «Москвич—412» комплектовались карбюратором К126Н, разработанным в середине 60-х годов на базе К126П, применявшегося на «Москвиче—408». С тех пор ленинградский карбюраторно-арматурный завод им. Куйбышева неоднократно модернизировал прибор, чтобы обеспечить возрастающие требования по стабильности характеристик, пуску холодного Двигателя, выделению токсичных веществ с отработавшими газами. С 1976 года часть автомобилей «Москвич—2140» стали комплектовать карбюраторами типа «ВАЗ» (2101-412), выпускаемыми димитровградским автоагрегатным заводом им. 50-летия СССР (ДААЗ). Этот прибор в то время превосходил К126Н по некоторым параметрам и, главное, обеспечивал пуск двигателя при более низких температурах. С прошлого года «Ленкарз» производит усовершенствованную модель карбюратора К126Н, который поступает для комплектации двигателей автомобилей «Москвич—412», «2140», ИЖ—2125 и других. В нем изменена система пуска, благодаря чему двигатель удается завести при значительных морозах — до 25 градусов. С целью обеспечить соответствие действующим ныне жестким требованиям по тонсичности отработавших газов в системе холостого хода основной камеры предусмотрен специальный «эмульсионный» винт (его называют винтом токсичности). Он ограничивает возможность обогащения смеси винтом качества при работе двигателя с минимальными оборотами коленчатого вала на холостом ходу. Винт отрегулирован на заводе и покрыт краской. Благодаря ему, даже совсем вывернув винт качества, нельзя обогатить смесь настолько, чтобы содержание окиси углерода (СО) в отработавших газах при работе на минимальных оборотах превышало норму, то есть 2% по объему. Владельцам автомобилей не рекомендуется нарушать контровку «эмульсионного» винта. Власть над ним имеют только станции технического обслуживания. Важно отметить, что неоднократные сравнительные испытания автомобилей «Москвич—2140» с карбюраторами К126Н и ДААЗ—2101-412 не выявили преимуществ какого-либо типа ни по топливной экономичности, ни по динамике разгона,ни по ездовым качествам. Содержание вредных веществ в отработавших газах при обоих карбюраторах практически одинаково. Таким образом, в настоящее время двигатели «москвичей» комплектуются карбюраторами двух типов — «Ленкарза» и ДААЗа, которые поступают ив продажу как запчасти. Некоторые автолюбители полагают, что на двигатели «Москвич—412» вместо К126Н старого образца можно устанавливать без всяких переделок карбюраторы, предназначенные для ВАЗ—2101. Они обосновывают это представление тем, что с «жигулевским» карбюратором машина становится более резвой — быстрее разгоняется и достигает большей максимальной скорости, легче пускается двигатель при морозах. Возможно, что и так, но какой ценой приходится за это платить. Постоянное переобогащение смеси (по сравнению с нормальным составом), дающее прирост мощности на некоторых режимах, приводит к значительному увеличению расхода топлива (с 10 — 12 до 14—15 л/100 км) и недопустимо большому росту токсичности отработавших газов. Кроме того, в той или иной степени при переходе на более высокие обороты возникают провалы. Они вызываются несоответствием характера обогащения смеси ускорительным насосом данному двигателю. Поэтому инженерам всех заводов, связанных с производством автомобилей, — московского, уфимского, ижевского, димитровградского — пришлось провести большую и трудоемкую работу, чтобы с минимальными изменениями приспособить серийно выпускаемый «вазовский» карбюратор к двигателю «Москвич—412». Одновременно для него был создан новый воздушный фильтр, удовлетворяющий возросшим требованиям по шуму, создаваемому двигателем. В результате был найден вариант карбюратора, отличающийся от базового типа в основном некоторыми регулировочными данными (они приведены в таблице) и профилем кулачка в приводе ускорительного насоса. Если вы на своем «Москвиче» решили заменить К126Н старой модификации карбюратором типа «ВАЗ», следует приобрести модель ДААЗ—2101-1107010-11 и новый воздушный фильтр, так как прежний, применявшийся совместно с К126Н, не обеспечит наивыгоднейшие параметры. Для установки нового карбюратора надо заменить шпильки крепления более длинными (60 мм) и изготовить прокладку согласно рис. 1 (или у старой, если она в хорошем состоянии, вырезать перемычку между камерами). Чтобы подвести охлаждающую жидкость к штуцерам смесительной камеры карбюратора, поступают следующим образом. Если у двигателя «верхний» (установленный на головке блока, то есть старый вариант) термостат, нужно снять подводящий патрубок водяного насоса и заменить угольник изготовленным согласно рис. 2 тройником, к которому вновь подсоединить патрубок (для тройника можно использовать удаленный угольник). В двигателе с нижним расположением термостата (новый вариант) достаточно в подводящем патрубке водяного насоса заменить пробку ниппелем КЗ/8", изображенным на рис. 3. В обоих вариантах таким же ниппелем заменяют пробку во впускной трубе. Штуцера смесительной камеры карбюратора соединяем с тройником и ниппелем дюритовыми шлангами внутренним диаметром 7 мм и длиной 250 и 300 мм, кан показано на рис. 4. Шланги закрепляем при помощи хомутов. Отводящий штуцер бензонасоса, устанавливаемого с К126Н, имеет наружный диаметр 5 мм и соединяется с карбюратором шлангом такого же внутреннего диаметра. Этот шланг невозможно совместить с подводящим штуцером карбюратора ДААЗ —2101-412, имеющим наружный диаметр 8 мм. Для соединения этого карбюратора с бензонасосом лучше использовать дюритовый шланг внутренним диаметром 7 мм и длиной 200 мм. На штуцер же бензонасоса можно в качестве переходника установить отрезок резинового или пластмассового шланга длиной 25 мм, внутренним диаметром 5 мм и наружным — 7 мм. Чтобы не было резких перегибов шланга, отводящий штуцер бензонасоса следует повернуть вниз на 180°. Надо иметь в виду, что у карбюраторов ДААЗ, применяемых ныне на двигателях автомобилей «Москвич —2140», эмульсионный винт регулирования холостого хода имеет контровочную заглушку. Ее устанавливают на заводе или на СТО после соответствующей регулировки двигателя. Заглушка не позволяет обогатить смесь при минимальных оборотах двигателя, на холостом ходу, чем и обеспечивается соответствующее норме содержание окиси углерода в отработавших газах. Владельцам автомобилей не рекомендуется самостоятельно, без крайней необходимости, снимать заглушку и регулировать винтом качества систему холостого хода карбюратора.Регулировочные данные карбюраторов ДААЗ—2101 и ДААЗ—2101-412ДААЗ—2101 Параметры 1-я камера ДААЗ—2101-412 2-я камера1-я 2-я камера камера 32 23 10.5 1,25 0,6 1,50 1,90 0,7 0,9 1,70 2,5 32 23 10,5 1,2 0,6 1,4 1,80 0,70Диаметр смесительной камеры, м м 32 Диаметр диффузоров, мм: большого 23 малого 10,5 Диаметр топливных жиклеров, мм: главной системы 1,35 холостого хода 0,45 эконостата Диаметр воздушного жиклера, мм: главной системы 1,70 холостого хода 1,80 эконостата пускового устройства 0,70 Диаметр эмульсионного жиклера эконостата, мм Диаметр распылителя, мм: эконостата ускорительного насоса 0,4 Диаметр перепускного жиклера ускорительного насоса, мм 0,4 Диаметр отверстия для вакуум-регулятора, мм Расстояние центра отверстия вакуум-регулятора от кромки дроссельной заслонки (выше), мм Открытие дроссельной заслонки 1-й камеры при полностью закрытой воздушной заслонке (зазор), 0,75+0,1 мм Расстояние от поплавка до прокладки крышки 7,5±0,25 карбюратора, м м Производительность ускорительного насоса, смЗ/10 ходов 732 23 10.5 1,28 0,6 1,50 1,90 0.7 0,917702.50,5 ' .0,4 1,0 0,6 1,3 6,5±0,25 9,5 КАРБЮРАТОРЫ ДВИГАТЕЛЕЙ (МОСКВИЧ412R0,5iQ,3Рис. 1. Прокладка. Материал — прокладочный картон толщиной 0,5 мм.Рис. 2. Тройник крышки водяного насоса (деталь 412-1303064).Рис. 3. Ниппель КЗ/8" (деталь 36762929); материал — стальной шестигранник под ключ 19 мм.KfflГОСТЩг521_М2--1Рис. 4. Схема системы охлаждения двигателя; стрелками указаны места подсоединения шлангов от карбюратора.з*15