ОДНА «ВОЛГА» СМЕНЯЕТ ДРУГУЮНижегородское производственное объединение «ГАЗ» переживает сегодня не лучшие времена. И все-таки, несмотря на трудности, в первом полугодии ГАЗ выполнил план по товарной продукции, получил прибыль. Быстрее пошла работа по сооружению корпуса дизельных двигателей, продолжаются доводка и испытания легкого грузовика ГАЗ-3302. Он должен выпускаться как с бортовой платформой (грузоподъемность 1500 кг), так ис кузовами «самосвал» и «фургон». Намечено создать и его полноприводную модификацию, а также машину, работающую на газовом топливе. Что касается легковых автомобилей, то их производство удерживается почти на уровне прежних лет (1987 г.— 7 1419 машин, 1988 г . — 7 4 115, 1989 г.— 70 001, 1990 г . — 7 2 000 и 1991 г.— 69 000). Сборка «чаек» прекращена с 1989 года, а доля ГАЗ-3102 в общем объеме выпуска легковых моделей составляет 3 — 4 %. Пока нет определенности со сроками начала производства автомобилей нового семейства: ГАЗ-3103, ГАЗ-3104 и ГАЗ-3105. Тем не менее завод нашел возможность модернизировать базовую легковую машину. С апреля на главном конвейере легковых автомобилей прежняя модель ГАЗ-24-10 полностью вытеснена модернизированной «Волгой» ГАЗ-31029. Что это за машина и каковы планы дальнейшего ее развития! На эти вопросы отвечает главный конструктор легковых автомобилей завода ВЛАДИМИР НИКИТОВИЧ НОСАКОВ. Новое оформление передней части машины с использованием светотехнических приборов от ГАЗ-3102 придало машине свежий, более современный вид.Задняя часть кузова, унифицированная с ГАЗ3102, и большие фонари сделали машину привлекательнее, более вместительным стал багажник.В подкапотном пространстве ГАЗ-31029 узнаем много знакомых нам черт ГАЗ-3102, хотя передний щит, охватывающий радиатор, облицовку и фары, совершенно иной.роизводство легковых автомобилей среднего класса наш завод начал 60 лет назад, когда в декабре 1932 года с конвейера сошли 34 машины ГАЗ-А. Их выпуск продолжался до 1936 года. Затем были ГАЗ-М1 (1936—1942 гг.), «Победа» ГА3-20 (1946—1958 гг.), «Волга» ГАЗ-21 (1956—1970 гг.), «Волга» ГАЗ-24 (19681992 гг.), и с апреля начато изготовление ГАЗ-31029. Эта машина продолжает традиции своих предшественниц, за которыми установилась репутация особо прочных, выносливых, вместительных моделей. Это неудивительно — ведь примерно каждая третья выпущенная заводом «Волга» предназначалась для интенсивной (до 100 тысяч километров в год) эксплуатации в расчете на ресурс 350 тысяч километров до капитального ремонта.ПФото А. ОсинаНа ГАЗ-31029 потребитель найдет узлы, хорошо зарекомендовавшие себя в эксплуатации и освоенные в серийном производстве автомобилей ГАЗ-24-10 и ГАЗ-3102. Новая машина, как и ГАЗ-24-10, оснащается четырехцилиндровым двигателем ЗМЗ-402 рабочим объемом 2445 см 1 мощностью 100 л. с./74 кВт или 90 л. с/66 кВтпроизводства Заволжского моторного завода. Вторая модификация — с пониженной степенью сжатия для работы на бензине А-76. Напомним, что в системе питания обоих двигателей применен карбюратор К-151 с устройствами рециркуляции отработавших газов и перепуска топлива. Если силовой агрегат остался практически неизменным, то трансмиссия ГАЗ-31029 существенно обновлена. Пока для начального этапа производства сохранена четырехступенчатая коробка передач от ГАЗ-24, но на часть выпускаемых автомобилей устанавливается новая, пятиступенчатая с повышающей пятой передачей и синхронизаторами на всех передачах, включая и «задний ход». Это первый случай, когда на выпускаемой у нас серийной модели предусмотрен синхронизатор на «заднем ходе». Благодаря ускоряющей (передаточное число меньше единицы) высшей передаче новая коробка передач дает возможность понизить расход топлива, особенно на загородных трассах. Она менее шумна, чем предшественница, и помогает увеличить долговечность двигателя. Для ГАЗ-31029 освоен новый задний мост с картером главной передачи неразъемной конструкции, что улучшило условия регулировки зацепления шестерен главной передачи, сохранения его стабильности в эксплуатации. В подвеске автомобиля использованы конструктивные решения, обеспечившие прежним моделям «Волги» высокую плав-ТЕХНИКА4 ЗА РУЛЕМ 10/92 ность хода на любых дорогах. Кинематика передней независимой подвески на поперечных рычагах большой длины сводит к минимуму изменения угла развала и колеи на всем диапазоне хода подвески ив этом смысле имеет определенные достоинства перед распространенной свечной подвеской колес типа «Мак-Ферсон». Передняя пружинная и задняя рессорная подвески имеют исключительно большой суммарный вертикальный ход колес (187 и 250 мм соответственно), что в сочетании с эластичными и энергоемкими втулками и ограничительными резиновыми буферами, а также широкопрофильными шинами создает «Волге» преимущество перед зарубежными и отечественными легковыми моделями в способности двигаться с большими скоростями по неблагоустроенным дорогам без «пробоев» и повреждений. Передние колеса «Волги» поворачиваются на большой угол, так что даже при значительном габарите машины радиус ее поворота по внешнему следу колеса не превышает 5,6 метра. Кстати, такой же радиус поворота у ВАЗ-2105 и «2107». которые короче «Волги» на 740 мм. Тормозная система имеет двухконтурный гидравлический привод с вакуумным усилителем и регулятором давления в контуре задних тормозных механизмов. Передние и задние тормоза сохранены барабанного типа, хотя часть машин комплектуется передней подвеской ГАЗ-3102 с дисковыми тормозами. Кузов автомобиля ГАЗ-31029 по сравнению с автомобилем ГАЗ-24-10 получил более современное архитектурное решение передней части благодаря аэродинамическим обводам оперения, наклонной облицовке радиатора и фарам прямоугольной формы, а также указателям поворота, вписанным в поверхность передних крыльев. Новое оперение, обеспечивая улучшенную аэродинамику, способствует снижению внешнего и внутреннего шума на больших скоростях. Благодаря новым фарам с галогенными источниками света на 30 % выросла освещенность дороги при ночной езде. И еще одна немаловажная практическая деталь: новая форма передних крыльев и спойлера под бампером способствует уменьшению забрызгивания ветрового стекла. Применение пластмассы для бамперов исключает их коррозию. Использование в задней части ГАЗ-31029 элементов кузова ГАЗ-3102 позволило, по сравнению с ГАЗ-24-10, увеличить высоту и объем багажника, разместить задние фонари большей площади, применить встроенные противотуманные фонари. Изменения в передней и задней частях кузова на 150 мм по сравнению с ГАЗ-24-10 увеличили длину машины, но масса автомобиля сохранилась прежней. В конструкции кузова введен ряд технологических улучшений, включая сварку крыши с боковыми угловыми панелями уже без внешней накладки, а также герметичные пороги без накладного молдинга, что положительно скажется на долговечности кузова. Интерьер просторного и комфортабельного салона ГАЗ-31029 сохранен в целом от ГАЗ-24-10. Внутренняя ширина кузова (1490 мм) обеспечивает свободную посадку на заднем сиденье трех взрослых пассажиров — по этому важному потребительскому параметру «Волга» по-прежнему превосходит многие свои зарубежные аналоги. Углубления в поверхности спинки и подушки заднего сиденья улучшают комфорт в случае по2 За рулем № 10В интерьере салона модель ГАЗ-31029, как и ее предшественница ГАЗ24-10, сохранила общность с «Волгой» ГАЗ3102.Если откинуть подлокотник, то на заднем сиденье комфортабельно (даже в зимней одежде) разместятся три пассажира. Совместно с Заволжским моторным заводом (ПО «Автодвигатель») наше объединение ведет подготовку к переходу на комплектацию «Волги» ГАЗ-31029 новым четырехцилиндровым двигателем ЗМЗ-406. Оснащенный впрыском топлива, с четырьмя клапанами на цилиндр и двумя распределительными валами, он при рабочем объеме 2300 см 3 развивает мощность 150 л. с./ПО кВт. Максимальная скорость автомобиля при этом увеличивается до 170 км/ч, улучшаются его приемистость (разгон с места до 100 км/ч за 13,5 с) и экономичность (в среднем на 12 % ) . С 1 апреля на главном конвейере сборки легковых автомобилей вместо ГАЗ-24-10 появилась машина ГАЗ-31029.садки на нем двух пассажиров и создают дополнительное пространство для ног и над головой. Расположение агрегатов в подкапотной зоне удобно для обслуживания. Конструкция автомобиля приспособлена к техническому обслуживанию и ремонту как в условиях ремонтных предприятий, так ив индивидуальном гараже. Гарантийный пробег для ГАЗ-31029 — 50 тысяч километров. Наряду с базовой моделью ГАЗ-31029 подготовлен выпуск семейства ее традиционных модификаций: грузо-пассажирского автомобиля с семиместным кузовом «универсал», санитарного автомобиля ГАЗ-31023 и других, включая автомобили, собранные в специальных комплектациях. Прочное шасси автомобиля, обладая резервами по надежности и грузоподъемности, позволяет создавать на базе узлов трансмиссии и ходовой части легкового автомобиля «Волга» не только грузо-пассажирские, но и грузовые варианты, в частности пикап грузоподъемностью 600 кг и фургон. Узлы шасси автомобиля «Волга» применены на 11-местном микроавтобусе РАФ, однотонном прицепе ГАЗ-8156 для легковых автомобилей и даже новом перспективном грузовом автомобиле ГАЗ-3302.В' нынешнем году потребители получили ГАЗ-31029 из первых партий укомплектованные еще не в полном объеме намеченной модернизации. Однако в дальнейшем завод станет выпускать машину такой, как она описана выше.ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГАЗ-31029 «ВОЛГА»Общие данные. Колесная формула — 4X2. Количество мест — 5. Масса в снаряженном состоянии — 1400 кг. Объем багажника — 0,5 м3 . Наибольшая скорость — 147 км/ч. Время разгона с места до 100 км/ч — 19 с. Наибольший преодолеваемый подъем — 30 %. Расход топлива, л/100 км: при 90 км/ч — 9,4, при 120 км/ч — 12,9, при условном городском цикле езды — 15,0. Запас топлива — 55 л. Размеры, мм: длина — 4885; ширина — 1800; высота (без нагрузки) — 1475; колесная база — 2800; дорожный просвет — 156. Двигатель: модель — ЗМЗ-402; рабочий объем — 2445 см 1 ; степень сжатия — 8,2; мощность — 100 л. с./74 кВт при 4500 об/мин; наибольший крутящий мом ент — 18,6 кгс- м/182,4 Н- м при 24002600 об/мин. Цена — 1,3 миллиона рублей (по состоянию на июль 1992 г.).ЗА РУЛЕМ 10/92 5