КЛГБИНФОРМАЦИЯИЗ КОПИЛКИ БЫВАЛЫХЛЕКТОРИИРаздел ведут редакторы В. АРКУША, Б. СИНЕЛЬНИКОВ, Д. ПОСТНИКОВАВТОЛЮБИТЕЛЕЙплавке стали из руды (руда, собственно, та же ржавчина). Масса кузова автомобиля не так уж велика, о днако площадь поверхности большая. Плотность защитного тока (то есть отношение силы тока к площади поверхности) д олжна быть больше, чем плотность тока в процессе электрохимическойкоррозии . Используя законФарадея , зная электрохимический эквивалент железа , м ожно рассчитать нео бходимую величину плотности тока. Но не все так просто. К сожалению , к оррозия стали не отличается равномерным характ ером , она — локальная (т. е. местная, язвенная), что обусловлено неоднород ­ ностью ( г етерогенностью ) поверхности и, как следствие, о бразованием на ней мик ­ р о - и макрогальванических элементов. С помощью катодной защиты мы стрем имся подавить как тенденциюк переходу железавокисное состояние (то есть в ржавчину), так и действие возникающих гальванических элементов. — Мы подошли к принципу действия электрохимической защиты... — Поясню его на примере работы цинкового протектора. Предположим, мы прикрепили небольшой брусок из цинка ккузову автомобиля. Тогда при наличии воды (или другого электролита) цинк будет растворяться (высвобождать энерг ию ) , а на поверхности железа — катоде будут протекать реакции восстановления окислов железаи электровосстановления молекул кислорода. При этом на катоде происходит подщелачивание, то есть образование отрицательных гидроксильных ионов. При подаче электрического тока к защ ищаемой поверхности ( п одводедопол ­ нительных электронов кжелезу ) реакции восстановления идут интенсивнее. Скорость коррозии уменьшается пропор ­ ционально логарифму плотности тока. Потенциал железа смещается вотрица ­ тельном направлении до таких величин, что процесс коррозии становится невозм ожным . Положительные ионы железа при этом разряжаютсяипревращают ­ ся в прочно сцепленный слой чистого железа. — Коль скоро эти процессы закономерны, очевидно, м ожно рассчитать радиус действия цинкового протектора, закрепленного на кузове автомобиля! — Попытаемся. П редположим , наш алюминиевый протектор ( б русок ) имеет массу 50 г, а разность потенциалов между ним икузовом — 1 В. Толщина пленки жидкости на днищекузова составляет 100 мкм (0,01 см ) , а ее удельное электросопротивление 20 Ом-м. В этом случае радиус действия защиты будет не более 10 см , что явно недостаточно даже при размещении на кузове восьми протекторов . Ж елающим проверить расчет рекомендую книгу И. Л . Розенфельда « К оррозияи защита металлов» (издательство «Металлургия», 1970, стр. 92—199). Н адежную защиту может обеспечить ток плотностью около 0,2 А / м " . Прикинь-ЗАЩИТЯТ ЛИ КУЗОВ ПРОТЕКТОРЫ?В последнее время на прилавках магазинов появляются специальные устройства для защиты кузова от коррозии. Американские, наши или из ближайшего зарубежья (бывших республик СССР) — все они имеют металлические пластины-протекторы, которые требуется прикрепить к кузову. Реклама таких приспособлений звучит по радио, появляется на экранах телевизоров. Были публикации ив нашем журнале (ЗР, 1984, № 9; 1991, № 5). Покупать или не покупать! — спрашивают читатели. Редакция обратилась за консультацией к специалистам по коррозии. Наш корреспондент беседует с председателем комиссии электрохимической защиты Ассоциации коррозионистов кандидатом химических наук В. КРАСНОЯРСКИМ. Владимир Васильевич, расскажите, пожалуйста, где применяется электрохимическая защита от коррозии. — Электрохимическая защита (катодная) нашла широкоеприменение на под ­ земных сооружениях (там, где есть грун ­ товые воды), газо- и нефтепроводах, водопроводах, теплосетях. П римеруспеш ­ н огоприменения гальванической защиты — установка протекторовврезер ­ вуарах с артезианской водой. Вы, наверное, знаете, что выход космо ­ навтов воткрытый космос отрабатывается32 ЗА РУЛЕМ 10/92в гидролаборатории на земле , п ричем для имитации невесомости испытатели и макет орбитальной станции погружаютсяв воду. О борудованиержавело настолько быстро, что уже через месяц вода в резервуаре становилась темно - ж елтойиприходи ­ лось ее зaмeнятьvа это более шести тысяч кубометров . После установки протек ­ торов вода в течение трех лет оставалась прозрачной , так каккоррозия была полностью остановлена. П ротекторную защиту применяюти на морских судах для подводной части кор ­ пуса. В надводной, где поверхность смачивается лишь брызгамиморской воды, метод, о котороммыговорим , неэффективен. Если специалисту по электрохимиче ­ с койзащиэ от коррозиидают задание на проектирование , то он обязательно спросит обэлектропроводности раствора и толщине пленки жидкости — эти факторыопределяют радиус действия протекторной защиты. — Получается, что устройства, о которых мы говорим, не подходят для автомобиля: ведь он не погружен в воду, как корабль! — Принцип действия защиты нередко поясняют на примере гальванического элемента « ж елезо — цинк». Д ляего работы нужен электролит. Радиус действия защиты при погруже ­ нии вдождевую , р ечную или водопро ­ в одную воду очень мал (вода — плохой электролит). Д аже высокая разность потенциалов не обеспечит здесь необхо ­ д имой защитной плотности тока из-за большого сопротивления в электрической цепи . Естественно, чтобы обеспечить полную защиту (иммунность) металла, н еобходи ­ ма такая же по величине энергия, к акую затрачивают металлурги при вы