Так начинались заметки, пришедшие в редакцию от автора из мест заключения и опубликованные в девятом номере журнала за прошлый год. Сегодня мы продолжаем знакомить читателей с размышлениями бывшего угонщика-профессионала. На этот раз он пишет (увы, из тех же мест заключения) о том, насколько защищены от угона автомобили, сошедшие с конвейеров наших автозаводов. Начнем с «запорожцев». Кто-то может сказать: «Кому нужна эта «мыльница»?» Но именно с этой машины набирают свой опыт начинающие любители катания на чужих автомобилях, чаще всего в силу ее доступности. Судите сами — простейшие замки дверей (открываются любыми предметами, вплоть до запчастей от зажигалки) и форточек, отсутствие или слабое крепление замка зажигания с противоугонным устройством. В общем — идеальный объект для приобретения начальных навыков угона. «Запорожец» даже с выключенной «массой» угоняется за 40—45 секунд, при некоторой расторопности. Владельцам этих машин советую оснастить их любой, даже самой простой сигнализацией. Серьезные воры на «запор» не позарятся, а юнцы, как правило, глупы и пугливы. Восстанавливать машину потом будет себе дороже, ведь обычно после угона ЗАЗ находят разбитым. «Москвичи-412» идентичны «запорожцам», а «Москвич-2140» и ижевские машины лучше стали лишь в том, что у них исчезли форточки спереди, но остались треугольные стекла задних дверей. Вообще, эти участки небольшого, отдельного остекле6 ЗА РУЛЕМ 10/92ния — самое слабое место автомобиля. Угонщик чаще всего не возится с замками, а просто разбивает небольшое стекло. Искусство требует жертв, в данном случае недорогих. Ну, а дверные замки... Поражает простота и легкость их открывания. Что касается замков зажигания и штатных противоугонных устройств (блокировка рулевого колеса), то слабое место у них — болтовое крепление. Снять декоративную крышку и отвернуть два болта — дело трех минут. А вот АЗЛК-2141 — модель более сложная для угонщиков. Плотно подогнанные стекла дверей и новые замки внушают вид неприступной крепости. Но поломав голову и все-таки попав в салон, опытный вор поражается опять тому же болтовому креплению и легко разбирающемуся замку зажигания. Правда, появился один плюс — это прямое, безразъемное соединение проводов с внутренними контактами в замке зажигания. Провода остаются закрытыми, но ведь они не бронированные. Их легко перерезать. Марка «ВАЗ», пожалуй, самая популярная у нас (и для угонщиков тоже). Из всех отечественных моделей, кроме переднеприводных, самые надежные двери и замкиу ВАЗ-2101, «2102», «2103», «2106», «2121». Они не позволяют воспользоваться посторонними предметами и приспособлениями, но оставляют возможность подбора ключа. Их взаимозаменяемость поразительна, от одной модели к другой, и наоборот. Явно хуже дверные замки у ВАЗ-2104, «2105», «2107». Они открываются самыми неожиданными предметами. Еще минус — малое стекло задней двери. Что касается блокировки руля, то самая надежная она на моделях начиная с ВАЗ-2101 и по «2106», а также на «Ниве». Несъемные замки зажигания, крепкая щеколда противоугона очень затрудняют попытку кражи. Операция по устранению «вазовских» замков требует спокойствия, выдержки, крепких нервов, чего в пиковой ситуации часто не хватает. Во всяком случае юному угонщику поживиться «Жигулями» довольно трудно. Но если он располагает временем в 1—3 часа (в зависимости от квалификации), автомобиль будет угнан. Пару строк о «газовских» машинах. Встречается еще на улицах городов ГАЗ-21. Машина очень доступная, и следует помнить, что у непрофессиональных угонщиков вид большого, добротного автомобиля вызывает ностальгию и жгучее желание на нем прокатиться. О ГАЗ-24 (первых модификаций) можно сказать одно — поскольку «Волга» была изначально предназначена для людей представительных, вероятно, конструкторы предполагали, что эта машина будет храниться в гараже с сигнализацией или под присмотром сторожа. Модели десятых модификаций и ГАЗ-3102 защищены лучше. Появился более совершенный замок, исчезли «ветровики», но если кругом ни души и вор может пошуметь, то на взлом двери уйдет полминуты. Штатные противоугонные устройства идентичны «жигулевским» и хотя не особо надежны, все-таки это лучшее из отечественных средств защиты. И все же ни один из автомобилей, выпускаемых у нас, не защищен надежно. Каждую машину нужно обязательно дополнить самостоятельной противоугонной системой, и чем она совершенней, тем лучше, хотя многие из них с; недостатками. Самое распространенное решение — подсоединения системы к плафону освещения — очень легкомысленно. Угонщику не обязательно открывать дверь, можно «войти» и в окно, а если нужно — разобрать плафон и удалить лдмпы. Системы, срабатывающие на падение напряжения в сети, тоже легко обнаружить, да и не всегда автомобиль уезжает своим ходом. Маятниковая система предпочтительнее, хотя и бывают ложные тревоги. Эффективны ультразвуковые датчики, реагирующие на изменение объема. Хороши также радиопередающие устройства. Пару слов о бензобаке. Можно не тратить зря время на установку замка на лючок бензобака, тем более сейчас, взломать его — пустяк для вора. Раскурочат весь люк, да и крыло зацепят. Также бесполезно прятать выключатель «массы» — по проводам его легко вычислить. Гораздо полезнее предусмотреть скрытый разъем в проводе. Вот, собственно, и все, что я хотел сказать. Поверьте, что_любой угонщик изобретателен, догадлив и слабые места автомобиля выделяет сразу. Владельцам машин нужно знать, куда направить свои усилия, защищая ее от угона. Каждый должен сделать выводы в,хоответствии со своими условиями. Но пользоваться автомобилем в штатном варианте; ^защиты — себе дороже. А. ЩЕРБАКОВ