Jfk«ХОНДА» ЕЩЕ ПОБЕГАЕТВ серии статей кандидата технических наук А. ХРУЛЕВА (ЗР, 1992, № 7, 8, 9) рассказывалось о специфике эксплуатации и способах ремонта двигателей зарубежного производства. Заканчивая разговор о моторах иномарок, автор приводит конкретный пример ремонта двигателя «Хонда-аккорд» и подводит краткие итоги сказанного. М оторрабочимобъемом 1,6 л (диам етр цилиндра 86 мм , ход поршня 77 мм ) , выпущенный в 1981 году, вышел из строя после пробега 180 тысяч километров , к огда из-за недостаточного маслоснабжения разрушился шатунный подшипник . Водитель не остановился, что привело к перегреву мотораиобрыву шатуна с пос ледующимразрушением поршня (фото 1). При разборке двигателя идефектов ке деталей выявили, что износ деталей шатунно-поршневой группы достиг предельных величин. Так, у коренных .(двухслойных сталеалюминиевых) вкладышей он составил 0,02...0,03 мм , трехслойных шатунных — 0,07...0,08 мм , износ шеек ко ленвала: коренных — 0,01...0,02 мм , шатунных — 0,04...0,045, упорных полуколец коленвала — 0,22...0,24 мм . Износ цилиндров в верхней части достиг 0,18...0,26 мм , в средней — 0,06...0,07 мм , овальность ци ­ линдра — 0,03 мм , износ поршней — 0,05...0,07 мм . У одного из поршнейпро ­ горели верхний поясок и перемычка, залегло верхнее компрессионное кольцо. Износ пальцев составил 0,04...0,05 мм , зазор взамке верхних колец — 2.5...3 мм . Износ шеек подшипников распределительн ого вала находился в пределах 0,01... 0,02 мм , постелей — 0,06...0,08 мм , овальность 0,05 мм . Причинами столь значительного износа основных деталей стали использование отечественного масла и большой ( о коло 55 000 км ) п робег без смены масляного фильтра, на что указало обилие инородных твердых включений в материал всех вкладышей. М отор отремонтировали следующимобразом . Из алюминиевого сплава с малым коэффициентом линейного расширения выполнили поршни ремонтногоразме ­ ра диаметром 77,5 мм (фото 2), из высок опрочной легированной стали — шатун (фото 3). Д ля этого использовали только универсальное оборудование: токарный, ф резерныйи шлифовальной станки. Изготовили также новые поршневые пальцы и шатунный болт с накатанной резьбой. Коленчатый вал, на поврежденную шатунную шейку которого предварительно наплавили стальную ленту высокой твердости, прошлифовали до диаметров 50,1 и 41,52 мм . Д оработанные вкладыши ВАЗ (1-го ремонта) для коренных иЗАЗ (номинальные) для шатунных шеек обеспечили зазоры 0,05 ммв коренных и 0,04 ммв шатунных подшипниках. Для восстановления необходимого осевого зазора кодному из упорных полуколец с тыльной стороны точечной сваркой приварили стальную полоску толщиной 0,3 мм . Блок цилиндров расточили под новые поршни сзазором 0,05 мм . ПоршневыеДатчик ДМИ-2. К1116КПЗ сконцентратором магнитного потока. При работе датчика в распределителе взазоремеждумагнитомимикро ­ схемой проходит закрепленный на валу замыкатель, состоящий из четырех шторок (по числу цилиндров двигателя). Когда шторка находится взазоре , и ндукциявмикросхеме минимальна, выходной каскад «открытый коллектор» заперт. При выходе шторки из зазора индукция вмикросхе ­ ме максимальна и выходной каскад микро ­ схемы открыт. Д МИ - 1 можно без переделок устанавливать вместо датчиков IAV2Aв распределители 40.3706, предназначенные для автомобилей ВАЗ, вместо датчиков IAV10Aв распределителях 53.3706 для «Таврии», а также IAV50A в приборах венгерского производства, где требуется лишь немного подпилить по месту пластмассовый корпус датчика или пластину в распределителе. П одробные указания по установке датчика приведены в прилагаемой к нему инструкции. О днакопрежде , чем заменять датчик при отказе системы зажигания, стои-т убедиться, что причина в нем, а не вком ­ мутаторе или катушке. Д ля этого надо снять распределитель с машины и отсоединить штекернуюколодкуспучком проводов. К штекерамколодки на распределителе посредством хлорвиниловых или каких-либо других изолирующих трубочек подсоединить провода, обозначив их номера по штекерам , к которым они подсоединены. Затем провод «1» подключить кклемме «-(-» а ккумулятор ­ ной батареи, а провод «3» п одсоеди ­ нить к «массе». « М ежду « + » и проводом «2» включить цепочку , состоящую из резистора 8—12 кОмлюбоймощностии индикатора — светодиода типа АЛ307 (вместо него можно подключить тестер врежимеизмерения тока). Поворачивая вал распределителя, мы должны увидеть периодическое свечение и угасание светодиода (четыре цикла за оборот ) . П одклю ­ ченный тестер должен показывать появление тока (10 мА ) и исчезновение его . Если периодического изменения состояния подключенных индикаторов не про ­ исходит, значит, датчик неисправен, и его надо заменить. После установки ДМИ-1 в распределитель стоит проверить работоспособность датчика описанным выше спос обом . Бесконтактная система зажигания (БСЗ) в последнее время , к огда стали выпускать надежные коммутаторы , все больше привлекает внимание владельцев машин, оборудованных классической ( к он ­ тактной) системой. Специально для них ПМЗР разработал и освоил всерийном производстве датчик моментаискрообра зования ДМИ - 2 . Он предназначен для установки в распределитель 30.3706 автом обилей ВАЗ ( к ромемоделей «2108», «2109») и работает совместно сблокомэлектронного зажигания, например «Искра», «Тандем», ВУЗ идр . Д МИ - 2 состоит из статора, устанавливаемого на место контактной группы , и замыкателя — диска спрорезями , зак репляемого на валу распределителя. Датчик размещен на текстолитовой пластине вместе странзистором КТ-815, к оторый позволяет увеличить коммутируемый ток. Так как ДМИ - 2 подключается непосредственно к бортсети автомобиля, предусмотрена защита от бросковпитающего нап ряжения . Угловая протяженность штор ­ ки замыкателя составляет 45°, что обеспечивает открытое состояние выходн ого транзистора, эквивалентное замкну ­ т ому состоянию контактов. Что дает установка ДМИ-2? Система зажигания автомобиля становится бескон ­ тактной, а значит, увеличивается срокслужбы распределителя из-за большего , чем сконтактами , д опустимого люфта валика; с нижаются затраты на обслуживание, в частности на периодическуюпро BepKy hрегулировкуи замену контактной группы ; благодаря более точномуи стабильному искрообразованиюв цилиндрах, улучшается работа и увеличивается ресурс двигателя. П одробно принцип действия, параметры и способ установки ДМИ - 2 в распределитель приведены в прилагаемой к нему инструкции. М онтаж не требует каких-либо специальных инструментов и особых навыков иможет быть выполнен в условиях домашнеймастерской . Специально занимается установкой БСЗ сДМИ - 2 отделение концерна « С оюз — Сатурн», располож енноевМоскве (Б. Коммунистическая, 44, телефон 272-17-78).СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДАТЧИКОВ ХОЛЛА ДМИ-1 (требования ТУ) IAV2A, IAV10A, IAV50A (данные каталога) 6...16 20 Г 34 2,8 — 4 0 . . . + 125Параметры, единица измеренияН апряжение питания, В Коммутируемый ток (не более ) , м А Угол температурного ухода точки срабатывания в распределителе (не более ) , град Допускаемые кратковременные броски напряжения в бортсети ( t « 1 0мкс ) , В Допускаемое осевое смещение замыкателя ( н еболее ) , м м Температурный диапазон, °С6...16 25 1 42 4,5 —40... + 1 25* По результатам испытаний. 34 ЗА РУЛЕМ 10/92