СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБАПрекрасно, но почему «синтетика» не вытеснила смазку на минеральной основе? П режде всего потому, что его замечательные свойства формируются посредством дорогостоящих технологических процессов. Как следствие, р оз ­ ничная цена раза в три выше, чем традиц ионного масла. Это так. Но если речь идет о сохранении такого дорогостояще ­ го элемента автомобиля, как двигатель, стоит серьезно подумать, п режде чем сказать «нет». Помните, у Пушкина: «А Балда повторял сукоризной : «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной». Здравомыслящие люди поинтересуются: а возможно ли решение «серединканаполовинку» — смесь синтетического и минерального масел? Д а , такое возмож ­ но, и «полусинтетическое» масло тоже выпускается. О но дешевле 100-процентного синтетического, но и плюсы его не так ярк о выражены. Нынче «синтетику» делают почти все ведущие нефтеперерабатывающие фирм ымира : «Мотюль», «Шелл», «Кастроль», «Мобильойл», «Якко», « А джип » , «Кофран». Но «Мотюль» первой разработала технологию производства синтетического масла, к оторое совершило революцию на рынке смазочных средств. Передо мной — «Справочник инже ­ нера автомобильной промышленности», изданный в середине 50-х. Его авторы — 59 ведущих специалистов английского автомобилестроения. На стр. 361 русского издания говорится: «Синтетические масла все еще дороги , и вызывает сомнение их широкое применение для смазки автомобилей в ближайшее время». Прогноз не оправдался: в 1966 году на рынке появилось полусинтетическое моторное масло «Мотюль-Исо», а в 1971 году впродажу поступило стопроцентное синтетическое масло «Мотюль-ЗООВ», к о ­ торое по способности выдерживать высокие рабочие температуры исопро ­ тивлению сдвигу превзошло лучшие ми ­ неральные моторные масла. Последняя же новинка — биологически разрушаемое моторное масло «Мотюль», созданное специально для двухтактных двигателей. Разумеется, подробные испытания масел требуют немалого времени. Так что разговор оредакционном тестировании появившихся в стране зарубежных масел впереди. Пока жесообщим , что моторное синтетическое масло «Мотюль-ЗООВ», подходящее для современных отечественных легковых моделей, м ожно приобрести вмосковском отделении фирмы по цене 60' м арок ФРГ за 4-литровую банку ( о ко ­ ло 10 долларов за литр), а минеральное «Мотюль-ХП200» — 18 марок за 2-литровую банку ( о коло 1,5 доллара за литр). Кстати, продается и синтетическое «Аджип-Нуово-2000» ( о коло 20 долларов за литр) и «Кастроль-РС» ( о коло 15 долларов за литр). Так что «синтетическое моторное масло», к оторое совсем еще недавно попадало вкатегорию «поисков, идей, разработок», нынче стало реальностью и не такой уж недоступной. С. МАРЬИНОчень быстро износились фрикционные накладки ведомого диска сцепления, почему!Нормально работающее сцепление во включенном состоянии не должно пробуксовывать, то есть ведомый диск, зажатый междумаховикоминажимнымдиском сцепления, д олжен быть относительно них неподвижен . Если он проворачивается, то это приводит кускорен ­ ному износу фрикционных накладок — за несколько сотен километров, как за весь срок обычной эксплуатации. Причин пробуксовкинесколько : замасливание фрикционных накладок (чаще всего вследствие выхода из строя сальников коленвала или первичного вала коробки передач); уменьшение усилия нажимного диска (обычно из-за потери упругости, п оломок цилиндрических или диафрагменной пружин сцепления и ослабления крепежа , р еже по другим причинам, например, вследствие заедания привода сцепление может работать в полувыключенном состоянии). Очень часто виноват сам водитель: не следил за машиной (привод сцепления нужно регулировать согласно инструкции по эксплуатации) или при движ ении автомобиля постоянно держал ногу на педали сцепления (нажимать на нее следует только при необходимости: троганье с места, переключение передач). Редко, но бывает ускоренный износ фрикционных- накладок вследствие задиров на поверхности маховика или нажим ­ ного диска. Они могли образоваться при эксплуатации сильно изношенного ведомого диска. Следует вовремя заменять изношенные диски новыми (не ездить сбуксующим сцеплением), а кро ­ м е того, приклепывать новые фрикцион ­ ные накладки латунными (а не стальными) заклепками, причем расстояние от их головок до поверхности накладки (т. е. величина, на которуюможет износиться накладка) д олжно быть не ме ­ нее 1мм .стоянки, или «N» — нейтраль. Передвинув контроллер вположение «D» — драйв (движение вперед в автоматическом реж име ) , водитель увеличивает скорость машины, пользуясь только педалью газа. Переключение передач при этом происходит автоматически. Д ля движения задним ходом контроллер нужно установить против буквы «R» — реверс. На некоторых автомобилях примене ­ ны автоматические коробкис селективным включением передач. Они позволяют при желании перейти на ручное управление, например, при спуске с крутой горы , где при автоматическом вклю ­ чении высшей передачи снизилась бы эффективность торможения двигателем, или при обгоне . В этом варианте, к ро ­ м е буквенных символов, м огут использоваться цифры, соответствующие выбираем ой передаче. На стоянке контроллер следует перевести вположение «Р». В этом случае трансмиссия блокируется, вращение колес влюбом направлении становится невозможным.По каким книгам можно познакомиться с работой гидропневматической подвески колес!Таких книг на русском языке издано немного. Р екомендуем следующие. В. И. А нохин . Отечественные автомобили. Изд. 3-е М., Машиностроение, 1968. Я. М . П евзнери А. М . Г орелик . Пневматические и гидропневматические подвески. М., М ашгиз , 1963. И. Р аймпель . Шасси автомобиля (перевод снемецкого ) . М., М ашинострое ­ ние, 1983. Й. Р аймпель . Шасси автомобиля. Конструкции подвесок (перевод с немецк ого ) . М., Машиностроение, 1989. И. Н. У спенский , А. А. М ельни ­ к ов . Проектирование подвески автомобиля. М., Машиностроение, 1976.Чем очистить «засаленное» лобовое стекло!Если под рукой нет специальных препаратов, ж ирную грязь и следы насекомых можно удалить, протерев стекло табаком из сигареты или папиросы.Сколько легковых автомобилей выпускала за последние годы промышленность бывших социалистических стран!Объем производства легковых автомобилей в течение последних трех лет неуклонно снижался, так следует из приведенных нижецифр . Информация взята из швейцарского «Каталог дер Аутомобиль Ревю» 1990, 1991 и 1992 го ­ дов.Что обозначают буквенные символы у рычага управления автоматической трансмиссией!Такие коробки передач встречаются на иномарках, которых все больше ввозят из-за рубежа . О нинамного облегчают управление машиной, поскольку в этих автомобилях нет ни педали сцепления, ни рычага переключения передач. На месте последнего установлен короткий Т-образный контроллер , двигающийся впро ­ рези-кулисе. Стартер включается, как правило, только если контроллер находится вположении «Р» — паркинг, т. е. р ежимГоды198919911992ГДР Польша Румыния Чехословакия Югославия220 845 294 896 115 000 183 593 180 950150 017 273 144 11 5 000 187 784 153 017154 90 172 107479 000 700 000ЗА РУЛЕМ 10/9227