18
19
ТЕСТ ПО ВАШЕЙ ПРОСЬБЕУчастником этой беседы я стал случайно. Мы стояли на площадке перед воротами мойки СТО «Северянин», на Ярославском шоссе в Москве, и дожидались своей очереди. Владелец ВАЗ—2103 с красными финскими чехлами на сиденьях, новеньким хромированным ба1гажником на крыше, загнутой от переднего крыла до задней двери желтой антенной и множеством пластмассовых деталюшек на номерах, дверях и «дворниках» жаловался соседу: — Третий раз приезжаю сюда с одним и тем же — громадный расход топлива. До машины сам не дотрагиваюсь — все делают на станции, и все равно 13—14 литров на сотню километров сжигаю. — Халтурщики здесь. Пускают пыль в глаза приборами и стендами, — отвечал немолодой человек, приехавший на «ноль второй», — а на Дороге все по-другому. Я спросил владельца ВАЗ—2103, не пытался ли он ездить без багажника и подсчитать при этом расход топлива. — Простите, но бензин-то сгорает в моторе, а не на крыше, и пусть уже те, кто сделал мотор, позаботятся о его исправности хотя бы в гарантийный срок! Разговаривать дальше мне расхотелось, но при поездках в городе я стал обращать внимание на автомобили с пустыми багажниками. Тысячи индивидуальных машин только в Москве ежечасно готовы к перевозке груза. При этом существует характерная закономерность — чем меньше автомобиль, тем скорее его оборудуют трубчатой платформой для багажа. Это стало даже чемто вроде моды, лишним признаком респектабельности, что ли. А мне порой хочется сравнить подобных охотников за престижем (или людей, ленящихся лишний раз снять и установить багажник) с любителем туризма, купившим новый рюкзак и не расстающимся с ним ни на работе ни в гостях. Правда, в этом случае такую постоянную готовность что-то унести люди без рюкзаков могли бы истолковать не совсем правильно. Одновременно я стал присматриваться к тому, как разъезжаются по утрам машины с двух стоянок возле моего дома. Сосредоточенные мужчины открывают дверцы, вставляют ключи в замки зажигания и через две-три минуты, едва прогрев моторы, уезжают, процедура расставания с машиной вечером занимает еще меньше времени. За несколько месяцев наблюдения я ни разу не увидел возле автомобилей человека с шинным манометром в руках ни до, ни после дневных поездок. И вот письмо от ленинградца: «Обратился на СТО по поводу повышенного расхода топлива на моем ВАЗ —2101. Но вместо регулировок карбюратора мне посоветовали снять багажник и следить за давлением в шинах. Объясните, пожалуйста, какое это имеет отношение к расходу топлива и правы ли работники СТО». Несколько расширив задачу, мы решили показать на практике, во что обходится невнимание к элементарным правилам эксплуатации автомобилей, и отправились на автополигон НАМИ. ВАЗ—21011, предоставленный редакции Волжским автозаводом, к моменту этих испытаний завершал 59-ю тысячу километров. Претензий по поводу излишнего расхода топлива к нему не было.Для условий московского движения 10 л/100 км, или 400 километров на одном баке, — вполне приличные цифры. Как правило, он эксплуатируется в спокойном стиле, но десятилетие, проведенное мной в автоспорте, нет-нет да и напомнит о себе, и все-таки израсходовать АИ-93 больше 10 л/100 км на московских улицах не удается (разумеется, при отрегулированных карбюраторе и зажигании, причем не зимой). После обязательных перед испытаниями проверок давления в шинах, регулировок и наката, которые оказались в норме, освобождения багажника от лишних вещей (мы приняли за норму 50% нагрузки, то есть: водитель + пассажир + 25 кг в багажнике) — можно выезжать на испытательные дороги. Обычное для снятия экономических характеристик оборудование — счетчик расхода топлива, обладающий точностью до 1 см3, секундомер для засечки времени прохождения мерного километра, счетчик пути и спидометр — все в машине и исправно работает. Не стали только оформлять положенный в заводских испытаниях протокол, а записывали результаты замеров просто в блокнот, чтобы в редакции перевести эти цифры в наглядные линии графиков. Прежде чем перейти к собственно испытаниям, мне хотелось бы напомнить читателям неснолько простых закономерностей, принятых в автомобильной теории. Сидя за рулем, мы никогда не задумываемся над тем, что происходит с машиной, отдельными узлами и агрегатами, когда заставляем ее двигаться с нужной нам скоростью. Обо всем этом подумали конструкторы, все это проверили заводские испытатели, и главный конструктор подписал инструкцию по эксплуатации автомобиля, которая лежит в «перчаточнике». В ней четко написано, что может делать тот или иной механизм. И нам нет нужды думать, как складывается уравнение тягового баланса у нашей машины. Нам все равно, а машине нет. Для нее заложенное В конструкции соотношение между силой тяги на ведущих колесах и противоположными ей сопротивлением качению (смотри за весом, шинами и давлением в них, за качеством дороги) и сопротивлением возДуха (не забудь о лобовой площади, о коэффициенте обтекаемости — условно качестве поверхности кузова, о скорости — она здесь учитывается в квадрате!) всегда постоянно. Выросло сопротивление движению — поднимай тягу на колесах, если хочешь сохранить желаемую скорость. А тяговая сила, как в той сказке про репку, зависит от колес, КПД трансмиссии и, самое главное, от крутящего момента двигателя; крутящий момент, в свою очередь (здесь все та же математика), — от мощности; мощность — от давления газов в цилиндре при сгорании; давление. — от качества и количества рабочей смеси да еще от качества и своевременности поджигающей искры на свече; смесь — от карбюратора, искра... И в нонечном итоге пустяковая вещь, исправить которую не представляет труда любому водителю, включая новичка, оставшись неисправной, заставляет лишний раз нажимать на педаль «газа», заталкивать в цилиндры лишнее топливо и оплачивать наличными его потери. Вот теперь самое время перейти к тому, что мы делали на полигоне. Одна из важнейших характеристик машины — график топливной экономичности. Недаром он приводится во всех справочных пособиях к любой модели. Хорошая кривая расхода — предмет гордости автозавода. Читается этот график просто: по горизонтали растет скорость (км/ч), по вертикали — расход топлива (л/100 км). Для сравнения мы взяли кривую, полученную при заводских испытаниях ВАЗ—21011 на той же динамометрической дороге. Разница только в погодных условиях — мы работали во влажном и плотном воздухе после дождя, заводские замеры проводились в солнечную погоду при меньшей плотности воздуха. Такие нюансы тоже приходится учитывать, как и индивидуальные особенности машины. Заводская была новой, нашей — два года и 60 тысяч километров. За это времяпод крыльями, естественно, осела несмываемая грязь, иузов еще на заводе был в ремонте, краска- сильно обветрена от хранения на улице. Словом, у нас в руках типичный автомобиль, живущий в городе. В целом он, конечно, выглядит молодцом. Во время прогревочных кругов на скоростном кольце полигона легко катился «на полном дросселе», уложив стрелку спидометра на правый ограничитель. Кривую расхода топлива получают замерами при езде в двух противоположных направлениях (чтобы исключить влияние ветра) с установившейся скоро- с стью на прямой передаче. Начинают с смХотите поднять расход бензина?Оставьте багажник на крыше Не контролируйте давление в шинах Забудьте о зазорах в свечах и прерывателе Загрузите машину ненужными сейчас вещамивысоких скоростей и далее — по нисходящей. Нас интересовал диапазон от 40 до 120 км/ч, то есть режимы движения, допустимые в СССР повсюду и на отдельных магистралях. Вначале построили исходную кривую для нашей машины, так сказать, в чистом виде. Как мы и ожидали, она оказалась неснолько отличной от заводской, причем на скоростях до 90 км/ч в лучшую сторону, а когда стрелка переваливала за 100 км/ч, начинала сказываться каждая мелочь. Сотые доли аэродинамических коэффициентов, умноженные на квадрат скорости, выливаются в дополнительные сотни граммов топлива. Это объяснимое возрастное изменение. Ставим багажник. Пустой прутковый каркасик, продающийся во многих магазинах. И сразу кривая перебралась вверх. На режиме наиболее употребительной скорости 70 км/ч — плюс 0,5 л, на 80 км/ч — 0,8 л, а на 90 км/ч — том пределе, которым вопреки собственным возможностям широко пользуются даже начинающие автолюбители, — в плюс;18и пошел полныйлитр . (Добавьте к этому темперамент, с которым обычно отстаивают право быть первым у светофора, о чем журналуже писал (1978, № 7, «Стиль езды в рублях и литрах»). Получится цифра, б лизкаяк 12 л/100 км . При 120 км / ч от заводского эталона нас отличало уже2 литра. Ф актически это значит, что на одной заправке бака мы не доехали 100 километров! Кладем на багажникпустуюканистру . Во всем диапазоне замеров дополнительн ыйприрост от 0,2 до 0,5 л по мере увеличения скорости . Этот эксперимент мы провели для сравнения . В следующей сер ии заездов чуть-чуть, в пределах лимбания, ж ивущиев машинах от обслуживания до обслуживания . Но вот результ аты — о нив верхнем графике . На малых скоростях , к огда обороты коленчатого вала невелики и частота тактов рабочего хода в одном цилиндре соизмерима с дес ятыми долями секунды , все эти искаже ­ ния зазоров в десятых долях вылезают наружу — потеря почти в1 л/100 кмпри 60 км / ч . При 5000 об / м ин эта цифра скромнее, но ижелающих ездить в так омрежиме , очевидно, меньше. В общей жекартине расхода топлива отклоненияв системе зажигания дают тот же эффект, что и постоянно перевозимая на багажнике канистра.к ой объем равноценен выброшенному рублю прикаждой заправке бака. От зал оженного заводом расхода на высокихскоростях (в пределах 110 км / ч ) это выливается уже в дополнительные 2,5 л/100 км , или в четверть «жигулевского» бака, « п ущенного на ветер». Когда мы заканчивали замеры, удалось хорошо прочувствовать это. Езда сбагажником от редакции до полигона у/ (около 100 километров), прогрев на вы- О/ с окойскорости (28 километров скорост- / Л ного кольца) и 54 точкикривых на гра- уу фиках , вместивших около 80 километров М динамометрической дороги с ее идеаль- //",, ным покрытием , полностью очистили ;>..-;J010SO607080ОО100НО120VKM/WCл/Ю0км131'//,- 5 ц///7^7- \</,W^30 кО 50Л- У /уrg70<^80НО120 Укм/часВ испытаниях , п роводимыхредакцией , используется та жеаппаратура , и они проходят на тех же дорогах, где работают заводские испытатели . На этих снимках вы видите тест « Б агажниксканистрой » . 1. к ривая по результатам заводских испытанийВАЗ —21011; 2. р едакционный тест в «чистом варианте»; 3. «плюс багажник » ; 4. ...еще иканистра или нарушения в системе зажигания ; 5. ...и шинытоже не в порядке; 6. система зажиганияв норме; 7. позднее зажигание ; 8. ...к тому женарушены зазоры в свечах и прерывателе.регулятора, сместили момент зажиганияв сторону запаздывания — в озможный вариант при несоответствии момента заж иганиякачеству залитого бензина. И снова прирост . Системе зажиганиямы решили посвят ить отдельный графикинесколько сер ий заездов. Р егулируемых параметров, д оступных любому водителю, здесь три — з азорыв свечах и прерывателе иугол опережения зажигания . Чтобы проверить зазоры, н ужнов одном случае снять крышку распределителя, а вдругом — вывернуть свечи. На все уйдет не более 10 минут даже при первой попытке . Но как часто эту операцию проделывает владелец машины } Хотя, может быть, электроды у свечей Подгорели, а устанавливая впрошлый раз свечу, ее урон или , и зазор сбился. Мало ли случайностей. Казалось бы , п устяки : четыре свечи и четыре разных зазора — от 0,5 до 1,2 мм , а в прерывателе зазор всего лишь на 0,15 мм меньше нормы. Эти цифры перед испытаниями мы пол учили на СТО кактипичные отклоне-Последняя серия заездов дополнила нашкомплекс «грехов» бесконтрольным давлением вшинах . На глаз разница между 1,2 кгс / с м2и 1,7 нгс/смз едва различима. Поэтому многие водители, доверившись внешнему впечатлению, не пользуются манометром. Мы «смоделировали» эту привычку . В разных колесах установили разное давление от 1,2 до 1,5 кгс / с м2 , п рактически не изменив внешнего вида шин . И опять малые скорости! Если на больших — свыше 80 км / ч — под действием центробежных сил шинакан бы раздувается, динамич еский радиус качения становится больше и увеличение расхода бензина не превышает 0,5 л/100 км , то на самых рабочих — от 40 до 70 км / ч — к о всем остальным перерасходам приплюсовываются еще 0,8 л на каждые 100 километров пути . В сумме все эти «мелочи» привели к тому, что припопулярныхскоростях — в городе 60 км / ч , а на шоссе 90 км / ч — к аждая сотня километров дополнительно обходится минимумв 1,5 л бензина. Та-бензобак ВАЗ —21011. Эксплуатационный расход топлива в этот день равнялся 18 л/100 км . Несложно сделать скидку на «полный дроссель» п ри разгонах ипрогревочныхкругах , и станет понятно, что многое для экономии нашего общего богатства — топлива и собственных Денег мы можем сделать сами с помощ ьюшинного насоса и манометра, отв ерткии маленького ключика со щупами иразумного оборудования автомобиля. Для всего этого совсем не нужно быть автослесарем высокой квалификации . Н. РАЗИНЧЕВ, редактор отдела эксплуатациии сервиса журнала «За рулем»Редакция благодарит за помощь в проведении теста водителя-испытателя ЗИЛа О. Богданова.Iw,И