ла свои обязательства к первой годовщине Конституции СССР. Поставив перед собой цель добиться, чтобы не менее 90% обучаемых сдали экзамены на «хорошо» и «отлично», здесь достигли 94%. Активно участвуя в совершенствовании учебно-материальной базы, коллектив учебной организации своими силами дооборудовал автодром, оснастил дополнительно классы киноустановками, электрифицировал стенды. По-деловому помогали преподаватели и курсанты колхозам и совхозам — весной вывезли 1500 тонн удобрений, а осенью участвовали в уборке и перевозке урожая. Успехи в работе школы в решающей степени объясняются тем, что ее начальник В. Бочков умело осуществляет руководство учебно-воспитательной работой, организует и направляет деятельность коллектива на своевременное и качественное выполнение заданий по подготовке специалистов для Вооруженных Сил и народного хозяйства, руководит социалистическим соревнованием в школе. Он всемерно поощряет активность и инициативу подчиненных, смело опирается на общественность, формирует актив из числа призывников и направляет его работу. У него много боевых помощников, таких, как заместитель по учебно-воспитательной работе П. Василенко, преподаватели П. Гудзеев, В. Липатов, В. Сударев, В. Фомичев, старший мастер производственного обучения А. Языченко. Другим инициатором социалистического соревнования выступила первичная организация ДОСААФ Волгодонского завода тяжелого машиностроения «Атоммаш». К первой годовщине Конституции СССР здесь стали членами ДОСААФ 93% рабочих и служащих, а занимаются в кружках и на курсах технической учебой 18,5% членов ДОСААФ. Только за девять месяцев прошлого года подготовлено 180 водителей автомобилей, 50 крановщиков, другие специалисты, а также 57 общественных инструкторов и судей по военно-техническим видам спорта. В каждом цехе и отделе было проведено по шесть — восемь соревнований, а всего занимается военно-техническими видами спорта 34,8% состава организации. Залогом успеха здесь, как и во многих других организациях, явились труд и энергия председателя, других членов комитета, многочисленного отряда активистов. Стоящий во главе комитета В. Никитин инициативен и настойчив, он часто бывает в цеховых организациях, мобилизует членов Общества на выполнение задач, вытекающих из решений VIII Всесоюзного съезда ДОСААФ, из взятых обязательств. Последовательно и неуклонно проводя в жизнь установки XXV съезда КПСС о работе с кадрами, комитеты ДОСААФ всемерно улучшают их подбор, расстановку и воспитание, настойчиво добиваются, чтобы во главе досаафовских коллективов находились политически зрелые и энергичные люди, хорошо знающие специфику дела, ясно представляющие задачи оборонного Общества. С каждым годом под руководством партийных и советских органов все в большей мере к организации военнопатриотической, оборонно-массовой, учебной и спортивной работы средитрудящихся, молодежи привлекаются общественные силы. Сейчас свыше шести миллионов активистов — членов комитетов и ревизионных комиссий, различных внештатных отделов, лекторских групп, общественных инструкторов, тренеров и судей по военно-техническим видам спорта бескорыстно, безвозмездно отдают свои силы, знания, опыт этому благородному делу. И плоды их труда благотворно сказываются на практических результатах деятельности Общества по всем ее основным направлениям. Между тем в работе с кадрами и общественным активом имеется немало существенных недостатков. Они дают о себе знать ив случающемся порой выдвижении в комитеты, на другие ответственные участки работы оборонного Общества людей, не обладающих соответствующими знаниями и навыками, призванием, и в отсутствии регулярной учебы, обмена опытом, практической помощи, контроля за исполнением требований руководящих органов и принятых решений. Беря курс на выполнение больших и ответственных задач, стоящих перед оборонным Обществом в четвертом и завершающем годах десятой пятилетки в сеете решений XXV съезда КПСС, комитеты ДОСААФ внимательно анализируют состав руководящих работников и активистов, повышают внимание к их идейно-политической закалке, воспитанию в духе высокой ответственности и принципиальности, профессиональной учебе. Серьезное внимание уделяется созданию в комитетах, учебных и спортивных организациях, производственных коллективах ДОСААФ общественно-политического климата, который рождал бы стремление работать лучше, эффективнее, производительнее. Задача состоит в том, чтобы последовательно проводить в жизнь ленинские принципы работы с кадрами, настойчиво осуществлять требования партии о подборе и расстановке кадров по политическим и деловым качествам, постоянно заботиться о том, чтобы все основные участки работы ДОСААФ возглавляли руководители, сочетающие в себе партийность с глубокой компетентностью, дисциплинированность с инициативой и творческим подходом к делу. При подборе кадров руководящего состава, преподавателей и мастеров производственного обучения учебных организаций, ДЮСТШ, инструкторов и тренеров спортивно-технических клубов необходимо учитывать педагогические качества работников, развивать у них умение органически соединять техническое обучение призывников и формирование у них высоких политических и нравственных качеств. Комитетам ДОСААФ предстоит планомерная, целенаправленная работа по дальнейшему внедрению общественных начал во всех звеньях. Речь идет о том, чтобы работа каждой организации строилась на основе широкого привлечения актива, проявления инициативы и самодеятельности членов Общества. В четвертом году десятой пятилетки перед оборонным Обществом стоят большие и ответственные задачи. Укрепляя кадры, улучшая работу с ними, совершенствуя стиль своей деятельности, комитеты и организации ДОСААФ добьются в этом году новых успехов, достигнут новых рубежей.СЕРВИС«Дальнейшее совершенствование технического обслуживания и ремонта легковых автомобилей» — такова тема состоявшегося в конце прошлого года в г. Гомеле совещания представителей республиканских специализированных организаций «Автотехобслуживание». В течение трех дней ведущие специалисты Министерства автомобильной промышленности СССР, союзных республик, автозаводов, иаучно-иследовательских организаций обсуждали вопросы многогранной деятельности системы автосервиса. О главных и наиболее интересных для читателей «За рулем» направлениях в работе этого совещания рассказывает наш корреспондент. Автосервис как специальная служба, как система у нас достаточно молод. Он берет свое начало с решения, принятого десять с небольшим лет назад. К тому времени началось строительство автогиганта в Тольятти, модернизировалось производство легковых автомобилей на АЗЛК и .запорожском «Коммунаре», первую автомобильную продукцию дал ижевский завод. Сборочный конвейер автомобилей индивидуального пользования в СССР становился длиннее, и его ежегодная производительность за предстоящее десятилетие должна была шагнуть от двухсот тысяч к миллионному рубежу. Естественно, что и количество эксплуатационных забот, сопутствующих автомобилю, должно было возрасти в небывалых масштабах. И в решении, о котором идет речь, была предложена программа коренной перестройки службы ремонта и обслуживания автомобилей и мотоциклов. Генеральной линией этой программы стало строительство развитой сети станций технического обслуживания в городах, поселках и близ шоссейных дорог, мотелей, кемпингов, гаражей, специализированных предприятий по производству необходимого для СТО оборудования. Кроме того, предусматривался целый ряд организационных мер, создание в каждой республике специализированной организации «Автотехобслуживание». Жизнь подтвердила правильность и своевременность этого решения. Только десять лет идет стимулированный им процесс создания всесоюзной системы автосервиса, а сделано за это время немало. В стране построено и реконструировано более 1000 предприятий. Создано собственными силами и закуплено за рубежом современное гаражное оборудование. В сфере обслуживания и ремонта личного транспорта занято свыше 63 тысяч человек, а ежегодный денежный оборот «Автотехобслуживания» исчисляется теперь миллиардами рублей. Внушительные цифры. За ними чувствуются масштабы проделанной работы. В общем, здесь есть чем гордиться. И тем не менее, как об этом говорили участники совещания (то же самое показывает редакционная почта), еще далеко не все сделано для удовлетворения спроса людей на услуги автомобильного сервиса. Причин здесь несколько. Главная из них — все еще недостаточный темп наращивания мощно- В МАСШТАБАХ СТРАНЫстей в системе техобслуживания, отставание от высоких темпов автомобильной промышленности. Сегодня автомобильная индустрия способна ежегодно давать для внутреннего рынка почти миллион мащин. Общий парк личных автомобилей в целом по СССР вплотную приблизился к шести миллионам, и тенденция к его росту не снижается, несмотря на всемерное развитие общественного транспорта. Ученые предполагают, что к 1980 году он приблизится к7 миллионам ив конце следующей пятилетки намного превысит 10 миллионов. Содержать (обслуживать и ремонтировать) такое хозяйство уже сейчас непросто, а в будущем для этого, очевидно, потребуются еще большие усилия. К этому следует добавить внушительное число мотоциклов — их эксплуатируется более 13 миллионов, и они также нуждаются в определенном внимании. Не должен выпадать из поля зрения и сложный комплекс социальных проблем, сопровождающих процесс насыщения общества личным транспортом. Повышение жизненного уровня советских людей, удовлетворение их растущих потребностей в товарах постоянного пользования должно быть неразрывно связано с повышением культуры и качества обслуживания во всех сферах сервиса. В автомобильном мире все большую популярность завоевывает принцип «произвожу — продаю — обслуживаю». По этому принципу работают крупнейшие производители автомобилей, стремящиеся не выпускать из-под своего контроля изготовленные ими машины. В конечном итоге это позволяет в процессе предпродажной подготовки устранить возможные при массовом производстве дефекты, а во время обслуживания и ремонта выявить слабые места в конструкции и ликвидировать порождающие их причины внутри завода. Существенно облегчаются при этом задачи планирования производства и распределения запасных частей. Важные шаги в этом направлении уже сделаны. Восемь республик — Белоруссия, Латвия, Молдавия, Грузия, Азербайджан, Туркмения, Киргизия и Таджикистан — объединили производственные мощности своих сервисных предприятий под флагом Всесоюзного промышленного объединения «Союзавтотехобслуживание», являющегося структурным подразделением Министерства автомобильной промышленности СССР. Единая техническая политика, более гибкая система распределения финансов и другие преимущества новой организации дали свои результаты. В этих республиках активнее развивается строительство и реконструкция СТО, полнее удовлетворяется спрос предприятий на запасные части, повышается качество технического обслуживания и ремонта автомобилей. Польза владельцам машин от разумной кооперации сервиса с промышленностью вполне очевидна, и присоединение к единой общегосударственной системе «Автотехобслуживания» предприятий в остальных семи республиках сможет в конечном итоге ликвидировать ведомственные барьеры. Важным шагом в развитии автосервиса было создание в нашей стране фирменной системы Волжского автомобильного завода. По динамике роста, по объемам оказываемых автолюбителям услуг и по качеству работы эта система пока вне конкуренции. Принцип «произвожу—продаю—обслуживаю» на ВАЗе осуществляется в полной мере, и благодаря внедрению его в каждодневную деятельность заводского коллектива качество «жигулей» стабильно поддерживается на высоком уровне. Мощная, продолжающая расти сеть торговых и обслуживающих цехов, как можно назвать заводские САЦ и СТО, действует по единым конструкторским и технологическим документам, способна оперативно решать организационные и технические проблемы и самым положительным образом влияет на работу производственных цехов на всех этапах изготовления «жигулевских» деталей. Не случайно «АвтоВАЗтехобслуживание» является одним из ведущих звеньев в деле дальнейшего повышения надежности вазовских автомобилей. Доброму примеру волжского завода последовал московский АЗЛК. С1976 года он расширяет сеть своих представительств на территории страны. Сейчас их уже 160, и расположены они в районах наиболее интенсивной продажи и эксплуатации «москвичей». С приобретением опыта завод находит и новые направления для развития и совершенствования фирменной сервисной сети. Постепенно АЗЛК отказывается от гарантийного обслуживания и ремонта, производимого предприятиями других систем на договорных началах. Причина проста: у них нет должной ответственности, с одной стороны, перед заводским коллективом, а с другой — перед потребителем за репутацию марки. Немалые усилия прилагает управление по техническому обслуживанию АЗЛК ик осуществлению предпродажной подготовки «москвичей» в торговых организациях. Только за полгода количество претензий к заводу в гарантийный период снизилось на три тысячи. Столичными автостроителями, к общему удовлетворению владельцев «москвичей», реализуется большая программа создания собственных станций и спецавтоцентров. Два больших предприятия уже работают в Москве. Строятся 10-постовые СТО в Юрмале и Гурджаани. Из ПНР поставляются 30-постовые СТО для Севастополя и Ногинска (Московская область). Появятся САЦ АЗЛК во Владимире, Калинине, Кирове, Вологде. В числе 80 предприятий, которые в недалеком будущем построит завод, будут СТО в Ленинграде, Киеве, Минске, Ташкенте, Куйбышеве и других городах. Начал развивать сеть гарантийных пунктов и запорожский автозавод. В ряду важнейших технических проблем автомобилизации на одно из первых мест выходит антикоррозионная защита кузовов. Усилиями ВПО «Союзавтотехобслуживание» Министерства _ , автомобильной промышленности и его экспериментально-конструкторского и технологического института борьба с коррозией из лабораторных стен вышла в производство и систему сервиса. На заводах отрасли внедрена обработка закрытых полостей кузова специальными составами, совместно с организациями Министерства химической промышленности СССР разработаны новые эффективные защитные материалы, на СТО и САЦ организовано свыше 200 постов по защите днища и более 30 для обработки закрытых полостей кузовов. Это только начало работы, цель которой — долговечность главной части легкового автомобиля, сохранность вложенных в него материальных средств и труда. Активную помощь автомобилистам оказывают в этом деле химики — специалисты проектно-конструкторского бюро «Союзбытхим». На двух крупнейших заводах легковых автомобилей — ВАЗе и АЗЛК созданы лаборатории по разработке способов применения и испытанию средств автокосметики. Специалисты, участвовавшие в совещании, отметили необходимость дальнейшего развития производства и применения в системе автосервиса ив самообслуживании автомобилей и мотоциклов новейших препаратов, разработанных ПКБ «Союзбытхим», помогающих сохранять дорогостоящий листовой металл кузовных деталей. Совещание глубоко затронуло вопросы торговли автомобилями, автопринадлежностями, автокосметикой и запасными частями. Среди главных направлений в деятельности республиканских систем автотехобслуживания оно указало на необходимость строго контролировать соблюдение правил торговли автомобилями и мотоциклами с коляской, независимо от места и подчиненности торгующих организаций. Кстати, на «болезни» торговли было обращено особое внимание. Больше года существуют новые правила торговли автомобилями и тяжелыми мотоциклами, однако до сих пор предпродажная подготовка автомобилей игнорируется многими автомагазинами. И это несмотря на то, что подготовка автомобилей оплачивается заводами, а . в конечном счете и самим покупателем. Немало справедливых замечаний было сделано по поводу существующих недостатков на станциях техобслуживания: низкого качества работ, злоупотреблений, отсутствия должной культуры и других. Борьба с этими чуждыми нам явлениями, искоренение их названы как актуальные задачи автосервиса. Совещание закончилось. Подведены итоги, выработаны рекомендации. Перечень работ, предложенный министерствам и ведомствам, предприятиям сервиса, научно-исследовательским организациям и автозаводам, внушителен и затрагивает практически все аспекты развития технического обслуживания автомобилей, принадлежащих населению. Так, как этого требуют решения &XV съезда КПСС. . Н. АНТОНОВ, спецкор «За рулем» г. Гомель3