ГАРАЖНЫЙ КООПЕРАТИВКЛУБ "АВТОЛЮБИТЕЛЬ"Права и обязанностильгота распространяется и на инвалидов с детства. По законодательству Таджикской и Узбекской союзных республик таким правом наделены и члены республиканского общества автомотолюбителей. — Можно ли стать членом гаражного кооператива, еще не владея автомобилем, а только имея очередь на приобретение его? — Согласно Примерным уставам в большинстве республик, в кооператив может быть принят только человек, владеющий на правах личной собственно-' сти автомобилем (мотоциклом), зарегистрированным в местных органах ГАИ. Однако в Казахской и Туркменской ССР в кооператив могут вступить и граждане, состоящие в очереди на приобретение автомобиля. В Эстонской ССР членом кооператива может стать наряду с владельцами машин и тот, кому в установленном порядке предоставлено право на покупку автомобиля в текущем году. — Правомочно ли правление исключать из ГСК лиц, продавших автомобиль или сменивших место жительства? — Чаще всего на практике такие конфликтные ситуации возникают, когда член кооператива продал старую машину и намерен приобрести новую. В этих случаях Примерные уставы отдельных республик устанавливают срок, в течение которого членство сохраняется. В Грузии, Таджикистане и Узбекистане он равен одному году, в Латвии — трем годам и более, если гражданин стоит на учете для приобретения автомобиля. По истечении этого времени в кооператив по решению общего собрания принимается новый владелец машины, а прежнему возвращается сумма накопленного пая. Примерно так же предлагает решать этот вопрос в Москве и Мосжилуправление. Здесь владелец гаража должен подать заявление в правление, которое вправе назначить срок на приобретение нового автомобиля. Дополнительный срок предоставляет общее собрание. Но в РСФСР и остальных республиках, где есть Примерный устав, это обстоятельство не является основанием для исключения. Как разъяснил по конкретному делу Верховный Суд РСФСР, исключение из членов ГСК возможно только по тем положениям, которые есть в Примерном уставе. Изменение места жительства в черте города или переезд в другой на постоянное место жительства в Примерных уставах большинства республик не является основанием для исключения. гОбязан ли член кооператива, помимо паевого взноса, вкладывать дополнительные средства? — Паевой взнос, как известно, делается до начала строительства гаража, и сумма его определяется сметой. В период эксплуатации владелец «машиноместа» несет новые расходы. Это оплата коммунальных услуг и текущего ремонта, покупка дополнительного оборудования, заработная плата сторожа и Журнал уже публиковал материалы об основных положениях Примерного устава кооператива по строительству н эксплуатации коллективных гаражейстоянок для автомобилей индивидуальных владельцев, действующего в Российской Федерации. Но быстро растет армия владельцев «машино-мест» в коллективных гаражах,-и правовые вопросы становятся для них особенно актуальными, возникает необходимость в уточнениях, читатели просят рассказать о различиях в Примерных уставах, принятых в союзных республиках. Выбрав из почты вопросы, интересующие многих авторов писем, редакция попросила ответить на них в «Клубе» кандидата юридических наук В. М. ХИНЧУКА. — Известно, что членами гаражного кооператива могут быть все совершеннолетние граждане СССР. Кому предоставляется право вступать в ГСК в первую очередь? — Этот вопрос решен в разных республиках по-разному. В Латвии и Таджикистане преимуществом пользуются инвалиды Великой Отечественной войны, труда, а также инвалиды из числа военнослужащих. В Белоруссии этаАвтомобиль в темных очкахВ «Клуб «Автолюбитель» обратился водитель из Минска Ю. Лавринович. Он пишет: «На улицах нашего города можно иногда встретить автомобили иностранных туристов с затемненными стеклами. Хотелось бы знать, являются ли такие стекла данью моде или же имеют какой-то практический смысл». Обычно мы приглашаем на очередное заседание «Клуба» специалиста, который разъясняет суть проблемы. На этот раз редакция обратилась к статье инженера Т. СОБЕЦКОГО, опубликованной в польском журнале «Мотор», которую положила в основу ответа. Автомобили с затемненными (их еще называют дымчатыми) стеклами теперь не такая уж редкость. У одних «дымка» зеленоватая, у других — коричневая. Эти стекла, с одной стороны, рассчитаны на чисто внешний эффект (подобные «находки» известны много десятилетий — были бы только на них покупатели), а с другой — призваны играть роль теплозащиты для пассажиров автомобиля. Многие фирмы, выпускающие , дорогие машины, ставят дымчатые стекла на порядочную часть своей продукции. Некоторые японские заводы оснащают ими даже малолитражки. А не ухудшают ли такие стекла безопасности езды, поскольку пропускают меньше света, чем обычные, «прозрачные»? В некоторых странах существуют на этот счет специальные требования. Так, в ФРГ можно применять в качестве лобовых только те дымчатые стекла, которые пропускают не менее 76 %. падающего на них света. Для боковых установлен более низкий предел — 70%. Вспомним, что обычные автомобильные стекла поглощают не менее 10% световой энергии. Однако дымчатые стекла, называемые иногда также атермальными, или теплонепропускающими, поглощают порой до 40% энергии солнечного излучения, а если говорить об ультрафиолетовом излучении, то до 60%. Если все стекла в машине заменить атермальными, то они в солнечный день обеспечивают внутри салона температуру на 3—5° ниже, чем при прозрачных окнах. А в жаркие летние дни даже такая небольшая разница уже чувствуется. Конечно, тут же напрашивается встречный вопрос — если в машине тепло, а на улице мороз, то не должны ли атермальные (теплонепропускающие) стекла играть роль теплоизоляции? Нет, стекло ведь поглощает ультрафиолетовые лучи, то есть служит «изоляцией» только от них. Теплопроводность его — такая же, как у обычного стекла. Словом, оно не препятствует утечке тепла из салона. Но,вернемся к более серьезному предмету, вопросу о безопасности. Лобовое стекло, если его наклонить под углом 60° к горизонту, может поглощать дополнительно еще 10% энергии.. При дневной езде эти потери практически неощутимы. Ночью же лобовое стекло, пропускающее, скажем, 73% световой энергий, как показали американские исследования, снижает видимость на 3-5%!6 т. д. Размеры этих расходов определяет общее собрание. —Установлено, что участки под гаражи отводятся кооперативам в бессрочное пользование. Однако это условие не всегда соблюдается. Кто и по какой причине может изъять земельный участок, занимаемый кооперативом? — Земельный участок, предоставленный в бессрочное пользование, может быть решением исполкома изъят, если он понадобился в связи с изменением градостроительных планов или по другой уважительной причине. Убытки кооперативу в таких случаях возмещаются теми учреждениями или организациями, которым передается этот участок, или исполкомом местного Совета. Членам кооператива возвращаются паевые взносы в размере балансовой стоимости гаража за вычетом износа. По возможности исполком предоставляет новый участок для строительства кооперативного гаража. — Можно ли сдать свое место в гараже внаем или обменять его на место в другом кооперативе? — Сдача внаем места в кооперативном гараже разрешена только в Белоруссии и Латвии. В ряде республик за членами ГСК не закреплено право и обменивать гаражные помещения. В практике все же такие вопросы решаются на общем собрании, что является правомерным, ибо гражданское законодательство позволяет заключать договоры, хоть и не предусмотренные законом, однако не противоречащие ему. В Примерных уставах в Латвийской, Таджикской и Эстонской республиках сказано, что член кооператива имеет право с согласия исполкома местного Совета обменять' занимаемый бокс (место стоянки) на другой — тоже кооперативный, а в Белоруссии — и на гараж, принадлежащий кому-либо на правах личной собственности. В Литве к томуже разрешено обменять место в кооперативном гараже на гараж, арендуемый у местного Совета или государственной организации. — Читатели спрашивают, каким образом супруги, расторгшие брак, могут разделить паевой взнос в кооператив и за кем из них остается право пользования гаражом. — Большинство Примерных уставов не позволяет разделять пай ни супругам, расторгшим брак, ни наследникам владельца места в гараже. Денежная сумма пая включается в общую сумму как при разделе нажитого сообща имущества бывших супругов, так и при наследовании. В Белорусской, Латвийской и Литовской ССР возможен раздел пая между супругами при расторжении брака. Здесь право вступления и пользования гаражом может быть предоставлено и тому из супругов, кто раньше не состоял в кооперативе, но является владельцем машины. — Кто из родных н близких может наследовать накопленный пай? Кому из них в первую очередь предоставляется право пользования гаражом? — Поскольку накопленный пай — личная собственность, после смерти члена кооператива она переходит по наследству в установленном порядке. Преимущество при вступлении в кооператив имеют, как правило, наследники — члены семьи. Это — родители, дети, супруг или супруга умершего. Кроме того, наследниками, пользующимися таким правом, могут быть родные братья и сестры умершего, его дед, бабка, нетрудоспособные лица, состоявшие на его иждивении не менее года до смерти, а также другие родственники, независимо от степени родства, которые проживали совместно с умершим и вели общее хозяйство, по закону признанные членами его семьи. Наследниками эти родственники назначаются по завещанию. В Примерных уставах в Тад-жнкской, Туркменской, Казахской, Литовской, Латвийской и Эстонской ССР круг наследников, которые имеют преимущественное право на вступление в кооператив, не ограничен членами семьи. Однако во всех случаях в кооператив может быть принят лишь тот из наследников, кто является владельцем автомобиля, зарегистрированного в установленном порядке. — Кто контролирует деятельность кооператива? — ГСК работают под наблюдением и руководством исполкомов Советов народных депутатов, зарегистрировавших их устав. В Примерном уставе в Узбекской ССР, утвержденном 13 июля 1977 года, это положение сформулировано уже иначе. Кооперативы в этой республике осуществляют свою деятельность под руководством соответствующей местной организации общества «Автомотолюбитель», котор'ая, в свою очередь, несет ответственность перед исполкомом местного Совета. Постепенно все эти функции ив других республиках переходят к обществам автомотолюбителей, которые, могут и должны оказывать помощь гражданам, желающим создать кооператив или вступить в него. В их обязанности, что предусмотрено Уставами обществ уже в ряде республик, входит ходатайство перед исполкомом о предоставлении земельного участка, поиск и переговоры с проектной и подрядными организациями, контроль за ходом и качеством строительства и деятельностью кооператива. — В каком случае кооператив может быть ликвидирован? — Когда его деятельность по решению суда признана не соответствующей положениям Устава. Необходимость ликвидации управе признать и общее собрание. Тогда решение подлежит утверждению исполкомом местного Совета.Ряд европейских фирм, прежде всего «Фольксваген», оценивают условия, в которых проходили исследования (предельная минимальная различимость предметов на дороге и значительная удаленность) как нетипичные для повседневной езды. Иными словами, «Фольксваген» считает, что практически разница и при ночной и при дневной езде для обычных и атермальных стекол заметно меньше, чем определили эти соотношения американские специалисты. Но какой бы ни была позиция «Фольксвагена», поставляя свои машины в США, фирма вынуждена считаться с местными требованиями, а, как известно, атермальные стекла популярны за океаном. Например, в 1977 году ими были оснащены 84,7% проданных в США легковых автомобилей. Многие полагают, что дымчатые стекла защищают от ослепления фарами встречных машин. Опыты опровергли эту точку зрения. Хуже того, время, необходимое для полного восстановления остроты зрения водителя после такого ослепления, несколько больше, чем при обыкновенных стеклах.Все сказанное относится к чистым стеклам. В действительности, однако, лобовое стекло, как правило, бывает запыленным. И вот в этих условиях затемнение стекла, благодаря добавлению при его выплавке определенных присадок, дает положительный эффект. Дело в том, что тогда меньше световой энергии рассеивается на поверхности стекла при встрече с частичками пыли. И все же атермальные стекла пока не получили массового распространения на европейских легковых автомобилях. И здесь немаловажное значение имеет их более высокая цена. В заключение надо обратить внимание автомобилистов, охотно наклеивающих цветную пленку на верхнюю часть лобового стекла: то, что вы делаете, — дань совершенно непрактичной, более того, вредной моде. Такая пленка делает езду опасной, так как снижает прозрачность стекла и видимость. Бывает и хуже — пленка несет на себе надпись из крупных букв, так что обладателю подобного украшения приходится разглядывать окружающий мир в просветы между их линиями или пригибать на ходу голову или скашивать глаза.Эта опасная мода заходит подчас настолько далеко, что опрыскивают верхнюю часть стекла тонким слоем краски — пусть машина выглядит «по-заграничному». И невдомек такому подражателю, что попавшаяся под руку краска не имеет ничего общего со специальными присадками, добавляемыми при изготовлении настоящих атермальных стекол. Коль уж мы затронули тему о стеклах и ограничении видимости из-за сомнительных достоинств пленок и краски, вернемся к разговору о другой распространенной среди автомобилистов моде. На заднем стекле — переводные картинки с гербами городов, где побывал владелец машины, разные рекламные тексты. Один московский автолюбитель довольно долго ездил с надписью, сделанной красивыми буквами на прозрачной пленке: «Покупайте только машины «Датсун» (какой-то знакомый привез ему этот заграничный сувенир). Надеемся, что, прочтя эти строки, сторонники украшений сделают для себя правильные выводы и хотя бы найдут для них более безопасное место, чем стекла. 7