86
87
ТЯЖЕЛАЯ "Wy.iM' ЖЕЛЕЗНОГО МАЙКЛАСергей ЗИНОВЬЕВ. Фото Леонида МАЙОРОВА Автомобиль ВАЗ-2105 помог Нарышкину Памятный приз Михаилу Нарышкину вручает главный редактор журнала "АМС-Автомотостать чемпионом столицы. спорт" Станислав Нечаюк. Первую раллийную "восьмерку" получил, когда еще раз сменил место работы - в но взошла чуть позже - в 1994 году он на НАМИ он до сих пор, водитель-испытатель "бэушной" Тойоте-Селика" выиграл чемпиов отделе форсированных испытаний. Чемнат России по ралли. А затем впервые старпионом СССР стать Нарышкину не удалось товал - здесь на сцене появляется Олег - только призером, его звезда окончатель- Пялин - в знаменитом ралли-рейде "Па Журналы "За рулем" и "АМС-Автомотоспорт" назвали "Лучшего автогонщика года". Им стал спортсмен, показавший высокие результаты за пределами нашей страны. Напомним, по итогам 1996 года лучшим был тольяттинец Сергей Алясов призер Кубка Европы по ралли. Ныне 30 из 46 опрошенных журналистов поставили на первое место 42-летнего москвича Михаила Нарышкина. Добытая им и, разумеется, его штурманом Олегом Пялиным "бронза" Кубка мира по ралли-рейдам оказалась весомее всего "золота" российских чемпионатов. Потомок древнего рода Нарышкиных (да-да!) после восьми классов школы пришел работать в 11-й московский таксопарк. Там и состоялось его первое знакомство с автоспортом - в середине 70-х чуть не в каждом таксопарке была спортивная секция. Прежде чем серьезно заняться автомобильными гонками, Михаил добился заметных успехов в велосипедных - был чемпионом Москвы, выступал за молодежную сборную страны. В конце концов, предпочел четыре колеса двум. Закончил Институт физкультуры (ГЦОЛИФК), где попал под опеку Эрнеста Цыганкова - одного из руководителей кафедры автомотовелоспорта, тренера сборной СССР по ралли. В соревнованиях выступал сначала на "Волге", затем, перейдя работать в Кунцевский автотехцентр, освоил "Жигули".Победа в австралийском "Сафари" стала решающим вкладом в "бронзу" Кубка мира-97.1Ф риж-Дакар", без каких-либо амбиций, просто ради удовольствия и проверки сил. В сезоне-96 экипаж российской частной команды "Нафтекс" на "Мицубиси-Паджеро" выступил почти на всех этапах мирового кубка. Получалось настолько неплохо, что Нарышкина частенько стали именовать "Железным Майклом". Надо полагать, не за присущие ему дружелюбие и отзывчивость, а за истинно бойцовский характер и упорство. В марафонских ралли, где скоростные участки измеряются сотнями километров, эти качества особенно ценны. Когда за 800 метров до финиша автомобиль загорается и встает, как это случилось с "Паджеро" на одной из гонок, без них не начнешь методичную подготовку к следующему старту. В 1997 году Нарышкин и Пялин одержали первую (и для них. и в истории российского автоспорта вообще!) победу на этапе Кубка мира, выиграв австралийское "Сафари". А их пятое место в "Мастер-ралли" (ЗР, 1997, № 11) поставило под сомнение победу "Ситроена" в командном зачете! Уверенная в успехе команда французской фирмы не планировала участвовать в последней гонке сезона - "Дезерт Челлендж" в Объединенных Арабских Эмиратах. Пришлось ехать... Экипаж "Нафтекс", увы, до финиша не добрался, но это уже не повлияло на распределение наград. Главным препятствием на пути российской команды к успеху в кубке были не тысячи километров чужого и чуждого бездорожья. Предвзятое отношение к россиянам со стороны завсегдатаев ралли-рейдов - вот что мешало больше всего, особенно в первом сезоне. Прежде всего это аукнулось "надежностью" техники. "Паджеро" готовили к соревнованиям французские специалисты (в России пока маловато опыта доводки машин для ралли-рейдов) - и почти в каждой гонке Нарышкин и Пялин сходили с дистанции из-за поломок. Наихудшие подозрения подтвердились французы, ничуть не смущаясь, работали "на русских" спустя рукава. Хотя брали за это не дешевле, чем с других. Менеджер команды "Нафтекс" Леонид Майоров (гонщики по праву считают его третьим и самым главным членом экипажа) уговаривал, ругался и даже грозил переходом в стан противника - "Ниссана". Последнее сработало - "Паджеро" стал надежнее."Паджеро", украшенный логотипами "Нафтекс", за два года стал характерной приметой этапа Кубка мира по ралли-рейдам. Экипаж Нарышкина и Пялина празднует победу в ралли "Оптик-2000" (ралли Туниса-97) в зачетной группе T2 и шестое место в абсолютном зачете (фото слева).Были и неприятности другого рода. Перед финишем "Мастер-рапли-97" представитель "Ситроена" открыто предложил Нарышкину финишировать не пятым, а шестым. Дескать, мы тогда не поедем в Эмираты, и вы сможете там выиграть. На что, разумеется, получил отказ. Но факт остался фактом Нарышкин из новичка ралли-рейдов быстро превратился в серьезного и сильного противника, с которым приходится считаться. Не случайно в конце года Михаил получил ряд выгодных предложений, в частности, выступать за заводскую команду "Мицубиси"! Казалось бы, надо, не раздумывая, соглашаться - ведь за таким приглашением стоят и успешное продолжение карьеры, и победы, и, наконец, деньги. Соблазн велик - десятки гонщиков мечтают об этом! С другой стороны, в "Мицубиси" Нарышкин, скорее всего, будет "номером два" или даже "три", что ни в коей мере не компенсируется фирменным сервисом. И уж точно утратит право на принятие самостоятельных решений: в заводских командах всем заведует руководство. Тут есть над чем подумать, и японская сторона определенного ответа пока не получила. P. S. Второе место по итогам опроса занял Виктор Козанков - чемпион страны по трековым гонкам и победитель кольцевого Кубка "Ротманс-АСПАС, третье - Сергей Успенский, завоевавший в прошлом сезоне аж две золотые медали в ралли и на "кольце". На четвертом - тоже москвич кольцевик Алексей Васильев, на пятом - раллист из Ижевска Сергей Балдыков, а замкнул шестерку коллега Нарышкина, выступающий в раллирейдах на КамАЗе, Фирдаус Кабиров.