Окончание. Начало — на стр. 41.СООБРАЗИМ?— Не толпитесь, не толпитесь, по одному. Каждый со своим стаканом! Не волнуйтесь, всем хватит,— профессор математики делил. — Баба Тоня, ты куда? — Так мне для швейной машинки! — А ты деньги сдавала? К тому же для швейной это не подходит. Вопрос для «Клуба знатоков»: что делят в нашем дворе? Ни за что не догадаетесь — «Литол-24». Купили както, по случаю трехкилограммовую банку. Для одного автолюбителя слишком дорого, да и требуется смазки — двести граммов на пять лет. Приходится приобретать в складчину. Давным-давно, когда подорожание бензина всего в два раза вызывало шок у населения, цены на «запорожцы» и «нивы» снижали, а экономика была централизованной и плановой, в научно-исследовательских институтах выясняли, сколько граммов смазки требуется на один автомобиль в год, в Госплане цифры суммировали и передавали в Совмин, который давал задания министерствам, а те — заводам уже в сотнях и тысячах тонн. Поскольку заводу было наплевать, кто и как смазку использует, то все расфасовывалось в крупную тару, глав--ПРОКОПДосадных мелочей, естественно, хватает: об устранении некоторых журнал писал неоднократно. Чаще всего в жару 36—40°, что в южных краях не редкость, докучают паровые пробки в бензонасосе. Если еще не сделан бензоотвод, как на последних партиях ЗАЗ (см. ЗР, 1991, № 5), то на некоторое время может помочь наброшенная на бензонасос тряпка, которую время от времени надо обильно смачивать водой. А скорость лучше снизить до 80 км/ч. Из-за того, что не хочется перегревать мотор свыше 110 °С, часто приходится ездить ночью: радио ворчит, мотор урчит довольно и бензина вроде «кушает» меньше. Опаснее? — Да, но если хорошо отдохнул накануне, дорога знакомая, отражатели фар нержавые (тормозная жидкость тут не помощник!), -а сами фары «по науке» отрегулированы, то аккуратно ехать можно. Какими приборами дооборудовал автомобиль? Сделал электронное зажигание по схеме Ю. Сверчкова (опубликована в журнале «Изобретатель и рационализатор», 1987, № 7) — не отказало ни разу в течение трех сезонов: кремниевые полупроводники выдерживают супертемпературу. Собрал электронный реле-регулятор напряжения, который, считают, позволяет продлить срок службы батареи (первая со штатным регулятором проработала три года, вторая — более пяти сезонов и пока еще неплоха). Электронное зажигание дополнил электронным октан-корректором, установил амперметр, тахометр. Радиолюбителю средней руки такое под силу. Возможно, это излишество: вдруг огоньки светодиодов-индикаторов привлекут «салонных» воров. Впрочем, если кто «положит глаз» на комплектующие и запчасти — не убережешься. Не всегда помогают и хитроумные «противоугонки». Резюме по довольно многочисленному семейству «запорожцев». Достоинства. Малогабаритный, без излишеств автомобиль достаточен для нужд семьи из четырех человек; неприхотлив к условиям содержания и эксплуатации; потребляет бензин с октановым числом 76 и даже ниже, что немаловажно сейчас, когда АИ-92 не бывает месяцами. Грунтовка и лакокрасочное покрытие позволяют не применять дополнительных мер по антикоррозионной защите и эксплуатировать всесезонно без перекраски более 8—10 лет (на моем даже днище с заводской защитой). Годовые затраты, включая ГСМ и запчасти, согласно записям в бортжурнале, не превышали 1000—1400 рублей, из них на ГСМ — 300—400 рублей (в ценах 1991 года при среднегодовом пробеге 12—13 000 километров). Недостатки (основные): плохо с запчастями (а ну, как их российскому автомобилисту станут продавать за купоны, еще хуже — за СКВ?); шумноват; перегревается в жаркое время года; плоховато заводится в морозы; несколько прожорлив, особенно зимой с «печкой». Кстати, ее устройство занимает в описании машины добрую половину страниц и требует едва ли не львиной доли ухода зимой. Капризное сооружение, досконально освоил только на четвертый сезон! Но, в общем, «достаточно автомобиля за свои деньги».ное — отчитаться о выполнении плана. О потребителе думали мало. При рыночных отношениях заботиться о покупателях выгодно, поэтому товары продают в удобной таре. У нас же пока все по-прежнему: или те, кто находится у руля экономики, избрали не тот курс, или тары малых размеров не хватает. В результате в одном городе стоят нераспроданные огромные банки, а в другом — нет ничего, как в поговорке: где густо, а где пусто. Хорошо, что наш человек — сообразительный: то пол-литра на троих «сообразит», то двадцатилитровую емкость моторного масла — на четверых. Однако бывают случаи, что сразу не поймешь, как поступить. Поцарапал я на днях свою машину. Для ремонта нужно чуть-чуть полиэфирной шпатлевки. Покупать килограммовую банку дорого, да и жалко — все равно остаток испортится. Вот и думаю, что делать: то ли в аварию попасть, чтобы всю шпатлевку сразу израсходовать, то ли своим соседям машины покарябать, чтобы опять в складчину покупать. П. ДМИТРИЕВЭКЗАМЕН НА ДОМУОтветы на задачи, помещенные на стр. 28 Правильные ответы: 1, 3, 6, 7, 9, 11, 14, 16 I. Несмотря на то, что на машине для уборки улиц, которая находится на второстепенной дороге, включен оранжевый проблесковый маячок, ее водитель должен уступить дорогу легковому автомобилю. Маячок не дает никаких преимуществ, а служит лишь для привлечения внимания и предупреждения об опасности (пункт 4.3). II. Груз, перевозимый на грузовом автомобиле, выступает за его габариты более чем на 1 метр. В этом случае его надо обозначить сигнальными щитками или флажками, чего не сделал водитель грузовика (пункт 23.3). III. Перед водителями — нерегулируемый равнозначный перекресток. Обгон здесь запрещен (пункт 12.3).IV. Предписывающий знак «Движение направо или налево», разрешая поворот налево, разрешает и разворот (приложение 1 пункт 4.1.6). V. Нарушителем является в данной ситуации пешеход. Он должен был пересекать проезжую часть по пешеходному переходу, который находится явно в пределах видимости (пункт 5.4). VI. В Правилах дорожного движения четко указано, что водители при повороте направо или налево должны пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть. К сожалению, это требование у нас в большинстве случаев не выполняется (пункт 14.2). VII. Хотя шлагбаум и открыт, в светофоре горит красный сигнал. Это означает, что на переезд въезжать нельзя и надо остановиться у светофора (пункт 16.3). V III . При одновременной смене полосы движения уступает дорогу автомобиль, у которого, условно говоря, помеха справа, т. е. в нашем случае красная машина пропускает синюю (пункт 9.3).Ответы на задачи разминки1. В колпачке вентиля подвернулось уплотнительное колечко, которое и нажимало на стерженек золотника. 2. Верхний рычаг вместе с сайлентблоками «ходил» на оси. 3. Во время сварки ток идет по пути наименьшего сопротивления. В данном случае — через нити лампочек, так как крыло было соединено с «массой» неплотно, через ржавые винты. Чтобы такого не случилось, следует «массовый» («земля») провод присоединять возможно ближе, а лучше прямо к той детали, которую свариваете. 4. Шланг соединил с трубкой бензопровода, налил в него горячего чая и подсоединил к запасному колесу, в котором предварительно отвернул немного золотник. Под давлением воздуха горячая вода в два приема прочистила трубку.ЗА РУЛЕМ 10/92 43