Нто виноват?Семь раз отмерьк л ^ и ^ и — — М И — И М — W M — t li ^ — • •Среди писем, с которыми редакция знакомит меня как одного Из авторов рубрики «Кто виноват?», немало об авариях, связанных с обгоном. И хотя о правилах и условиях безопасности обгона писалось уже не раз, почта на эту тему не убывает. В большей части идет описание конкретных дорожных происшествий, сопровождаемое просьбой побыстрее дать точный ответ о степени виновности того или другого водителя, указать, какие ошибки были ими допущены в сложившейся ситуации. Сделать это на материале, которым мы располагаем, пусть даже письмо читателя было весьма обстоятельным, конечно, невозможно. Чтобы Дать такое заключение, надо глубоко исследовать все обстоятельства случившегося, а не только те, что запомнились пострадавшему или другому участнику аварии. Однако в письмах много общего, и за этими общими фактами проглядывают уже не частности, а нечто типическое, о чем надо говорить. В основе каждой аварии — несоответствие действий водителя требованиям правил движения. Это общее. Но за ним скрывается разное содержание. В одних случаях налицо неправильная оценка сложившейся ситуации, в других — игнорирование очевидных опасностей для движения. В третьих — нечеткое понимание Правил. Так как основную задачу разборов дорожных происшествий под рубрикой «Кто виноват?» мы видим именно в разъяснении всех требований Правил, то к этой Стороне дела и обратимся еще раз. Читая описания аварий, случившихся при обгонах, видишь, что нередко причина их в неправильном понимании Правил не теми, кто предпринимает попытку опередить на дороге другого водителя, а теми, кого обгоняют. В большинстве случаев конфликтная ситуация возникает с того момента, когда обгоняемый сам намеревается обогнать кого-то, но начинает действовать без учета создавшейся обстановки. Часто он ограничивается перед началом маневра лишь подачей предупреждающего сигнала, забывая, что это не дает преимущественного права на движение (пункт 70) и что в соответствии с пунктом 86 при перестроении (выезде из занимаемого ряда) необходимо уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно в прямом направлении, то есть уже начавшим выполнять обгон.Вот типичный пример, который привел москвич А. Лебедев. Он двигался на «Москвиче» по дороге с одной полосой в каждом направлении. Дорога была свободной, ровной, и управление автомобилем не вызывало особого напряжения. И вот он стал приближаться к грузовику с прицепом. Решил его обогнать и, включив указатель поворота, начал смещаться к середине дороги. Но в этот момент услышал позади сигнал другого автомобиля. Глянул в зеркало — а там «Жигули», уже выехавшие на левую сторону дороги. Полагая, что право преимущественного проезда за ним, Лебедев все-таки продолжил маневр. В результате разбиты машины, пострадали люди. О несколько другой обстановке пишет водитель Н. Мыгло из поселка Иваничи Волынской области. Летом прошлого года он ехал на «ИЖ—Планете-3» по дороге Иваничи—Нововолынск. На одном из участков ему надо было повернуть налево на полевую дорогу. Не доезжая до этого места метров 100—120, он включил сигнал левого поворота и приготовился к маневру. Затем начал поворот, но, едва пересек осевую линию, как услышаЛ сзади звуковой сигнал автомобиля. Что же сделал в этой ситуации мотоциклист? Предоставим слово ему самому: «Поворот я вынужден был продолжать, так как находился уже на левой стороне дороги, но никаких мер не предпринимал. Когда я уже находился за асфальтом, то почувствовал удар в мотоцикл. Помню, что мотоцикл ударился в дерево и остановился...» Как видим, водитель Мыгло не учел то обстоятельство, что Правила в данном случае разрешали обгон на перекрестке, как осуществлявшийся по главной дороге (пункт 96 «а»). По этой причине Мыгло перед началом маневра следовало пропустить начавший ранее обгон автомобиль. Мы выбрали из редакционной почты именно эти два случая как самые распространенные. Остальные ситуации варьируют, по существу, ту же схему. Да и обе описанные, согласитесь, можно свести в одну. Какая в конце концов разница, произошло ли столкновение машин из-за того, что обгоняемый поворачивал налево или сам начинал обгон. В начальных фазах тот и другой майевр абсолютно одинаковы. И вот какая вырисовывается распространенная ошибка обгоняемых, когда стараемся представить себе образ мыслей и действий участников описанных выше событий. Оказывается, некоторые водители до сих пор считают, что все, относящееся к обгону, изложено в соответствующем разделе Правил, и больше никуда заглядывать не надо. А где, говорят они, в этом разделе сказано, что надо было уступить дорогу находящемуся позади? Да, в Правилах есть специальный раздел «Обгон». Но в нем определены лишь основные условия выполнения маневра: свободная полоса (пункт 91), отсутствие помех со стороны обгоняемых (пункт 93), отсутствие запрещений, введенных дорожными знаками или общими правилами (пункт 96). Но в этом разделе нет и речи о «технике» обгона. О том, что надо подать предупредительный сигнал (пункт 68), сделать это заблаговременно и не думать, что подавший сигнал получает какие-то преимущества перед остальными (пункт 70). О том, что надо правильно выбрать скорость (пункт 73), интервал и дистанцию (пункт 76). Наконец, о том, что при перестроении надо уступать тому, кто движется прямо в попутном направлении (пункт 86). Все это относится, как легко увидеть, не только к обгону, поэтому помещено в разделах, касающихся общего порядка движения. Причина многих происшествий, на наш взгляд, в том, что обгоняемые или поворачивающие налево полагают, будто, как только они начали маневр, все остальные водители должны обходить их лишь справа. Да, действительно, такие требования содержатся в пунктах 92 и 95 «в». Но посмотрите, к кому они относятся. К тем, кто еще находится с маневрирующим в одном ряду и собирается перейти для выполнения намеченного обгона в соседний. А вовсе не к тем, кто движется с вами на «параллельном курсе», то есть в разных рядах. Поэтому ожидать появления других водителей на левой стороне и даже на левой половине проезжей части можно и надо. Тот, кто начал маневр раньше вас, должен иметь возможность его закончить. Вправо ему зачастую уйти некуда: большая часть конфликтов случается на нешироких двухполосных дорогах. На широких магистралях, наверняка, вам встретится разметка, исключающая выезд на полосы встречного движения. Правда, многие водители, соглашаясь с необходимостью уступать при перестроении дорогу попутному, следующему прямо, утверждают, что данное требование не действует на перекрестках. Но это тоже не следует из Правил. Может быть, так рассуждал и мотоциклист Мыгло, который, как явствует из его письма, съезжая на полевую дорогу, даже не посмотрел назад? Между тем по' главной дороге обгон, как известно, разрешен и на перекрестках. Можно думать, что попыткой ограничить требования пункта 86 только правой половиной проезжей части были действия и Лебедева, который заглянул в зеркало лишь в последний момент, да и то не остановился в своих намерениях. И таких происшествий на дорогах, увы, еще много. Есть хорошая пословица, начало которой мы вынесли в заголовок этих заметок. Она, нам кажется, к описанным ситуациям имеет самое непосредственное отношение. Да, обгон — сложный маневр, порой опасный. К водителям, намеревающимся совершить его, предъявляются высокие требования. Но никогда не надо забывать, что и на обгоняемых ложится большая ответственность, что от их действия или, наоборот, бездействия зависит безопасное завершение обгона. Вспомним в заключение еще один пункт Правил: «Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону повышением скорости движения или иными действиями» (пункт 93). Подчеркиваем: и иными, в том числе и такими, которыми «отличились» в сложившейся дорожной обстановке авторы рассмотренных нами писем. В. МАЛАХА, заместитель заведующего лабораторией ВНИИ судебных экспертиз25